Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Операторы предупредили РЖД о негативных последствиях реформы Лисина

Отмена запрета на перевозку контейнеров в полувагонах приведет к падению перевозок и другим негативным последствиям, предупредили РЖД операторы. Ранее монополия уже поддержала эту идею Владимира Лисина
РЖД RU000A0JXN05 ₽1 090 +0,24% Купить
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Контейнерные операторы предупредили главу РЖД Олега Белозерова о том, что разрешение возить контейнеры в полувагонах приведет к ущербу для отрасли и росту нагрузки на инфраструктуру железнодорожной монополии. Об этом говорится в письме, подписанном главами крупнейших компаний сегмента — «Трансконтейнера» и FESCO Зиявудина Магомедова и партнеров, крупнейшего в России оператора морских контейнерных терминалов Global Ports, а также группы «Дело» Сергея Шишкарева (контролирует «Трансконтейнер» и владеет 30,75% Global Ports).

РБК ознакомился с текстом письма. Источник, близкий к одному из авторов письма, сказал, что оно было отправлено Белозерову в начале этой недели. Представитель РЖД подтвердил получение письма.

Почему операторы пожаловались в РЖД

С декабря 2014 года железнодорожные контейнеры в России можно возить только на фитинговых платформах — специализированных платформах, предназначенных для перевозки крупнотоннажных контейнеров и оборудованных специализированными узлами для их крепления (фитинговыми упорами, которые входят в замок контейнера). Операторы контейнеров попросили Белозерова сохранить запрет на их погрузку в полувагоны после того, как владелец Первой грузовой компании (ПГК, один из крупнейших владельцев полувагонов в России) Владимир Лисин на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова 11 июня предложил отменить это ограничение.

Лисин предложил РЖД вернуть старый способ перевозить контейнеры
Бизнес
Фото:Анастасия Диева / ТАСС

Лисин тогда сказал, что это позволит решить проблему порожних вагонов и повысит погрузку на сети РЖД. По его словам, сейчас профицит полувагонов в России достигает 100 тыс. более чем из 500 тыс. (около 20%). «Оказывается, у нас еще до сих пор старая норма существует, придуманная, наверное, когда-то в чьих-то интересах, о том, что контейнеры можно возить только на фитинговых платформах. Есть предложение вовлечь сейчас полувагоны [для перевозки контейнеров]», — заявлял бизнесмен.

На совещании у первого вице-премьера Белозеров поддержал предложение владельца ПГК. «Это действительно интересное предложение, антикризисная мера хорошая», — сказал он. Прогноз РЖД на 2020 год, подготовленный в конце апреля, предполагает, что погрузка компании из-за коронавируса снизится на 4,8%, хотя изначально закладывался рост на 2,9%.

Почему РЖД поддержали Лисина

Когда РЖД в декабре 2014 года запретили перевозки контейнеров в полувагонах, сославшись на то, что способы размещения и крепления груза не обеспечивают сохранность вагонов и контейнеров, монополия тогда владела крупнейшим контейнерным оператором в России «Трансконтейнер» (ему принадлежит 32 тыс. фитинговых платформ). Но в ноябре 2019 года прошла приватизация «Трансконтейнера» — на аукционе его приобрела группа «Дело» Сергея Шишкарева, которая обошла структуры Владимира Лисина и Романа Абрамовича, предложив вдвое больше стартовой цены за контрольный пакет — около 60 млрд руб.

«Операторы контейнеров привыкли работать в тени «Трансконтейнера». А «Трансконтейнер» устанавливал правила, которые повышали его капитализацию. Внутри периметра РЖД это позволяло ему монопольно определять правила игры. Выход за периметр уравнял его с другими операторами», — говорит президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. По его мнению, возобновление перевозки контейнеров в полувагонах было вопросом времени. В условиях падения объемов перевозок и роста профицита парка РЖД заинтересованы в любой дополнительной загрузке, а порожний вагон приносит больше убытков операторам и РЖД, чем издержки, связанные с перевозкой контейнеров в полувагонах, считает Иванкин.

Представитель РЖД, комментируя обращение операторов, отметил, что в компании готовы к дополнительному обсуждению некоторых положений из письма. «Не являясь инициаторами рассмотрения этого вопроса (об отмене перевозки контейнеров в полувагонах. — РБК), мы полностью открыты для диалога и готовы пригласить к дискуссии все заинтересованные стороны, с тем чтобы получить всеобъемлющую оценку предложений», — подчеркнул он.

Какие аргументы выдвигают контейнерные операторы

В письме Белозерову операторы приводят сразу несколько аргументов в пользу сохранения запрета на перевозку контейнеров в полувагонах.

