Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Открытие новых магазинов оказалось менее эффективным для ретейлеров

Расширение торговых площадей уже не дает крупнейшим российским ретейлерам сопоставимого увеличения доходов, утверждают аналитики Oliver Wyman. В уже освоенных регионах — слишком большая конкуренция, в новых — непредсказуемый спрос
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Крупнейшие российские ретейлеры в последние годы теряют эффективность при расширении сетей. Такой вывод содержится в исследовании консалтинговой компании Oliver Wyman (есть в распоряжении РБК).

Открытие новых магазинов не приносит такого же увеличения выручки, как раньше. Так, с 2011 по 2014 год прирост торговых площадей двух лидеров отрасли — «Магнита» и X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — составил 67%, подсчитали в Oliver Wyman, и это принесло сетям 58% дополнительных продаж без учета роста выручки в ранее открытых магазинах. Однако в последние три года этим же компаниям пришлось увеличить торговые площади уже на 82%, чтобы продажи выросли на те же 58%.

Ретейлерам стало тесно

Открытие новых магазинов не дает прежнего эффекта в первую очередь из-за падения доходов россиян и их стремления сэкономить, считают аналитики Oliver Wyman. Кроме того, продовольственным сетям становится все труднее находить выгодные места для новых точек. Теперь они открывают их в новых регионах, предугадать спрос в которых довольно сложно.

Расширение присутствия в регионах может негативно влиять на рентабельность ретейлеров, говорится и в исследовании Credit Suisse, посвященном российскому розничному рынку. «Рост ради роста и экспансия в экономически отстающие регионы может быть одной из причин нынешнего ослабления операционной активности», — отмечают в Credit Suisse.

Если же сети не идут в новые регионы, им приходится открывать торговые точки уже рядом с существующими магазинами — своими или конкурентов, а значит, их эффективность будет заведомо ниже. По данным «INFOLine-Аналитики», самая большая концентрация сетей в Северо-Западном федеральном округе, где крупнейшие пять ретейлеров вместе занимают 18,8% рынка.

Причина падения трафика у многих сетей кроется в росте конкуренции на фоне открытия все новых и новых точек, подтверждает гендиректор сети «О'кей» Миодраг Боройевич. «Объем рынка более или менее стабилен, и у меня хорошие ожидания от его дальнейшего развития, но бездумное наращивание новых площадей ни к чему хорошему не приведет», — считает Боройевич. По его словам, больше всех страдают высококонкурентные форматы супермаркетов и дешевых «магазинов у дома».

В итоге крупные сети в попытках оптимизации стали чаще закрывать свои магазины, отмечается в исследовании Oliver Wyman. Например, «Дикси» с начала 2017 года закрыла более 170 магазинов, X5 Retail Group в первом квартале 2018 года закрыла 126 магазинов своего главного формата «Пятерочка». Почти столько же магазинов — 127 — компания закрыла за весь 2017 год в рамках оптимизации.

Придется заслужить любовь

Тем не менее ретейлеры не прекратят расширять свои сети, полагают в Oliver Wyman. С этим согласны аналитики Credit Suisse: 2017 год был пиковым по количеству открытий, но крупнейшие игроки рынка заявляют о планах дальнейшего расширения. В 2018 году X5 Retail Group планирует открыть 2,5 тыс. магазинов, «Магнит» — 2,2 тыс., «Дикси» — 133 магазина, «Лента» — 80 магазинов.

Доля крупнейших сетей еще не так велика, как на развитых рынках, и есть место для роста, отмечают в Oliver Wyman. По данным Euromonitor, в России пятерка крупнейших ретейлеров занимает 26% рынка. В США эта доля составляет 46%, в Великобритании и Франции — около 60%, в Германии — 71%.

Для увеличения рыночной доли ретейлеру необходимо не только открытие новых магазинов, но и рост частоты покупок и среднего чека. Эти показатели напрямую зависят от удовлетворенности покупателя, напоминают аналитики Oliver Wyman. С начала 2018 года покупатели начали реже ходить в самые популярные магазины. Количество покупателей в магазинах «Магнит», которые работают не меньше года, сократилось на 3,6% в первом квартале 2018 года. Средний чек упал даже в самом успешном формате «у дома» — на 0,7%. Количество покупателей в сетях X5 Retail Group сократилось на 1,6% в первом квартале 2018 года, в том числе и в самой популярной у покупателей «Пятерочки», где трафик сократился на 2,2%.

Почти у всех ретейлеров, которые активно расширялись в последние годы, ориентированность на клиента не была приоритетной задачей, считают аналитики Oliver Wyman. В результате, по их мнению, снизился сервис. По данным опроса Oliver Wyman, проведенного среди 2,5 тыс. респондентов, покупатели считают, что качество обслуживания ухудшилось у восьми из 14 крупнейших розничных сетей с 2015 по 2017 год.

X5 Retail Group в условиях рекордно низкой инфляции не ставила перед собой задачу увеличивать количество открытий новых магазинов, чтобы за счет этого сохранять темп роста выручки на прежних уровнях, сообщил представитель группы. В «Магните» не ответили на запрос.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
В НАТО назвали законными удары Украины по военным целям в глубине России Политика, 19:40
Пользователь заплатил более $17 тыс. за перевод 1,34 биткоина Крипто, 19:38
Минобороны сообщило о перехвате дрона ВСУ в Белгородской области Политика, 19:37
Экс-главу Минэнерго Подмосковья отправили под домашний арест Общество, 19:34
По данным «МегаФона» москвичи в метро стали реже читать и больше работать Пресс-релиз, 19:34
Силуанов предупредил об угрозе глобального долгового кризиса Экономика, 19:25
Роботы удешевляют труд людей и отбирают работу. Ждать ли новых луддитов Pro, 19:23
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Гражданин Узбекистана напал на восьмиклассника в подъезде в Москве Общество, 19:19
В фуре с мебелью таможня нашла почти 700 кг устриц, лобстеров и сельди Общество, 19:01
Forbes назвал самые дорогие бойцовские промоушены мира Спорт, 18:58
«Пикник «Афиши» пройдет в Москве после пятилетнего перерыва Общество, 18:48
Умер «мебельный король» Сергей Зуев Общество, 18:46
Рэпера Платину задержал ОМОН во время концерта в Томске. Видео Общество, 18:29
Есть проблемы: почему растет спрос на услуги логопедов РБК Франшизы, 18:26