Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Власти запланировали привлечь до ₽1 трлн в инфраструктуру

Правкомиссия одобрила законопроект о ГЧП для привлечения ₽1 трлн в инфраструктуру
Правительственная комиссия одобрила законопроект о концессиях и ГЧП, который должен помочь дополнительно привлечь в инфраструктуру ₽1 трлн. Но часть новелл документа может, наоборот, ограничить инвестиции, опасаются на рынке
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Комиссия правительства по законопроектной деятельности рассмотрела и одобрила на прошлой неделе предложения Минэкономразвития о совершенствовании механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), сообщили РБК в пресс-службе Белого дома. Законопроект планируется рассмотреть на заседании правительства в начале марта, рассказал РБК источник, знакомый с ходом обсуждения. После этого он будет внесен в Госдуму.

У РБК есть копия законопроекта (подлинность документа РБК подтвердили два источника, знакомых с ходом его обсуждения). К 1 января 2022 года общий объем инвестиций по всем соглашениям о ГЧП и концессиях составил 2,5 трлн руб., а новый документ, который в первую очередь затрагивает концессии, позволит дополнительно привлечь еще до 1 трлн руб. в инфраструктуру к 2026 году, следует из его финансово-экономического обоснования.

Представитель Минэкономразвития сообщил, что в законопроекте предлагаются меры по стимулированию частной инициативы и улучшению конкурсных процедур, а также определяются формы финансового участия государства в проектах ГЧП. «Эти изменения помогут уточнить спорные моменты в законодательстве и достичь прироста рынка ГЧП, увеличив прирост инвестиций», — добавил он.

Что такое концессия

Концессия — это вид привлечения частных инвестиций в проекты, нужные государству. Концессионное соглашение заключается между инвестором (концессионером) и государством (концедентом), со стороны которого могут выступать федеральное правительство, региональные или муниципальные власти.

В отличие от госзаказа, когда используются только бюджетные деньги, в концессии, как и в целом при государственно-частном партнерстве, расходы несет и инвестор. Возврат его вложений может происходить по-разному. Например, он может инвестировать в строительство дороги или ремонт коммунальных сетей, получить их в пользование и окупать инвестиции за счет платы за проезд или за воду. Или же эту плату будут получать власти, которые будут перечислять инвестору фиксированную сумму за пользование объектом.

О чем новый документ

Власти делали попытки разработать комплексный законопроект о совершенствовании механизмов ГЧП и концессий с 2018 года, тогда была утверждена «дорожная карта». Изначальную версию законопроекта, который одобрила правительственная комиссия, Минэкономразвития подготовило и направило на согласование ведомствам еще летом 2020 года, теперь он доработан.

Он уточняет порядок и условия заключения концессионных соглашений, разрешает с 1 июля 2022 года проводить конкурсы на выбор концессионера в электронной форме и разрешает заключать концессии на недостроенные объекты.

Нововведение законопроекта — определение предельного размера финансового участия государства в концессионных проектах: он должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта и на его использование. Расходами признаются «обоснованные и документально подтвержденные затраты» частного инвестора и государства. Новая норма разрешает компенсировать до 99,99% затрат в зависимости от проекта, пояснили РБК в Минэкономразвития, добавив, что сейчас в законодательстве никак не прописана возможность компенсации.

В законопроекте определяется, в каких формах государство может принимать финансовое участие в концессии, всего их три.

  • Давать деньги на старте на создание или реконструкцию объекта. Размер такого капитального гранта не может превышать 80% общих расходов. Сейчас размер капитального гранта законодательно не ограничен, но если государство, например, вкладывает 100%, то это финансирование относится к госзаказу.
  • Возмещать расходы инвестору на этапе эксплуатации. Это форма активно используется в том числе в проектах по строительству школ.
  • Обеспечивать минимальный гарантированный доход концессионера. Сейчас эта форма распространена в дорожных концессиях — государство доплачивает инвестору из бюджета, если полученная за проезд плата была меньше, запланированной по соглашению.