  • Замещение фитинговых платформ полувагонами не решит полностью проблему профицита полувагонов на сети железных дорог, поскольку их избыток сейчас составляет порядка 100 тыс. единиц, а суммарный парк фитинговых платформ — 71,2 тыс. единиц. И этого количества платформ больше, чем нужно для перевозки контейнеров: «По первому полугодию наблюдается небольшой профицит фитинговых платформ».
  • Отмена запрета на перевозку контейнеров в полувагонах, в свою очередь, приведет к профициту фитинговых платформ.
  • Операторы считают, что снятие запрета на погрузку контейнеров в полувагоны также не поможет разгрузить инфраструктуру РЖД. Лисин предлагал отменить этот запрет, в том числе для того, чтобы загрузить контейнерами порожние полувагоны, возвращающиеся из угольных портов Дальнего Востока. По данным авторов письма, за первые пять месяцев 2020 года около 5% фитинговых платформ приезжали из дальневосточных портов в западную часть России пустыми. А разрешение погрузки контейнеров в полувагоны спровоцирует еще большее количество порожних пробегов на запад, что только увеличит нагрузку на инфраструктуру, говорится в письме.
  • Погрузка контейнеров в полувагоны требует в среднем в пять—семь раз больше времени на обработку каждого вагона, чем их перевозка на фитинговых платформах. Существенное увеличение времени обработки контейнеров в портах и пограничных переходах приведет к сокращению пропускной способности портов и сокращению объемов перевозок, отмечают операторы. «Для выгрузки или погрузки контейнера в порту на полувагон требуется минимум в два-три раза больше времени, чем при работе с фитинговыми платформами, поскольку контейнер в вагоне необходимо закрепить, установив между ним и стенками вагона брусья», — говорил ранее РБК представитель группы «Дело».

    Владелец «Трансконтейнера» оценил идею Лисина по перевозке контейнеров
    Бизнес

     
  • Кроме того, они обращают внимание на несоответствие креплений контейнеров в полувагонах действующим требованиям безопасности и государственным стандартам. «Во всех экономически развитых странах для транспортировки контейнеров используются именно специализированные фитинговые платформы. Их преимущества: безопасность, быстрота операций погрузки и выгрузки, особенно при интермодальных перевозках», — передал РБК через пресс-службу президент FESCO и один из авторов письма Максим Сахаров. «Транспортная группа FESCO совместно с РЖД активно развивают доставку грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, мы проделали большую работу, чтобы клиенты, которые очень требовательны к качеству перевозки, доверили нам транспортировку своих грузов и выбрали Транссиб вместо традиционного маршрута через Суэцкий канал», — добавил он.
  • В случае разрешения погрузки контейнеров в полувагоны маржинальность контейнерных перевозок существенно снизится, заключают операторы. «Резко вырастут порожний пробег и непроизводительный простой фитинговых платформ в ожидании загрузки, появится профицит этого типа вагонов. В таких условиях практически полностью сократится объем закупки новых фитинговых платформ. Таким образом, тяжелое машиностроение может лишиться заказов на производство новых фитинговых платформ на сумму свыше 30 млрд руб.», — говорится в письме.

Управляющий партнер Инфра Проекты Алексей Безбородов в целом согласен с аргументами контейнерных операторов. Он добавил, что под перевозку контейнеров будут предоставлять в том числе вагоны, перевозившие уголь и другие «грязные» грузы, что может отпугнуть иностранных заказчиков, учитывая, что сейчас в контейнерах импортируются грузы стоимостью около $100–150 тыс. за контейнер. РБК направил запросы представителям Лисина и ПГК, а также другим основным владельцам полувагонов — Globaltrans (крупнейшие акционеры — Андрей Филатов, Никита Мишин и Константин Николаев), «Нефтетранссервису» Вячеслава и Вадима Аминовых и Алексея Лихтенфельда и «Модум-Транс» Дмитрия Артякова и Андрея Бокарева.

Контейнерные операторы опасаются, что возвращение полувагонов в сегмент контейнеров может снизить ставку на перевозку таких грузов и нарушить устоявшиеся маршруты, добавляет Иванкин. Такие риски есть, но не все клиенты готовы будут отказаться от фитинговых платформ, добавляет он.

Абрамович и Лисин проиграли аукцион по продаже «Трансконтейнера»
Бизнес
Сергей Шишкарев

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
В Курской области объявили опасность атаки беспилотников Политика, 02:36
Глава Минюста США опроверг наличие у Байдена умственных отклонений Политика, 02:32
Дуров рассказал о «чрезмерном внимании» со стороны ФБР Технологии и медиа, 02:06
Уровень воды в Тоболе в Кургане достиг 830 см Общество, 02:05
В Дагестане арестовали восемь энергетиков по делу о хищении ₽2,8 млрд Общество, 01:49
Машина с военнослужащими из Чувашии затонула в Воронежской области Общество, 01:36
Reuters узнал, что Украина не получит все российские активы сразу Политика, 01:15
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Эрдоган подтвердил договоренность о визите Путина в Турцию Политика, 00:59
На митинге против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 11 человек Политика, 00:32
Экс-полицейского обвинили в получении рекордной взятки в 5 млрд руб. Общество, 00:27
«Барселона» после удалений игрока и тренера уступила ПСЖ и вылетела из ЛЧ Спорт, 00:09
Чем примечательны парламентские выборы в Хорватии Политика, 00:00
Бизнес попросил смягчить требования к транспорту и одежде курьеров Москвы Технологии и медиа, 00:00
Биржа предложила освободить торги газом от уплаты дополнительного НДПИ Бизнес, 00:00