Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Акционером «Алтайвагона» оказался совладелец двух портов

«Центр развития портовой инфраструктуры», участвующий в строительстве портов, получил 25% «Алтайвагона», одной из крупнейших вагоностроительных компаний. Центр связывают с интересами Ротенбергов, их представитель это опроверг
Фото: Евгений Курсков / «‎Коммерсантъ»
Фото: Евгений Курсков / «‎Коммерсантъ»

Кто стал новым акционером «Алтайвагона»

«Центр развития портовой инфраструктуры» (ЦРПИ), который источники РБК и «Коммерсанта» связывали с интересами семьи бизнесменов Ротенбергов, получил 25% в вагоностроительной компании «Алтайвагон», подконтрольной холдингу «Сибирский деловой союз» (СДС, его основные активы в области добычи угля) Михаила Федяева и Владимира Гридина. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора НПК «АлтайМаш» (владеет 100% «Алтайвагона») Александра Мирошника.

ЦРПИ был создан только в сентябре 2018 года и формально принадлежит его гендиректору Борису Гутцову, который также владеет компанией «Сила Сибири» (не имеет отношения к одноименному газопроводу), а ранее владел долей в издательском доме «ТН-Столица». Источники «Коммерсанта» говорили в феврале 2019 года, что конечный бенефициар ЦРПИ неизвестен, но «речь может идти о структурах Бориса и Аркадия Ротенбергов». Пять источников в вагоностроительных и угольных компаниях сказали РБК, что ЦРПИ мог купить долю в «Алтайвагоне» в интересах сына Аркадия Ротенберга Игоря. Представитель Ротенберга опроверг РБК его связь с ЦРПИ.

Мирошник рассказал, что новые собственники у «Алтайвагона» появились в апреле 2019 года, тогда подразделение холдинга «СДС-Маш» было переименовано в «АлтайМаш», и теперь компания не входит в СДС. При этом прежние собственники «СДС-Маша» остались в составе переименованной компании, добавил он. Их доли менеджер не назвал, он также не сообщил, кто выступил продавцом пакета ЦРПИ. РБК направил запрос в «АлтайМаш».

По данным СПАРК, собственниками НПК «АлтайМаш» являлись основатель и один из основных владельцев СДС, экс-депутат Госдумы Владимир Гридин, его сын Андрей, а также Светлана Рыбальченко. В феврале 2019 года источники РБК сообщали о намерении Гридина выйти из состава акционеров СДС: в Федеральную антимонопольную службу поступило ходатайство о приобретении 47,5% холдинга от физического лица, имя которого не раскрывалось. По словам источников РБК, Гридин давно отошел от управления холдингом и его активами. «Он большую часть времени проводит в Европе и мечтает о пенсии», — говорил один из собеседников РБК. Два собеседника РБК, близких к угольным компаниям Кузбасса, рассказали, что Владимир Гридин решил выйти из бизнеса, продав свою долю в нем давнему партнеру и совладельцу компании Михаилу Федяеву.

Позже три источника РБК сообщали, что структура Ротенбергов получила долю в «Алтайвагоне» и его филиале — Кемеровском заводе химического машиностроения. Однако представитель Ротенбергов это отрицал.

Чем новые инвесторы помогут компании и ее акционерам

«Алтайвагон» — не первый совместный актив ЦРПИ и холдинга СДС. В конце 2018 года ЦРПИ стал партнером основных акционеров СДС Владимира Гридина и Михаила Федяева в проекте строительства морского порта «Суходол» в Приморье, получив 24,8%. А в феврале 2019 года они договорились о партнерстве при строительстве угольного терминала «Лавна» в Мурманске, где «СДС-Уголь» должен купить 25% за 305,75 млн руб.

«Алтайвагон», являющийся одним из крупнейших в России производителей вагонов (14% рынка), после появления нового акционера (ЦРПИ) смог заручиться поддержкой РЖД в производстве инновационной вагонной тележки, которая позволяет транспортировать больше грузов, преимущественно угольных, — с этой вагонной тележкой компания несколько лет испытывала проблемы. Завод получил сертификаты РЖД на подвижной состав на инновационной тележке летом 2019 года и планирует получить скидку на порожний пробег, сказал во вторник Мирошник. Испытания проходят крытый вагон и полувагон на тележке 18-9800, их намерена приобретать у завода «дочка» «Российских железных дорог» — Федеральная грузовая компания, говорил ранее топ-менеджер «Алтайвагона».

Как «Алтайвагон» конфликтовал с Уралвагонзаводом

Ранее «Алтайвагон» изготавливал вагонную тележку с нагрузкой 25 т на ось (стандартная — 23,5 т на ось) по лицензионному соглашению с Уралвагонзаводом (УВЗ). Но в 2017 году, после того как этот завод вошел в состав «Ростеха», УВЗ потребовал перезаключить соглашения на новых условиях, не устроивших «Алтайвагон». В результате спора «Алтайвагон» потерял крупный контракт на поставку вагонов СУЭКу Андрея Мельниченко. Летом 2017 года гендиректор УВЗ Александр Потапов в интервью «Коммерсанту» не исключал покупку конкурента. «Коллеги предлагают рассмотреть такую возможность. Но инициатива не то чтобы от нас исходит. Я считаю, что это предприятие («Алтайвагон». — РБК) обладает хорошими компетенциями в литье. Его продукция востребована на рынке, но пользуются они, как и многие другие, нашими лицензиями», — сказал тогда Потапов. РБК направил запрос в пресс-службу УВЗ.

По данным издания Vgodok, Гридин в апреле попросил главу РЖД Олега Белозерова о тарифных поблажках для инновационных вагонов компании, сертификацию которых проводит «дочка» РЖД — ВНИКТИ.

Партнерство с ЦРПИ также поможет холдингу СДС решить вопрос при согласовании планов перевозок угля в восточном направлении, где сейчас есть инфраструктурные ограничения, сказал РБК источник в одной из угольных компаний. «СДС-Уголь» планирует в 2019 году добыть 26 млн т угля. РБК направил запрос в пресс-службу СДС.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
В Курской области жительница Теткино получила ранения при обстреле Политика, 20:49
Фонд Назарбаева отверг обвинения в попытках дискредитировать власти Политика, 20:33
В Дубае из-за дождей затопило аэропорт и дороги. Видео Общество, 20:18
В Белгородской области сообщили об обстреле села Красный Октябрь Политика, 20:10
Капитан и рекордсмен «Динамо» в КХЛ подпишет контракт со «Спартаком» Спорт, 20:07
В Тбилиси второй день подряд начался митинг против закона об иноагентах Политика, 20:05
Больше половины граждан Молдавии выступили за вступление в ЕС Политика, 20:04
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Токаев призвал не нагнетать истерию с языками в Казахстане Политика, 19:56
Россиянин возглавил международный рейтинг драфта НХЛ 2024 года Спорт, 19:48
В Липецкой области обезвредили обломки метеозонда с Украины Политика, 19:48
«Инвестпалата» призвала инвесторов не тянуть с подачей заявок на обмен Инвестиции, 19:39
Глава Минфина США назвала варианты использования российских активов Политика, 19:38
Лукашенко пригрозил жестокими репрессиями за провалы в сельском хозяйстве Политика, 19:28
«Аэрофлот» перенес рейсы из Дубая в Москву из-за ливней в ОАЭ Общество, 19:27