Четкое определение того, как государство может участвовать в концессиях, должно провести границу между концессией и госзаказом. Проблемы такого разграничения начались с так называемого башкирского дела. В 2017 году ФАС отменила концессию на строительство дороги Стерлитамак — Магнитогорск, потому что посчитала ее обычной госзакупкой из-за того, что бюджет компенсирует затраты инвестора. Позже суд встал на сторону региона и инвестора, постановив, что условия концессионного соглашения с возмещением из бюджета законны. Но строительство дороги так и не началось. После этого дела у антимонопольных органов еще несколько раз возникали подобные претензии. Например, управление ФАС в Туве оспорило попытку построить по концессии несколько школ и детских садов.

В материалах к заседанию комиссии правительства указано, что антимонопольная служба согласовала новый законопроект. В ее пресс-службе подтвердили эту информацию.

Власти впервые раскрыли объем соглашений в рамках ГЧП
Экономика
Фото:Владимир Гердо / ТАСС

Одной из задач при разработке законопроекта было четкое разделение механизма концессии и госконтракта, признает представитель Минэкономразвития. «По итогам обсуждений законопроекта с заинтересованными органами исполнительной власти решили, что в концессионных соглашениях не должно быть 100% компенсации расходов концессионера на создание и эксплуатацию объекта. Это главное отличие концессии от госконтракта», — поясняет он.

Что устроило и что не устроило инвесторов

Многие положения нового законопроекта повысят качество и прозрачность заключения и реализации концессионных и ГЧП-проектов, говорит юрист Национального центра ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) Андрей Миронов. А улучшение конкурсных процедур, по его мнению, снизит риски оспаривания соглашений, заключенных по итогам торгов.

За время, пока законопроект разрабатывался, рынок смог адаптироваться к пробелам в нормативной среде, которые он должен был устранить, считает управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. «Законопроект опоздал на четыре года, поэтому это уже совсем не революционное решение, но лучше поздно, чем никогда», — отмечает юрист.

В ВТБ отметили, что в целом поддерживают законопроект. Среди положительных моментов в пресс-службе отметили, что документ напрямую предусматривает возможность технической эксплуатации инвестором объектов школ, больниц и кампусов без необходимости его участия в лечении или обучении.

Глава Минвостокразвития назвал способ ускорить запуск инвестпроектов
Бизнес
Фото:Руслан Шамуков / ТАСС

Первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов, напротив, скептичен: «Я бы не разделял такого оптимизма [о привлечении дополнительного 1 трлн руб.], мне кажется, в нынешнем виде законопроект может, напротив, затормозить привлечение инвестиций». Газпромбанк активно участвует в ГЧП-проектах, общий портфель его инфраструктурных проектов составляет более 700 млрд руб. По его словам, самым неприятным для рынка моментом является введение ограничения на плату государства.

«Из-за этого не смогут в полном объеме быть реализованы социальные проекты, в которых не предполагается коммерческая выручка», — опасается Чичканов. Этот вопрос особенно актуален для проектов в образовании, здравоохранении и социальном обслуживании населения, согласен Миронов.

Первый вице-президент Газпромбанка предполагает, что из рынка концессий «выпадут» проекты, в которых риск рыночной выручки брали на себя госорганы. «Это в основном транспортные проекты, в которых невозможно спрогнозировать выручку на 30–40 лет, особенно когда речь идет о региональных проектах. Для отдельных проектов эта поправка будет убийственна», — предупреждает он.

«Рисков снижения инвестиционной привлекательности механизма концессии нет», — парирует представитель Минэкономразвития. Он настаивает, что предлагаемая норма предусматривает саму возможность «практически полной компенсации расходов» концессионера (до 99,9%) на создание и эксплуатацию объекта концессионного соглашения. «Это более гибкие условия, которые позволят применять более широкие настройки условий концессии», — заключают в ведомстве.

