Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Российская гимнастка назвала унизительным отсутствие трансляций ЧМ Спорт, 20:42
Как легко занести пианино на 25 этаж РБК и Yamaha, 20:34
Молдавия закупит газ у Польши на фоне спора с «Газпромом» Бизнес, 20:29
В Россию с любовью: Наталия Орейро говорит и поет по-русски Стиль, 20:27
Audi отзовет в России 31 тыс. машин из-за опасных подушек безопасности Авто, 20:23
Bloomberg узнал об утечке метана при ремонте объекта «Газпрома» Бизнес, 20:23
ДТП, потоп и другие неприятности: семь страховых историй с хорошим концом РБК и Ингосстрах, 20:05
Новые русские: как знаменитости получали российское гражданство Общество, 20:04 
Стоимость Tesla впервые в истории достигла $1 трлн Инвестиции, 19:55
Военного атташе ФРГ вызвали в Минобороны из-за слов о ядерном сдерживании Политика, 19:55
В Москве разрешили провести спортивные мероприятия со зрителями в локдаун Спорт, 19:52
Смолов пропустит матч чемпионата России из-за мышечной травмы Спорт, 19:50
Курс евро упал ниже ₽81 впервые с июля 2020 года Инвестиции, 19:44
От осетинских пирогов до кологривского гуся: кулинарные «эндемики» России РБК и Вкусы России, 19:38
Бизнес ,  
0 

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

Это должно сократить убытки РЖД от перевозок
Идея отменить госрегулирование тарифов на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах, заменив их на адресные льготы детям, принадлежит РЖД. Но это может привести к росту цен на некоторые билеты, предупредили эксперты
РЖД RU000A0JXN05 ₽1 024,2 +0,12% Купить
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала предложение РЖД по дерегулированию пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах. Об инициативе монополии и позиции службы следует из письма главы ФАС Максима Шаскольского, которое он отправил 19 августа первому вице-премьеру и председателю совета директоров РЖД Андрею Белоусову. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в Союзе операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупнейших железнодорожных операторов, на которые приходится более 70% парка грузовых вагонов).

Это письмо является ответом на поручение Белоусова от 27 июля «принять согласованное решение» по предложениям железнодорожной монополии. Аналогичное поручение получили Минэкономразвития, Минтранс и Минфин, следует из документа (РБК направил запросы в ведомства).

Представитель РЖД отказался комментировать межведомственную переписку. «Однако считаем, что любые изменения в части регулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах должны быть направлены на безусловное сохранение их доступности для населения», — отметили в пресс-службе железнодорожной монополии. Представитель Белоусова отказался от комментариев. В ФАС на момент публикации на вопросы РБК не ответили.

Как формируется цена на билеты

Сейчас тарифы на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования регулируются государством — их ежегодно индексирует ФАС на уровень не выше инфляции. Так, с 1 января 2021 года они выросли на 3,7%. Под регулирование не попадают только тарифы в вагонах купе, СВ и люкс, для которых применяется система динамического ценообразования: стоимость билетов формируется в зависимости от сезона, дня недели, спроса и количества проданных мест — при высоком спросе они растут.

Убыточные перевозки

В 2020 году из-за последствий пандемии коронавируса пассажирские перевозки РЖД сократились на 41,4%, до 78,1 млрд пассажиро-километров. Компания получила чистый убыток в 52,9 млрд руб. по МСФО за 2020 год против 155,7 млрд руб. чистой прибыли «в связи с убыточностью пассажирского сегмента», говорилось в ее сообщении. Убыток «дочки» РЖД — Федеральной пассажирской компании (ФПК) — составил 34,8 млрд руб. (в 2019 году была прибыль 6,6 млрд руб.).

«ФАС поддерживает предложения РЖД по изменению механизма субсидирования и дерегулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах», — пишет Шаскольский Белоусову. Сейчас в случае убыточности пассажирских перевозок по регулируемым ценам государство частично компенсирует потери железнодорожных операторов в виде субсидий. Например, в конце апреля 2021 года правительство приняло решение направить на стабилизацию финансового положения пассажирских компаний в пригородном и дальнем следовании более 11 млрд руб., из которых 5,5 млрд руб. предназначалось ФПК.