Восемь проблем: какими опасностями для бизнеса чреваты проекты ГЧП
Pro

Но участники рынка отмечают, что в нынешнем виде нормы законопроекта неоднозначны. По словам Миронова, законопроект четко не указывает, можно ли включать в расходы оплату процентов по кредиту, которые компания-концессионер берет от своей головной компании. Чичканов также обращает внимание на то, что из понятия платы концедента, то есть государства, «полностью исчезли расходы на заемные инвестиции». О том, что это может осложнить заключение концессионных соглашений, говорят также гендиректор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) Мария Ярмальчук и Денис Качкин.

С такими выводами не согласны авторы законопроекта. По словам представителя Минэкономразвития, в плате концедента можно учитывать проценты по займам, поскольку они входят в расходы инвестора на создание и эксплуатацию объекта.

Это положение должно быть четко прописано в законе, добавляет Ярмальчук. «Мы рассчитываем, что на этапе доработки в Госдуме противоречивые и опасные нормы, повышающие риски для инвесторов и финансирующих организаций, будут исключены», — говорит она.

Когда инвесторам готовы возмещать допдоходы

Законопроект также вводит понятие особых обстоятельств, при которых власти могут возместить инвестору дополнительные расходы. К ним будут относиться:

  • нарушение властями своих обязательств;
  • необоснованные и незаконные действия или бездействие органов власти, из-за которых инвестор не может исполнить соглашение;
  • непредвиденное ухудшение макроэкономических условий;
  • обнаружение на предоставленном участке ранее неизвестных археологических объектов, опасных веществ или подземных сетей и коммуникаций, мешающих строительству.

Решетников попросил инвесторов объяснить, что им мешает
Экономика
Максим Решетников

Механизм возмещения дополнительных расходов уже распространен на практике и теперь он получит прямое закрепление в законе, отмечает Миронов. Для программы по строительству школ по концессии принято постановление правительства, в котором определены аналогичные особые обстоятельства, подтверждает Качкин. «Это уже стало обычаем делового оборота, сейчас законодатель делает де-юре то, что существует де-факто», — добавляет он.

Компенсацию также может получить инициатор концессии, если он не победит в конкурсе, который сам предложил провести. Предполагается, что победитель возместит ему расходы на подготовку концессионного соглашения. Это одна из норм, которую рынок давно ждал, говорят в НАИК. Но предельный размер компенсации в документе не указан, его определит правительство. Из-за этого в будущем могут возникнуть сложности, предупреждает Качкин: «Все будут спорить по поводу размера [компенсации]. Перекосы возможны как с частной стороны, которая будет стараться как можно больше структурировать расходы на проекты, так и с публичной, которая будет стараться эти расходы ограничить».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Инвестиции"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
Гражданин Узбекистана напал на восьмиклассника в подъезде в Москве Общество, 19:19
В фуре с мебелью таможня нашла почти 700 кг устриц, лобстеров и сельди Общество, 19:01
Forbes назвал самые дорогие бойцовские промоушены мира Спорт, 18:58
«Пикник «Афиши» пройдет в Москве после пятилетнего перерыва Общество, 18:48
Умер «мебельный король» Сергей Зуев Общество, 18:46
Рэпера Платину задержал ОМОН во время концерта в Томске. Видео Общество, 18:29
Всем нужны логопеды: сеть «Разноцветные цыплята» подвела итоги 2023 года РБК Франшизы, 18:26
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
НКР изменило прогноз рейтинга Совкомбанка AA-.ru на позитивный Кредитные рейтинги, 18:19
Соболенко проиграла чемпионке Уимблдона в 1/4 финала турнира в Штутгарте Спорт, 18:18
Где расширить бизнес: топ-11 лучших мировых выставок франшиз в 2024 году РБК Франшизы, 18:16
«Биннофарм Групп» получила четыре награды конкурса «Платиновая унция» Пресс-релиз, 18:14
«Деловые Линии» расширили географию автоперевозок в Казахстан Пресс-релиз, 18:06
Армения и Азербайджан договорились начать делимитацию границ Политика, 18:03
Три продукта, которые нужно есть для густых и блестящих волос РБК и Мистраль, 18:03