В случае отмены регулирования тарифов на пассажирские перевозки цены на железнодорожные билеты в плацкартных и общих вагонах вырастут, предупреждает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас тарифы искусственно сдерживаются государством и не соответствуют себестоимости, о чем свидетельствуют убытки операторов, указывает он. Но авиакомпании-лоукостеры будут сдерживать рост тарифов, добавляет эксперт.

Тutu.ru подсчитал, как поменялись цены на популярные маршруты на поездах
Общество
Фото:Сергей Мальгавко / ТАСС

Вопрос о дерегулировании пассажирских перевозок в последние годы возникал неоднократно, напоминает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Еще в ноябре 2017 года соответствующее поручение давал Аркадий Дворкович, занимавший на тот момент пост профильного вице-премьера. Но эта проблема так и остается нерешенной, хотя бы потому, что на одних направлениях есть альтернатива поезду, на других — нет, указывает он. Например, на таких промежуточных станциях, как Печора в Республике Коми, есть только поезд, и в таких случаях тарифы могут быть необоснованно завышены перевозчиками (в случае отсутствия регулирования).

В Евросоюзе в связи с небольшой долей железнодорожного транспорта в общем перевозочном процессе перевозчики работают по свободным тарифам. А в США железные дороги находятся в частном секторе, но частично получают финансовую поддержку из государственного бюджета, говорит Янков.

Какие еще изменения предлагают РЖД и ФАС

Одновременно с дерегулированием пассажирских перевозок глава ФАС вслед за РЖД также предлагает адресно субсидировать перевозки детей до 18 лет в купейных, плацкартных и общих вагонах. «Вместо компенсации за непроданные места в поездах, как в действующем механизме, считаем необходимым субсидировать, как предлагает РЖД, перевозку детей по льготным ценам», — пишет он.

Два года назад бывший на тот момент руководителем ФАС Игорь Артемьев также сообщал, что действующие механизмы регулирования и субсидирования тарифов РЖД «компенсируют плохую работу перевозчика» — непроданные места в плацкартных и общих вагонах (это влечет за собой убытки, которые сейчас частично компенсируются из бюджета). Он тогда как раз предлагал перестать субсидировать перевозки в таких вагонах в целом, выделив взамен ряд «социально значимых» направлений, на которые и будут направляться госсубсидии.

Переход к адресным льготам — это хорошая инициатива, потому что она поможет снизить убытки РЖД от пассажирских перевозок и меньше их субсидировать, замечает Бурмистров. Но программа требует доработки, так как не очень понятно, почему сейчас выделили перевозки только детей, а других льготников, включая пенсионеров, — нет, добавляет эксперт.

Семьи с детьми получат льготы на билеты в поезда по России
Политика
Фото:Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Программа субсидирования семей с детьми до 18 лет уже начала действовать. Согласно июньскому постановлению премьера Михаила Мишустина, льготный тариф для поездок в купейных вагонах для них рассчитывается как разница между стоимостью билета по выбранному маршруту (по России) в купе и 50% его стоимости в плацкартном вагоне. На компенсацию этой льготы в 2021 году в бюджете предусмотрено более 1,3 млрд руб.

ФАС против изменения грузовых тарифов

В письме вице-премьеру Андрею Белуосову глава ФАС Максим Шаскольский не поддержал еще одну инициативу РЖД по индексации тарифов на перевозку грузов в привязке не к потребительским ценам на товары, а к динамике промышленных цен, с которой компания выступила в мае.

Эти изменения не отвечают принципу долгосрочности и предсказуемости, так как потребуют ежегодной «донастройки» тарифов, указывает глава антимонопольной службы. Отказ от текущего порядка индексации тарифов по формуле «инфляция минус» снижает заинтересованность монополии в оптимизации затрат, в том числе при закупках продукции, добавляет он. По мнению Шаскольского, в конечном итоге это может привести к росту себестоимости продукции во всех отраслях экономики и «неконтролируемому росту инфляции».

Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"