Лента новостей
Гепатит в России – почему это касается каждого и как себя обезопасить РБК и Philips, 13:52 СК начал проверку обращения к Путину жителей аварийных домов в Асбесте Общество, 13:48 В ЕАЭС оценили экономический эффект от внедрения «умной логистики» Технологии и медиа, 13:45 Министр природы Дмитрий Кобылкин — о запрете пластика и вывозе отходов Зеленая экономика, 13:36  Минобороны не будет менять правила присвоения звания старшего лейтенанта Общество, 13:28 Родные погибших при аварии MH17 назвали сроки начала судебного процесса Общество, 13:27 Первак объяснил уход Глушакова желанием клуба сделать «чего-то крутое» Спорт, 13:24 В ДНР заявили о массированном обстреле Донецка украинской артиллерией Политика, 13:24 В Киеве погиб попавший под санкции России депутат Рады Общество, 13:23 Россия подготовила к отправке в США партию ракетных двигателей РД-180 Технологии и медиа, 13:23 Неискренность всегда заметна: 5 правил Аполлона для инстаграм-блогера РБК Стиль и HUAWEI, 13:21 Сборная Украины избежала наказания за бразильского футболиста в составе Спорт, 13:20 ФСИН допустила совместное пребывание в колонии для братьев Кокориных Общество, 13:19 Почему лучше сократить рабочую неделю на 90% Стиль, 13:16
Бизнес ,  
0 
Владельцы АЗС заявили о потере бюджетом ₽100 млрд из-за недозагрузки НПЗ
Владельцы АЗС и трейдеры предупреждают, что из-за недозагрузки НПЗ могут быть ограничены поставки топлива на биржу, что ведет к росту оптовых цен. По их оценкам, из-за простоя мощностей бюджет теряет более 100 млрд руб. акцизов
Московский НПЗ (Фото: Евгений Самарин / РИА Новости)

Независимый топливный союз (НТС, объединяет владельцев АЗС и трейдеров нефтепродуктов) обнаружил, что мощности по переработке нефти на российских заводах (НПЗ) были недозагружены на 21,6 млн т нефти за январь—июль 2018 года, или на 3 млн т в месяц. Об этом говорится в письме президента НТС Павла Баженова на имя профильного вице-премьера Дмитрия Козака, отправленном 18 октября (у РБК есть копия письма).

Аналитический центр НТС пришел к выводу о недозагрузке мощностей на основе анализа данных по 36 российским НПЗ, включая заводы крупных компаний. Из-за этого за первые семь месяцев 2018 года бюджет недополучил более 103 млрд руб. акцизов, подсчитали аналитики союза.

Представитель Козака Илья Джус отказался комментировать РБК служебную переписку. По его словам, в среду, 24 октября, у вице-премьера запланировано совещание с нефтяными компаниями. «В повестке — ситуация на рынках нефтепродуктов, а также возможные корректировки параметров завершения налогового маневра», — отметил он.

Согласно расчетам НТС, Новокуйбышевский НПЗ «Роснефти» в январь—июле был загружен только на 63% от фактических мощностей — недозагрузка составила 2 млн т за этот период (в среднем около 300 тыс. т нефтепродуктов в месяц). «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» был загружен на 43% — простаивали мощности на 1,4 млн т​. Московский НПЗ «Газпром нефти» — на 81% (1,44 млн т недозагрузки). Загрузка мощностей небольших заводов отдельных компаний и вовсе составляет менее 20%. Например, завод компании «Газпром добыча Астрахань» способен переработать 4,2 млн т нефти, а де-факто перерабатывает 0,82 млн.

«Недозагрузка НПЗ ведет к тому, что вертикально интегрированные компании (ВИНК), которым они (заводы. — РБК) преимущественно принадлежат, могут ограничивать поставки объемов бензина и дизельного топлива, в том числе на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСб). Это ведет к росту оптовых цен, что в условиях заморозки розничных цен становится причиной ценового диспаритета на топливном рынке и ведет к тяжелым финансовым последствиям для независимых АЗС», — предупреждает Баженов.

В конце мая Козак договорился с руководителями крупных нефтяных компаний о заморозке цен на бензин на заправках. Оптовые цены на бензин на СПбМТСб на АИ-92 с 1 по 22 октября выросли на 3,37%, с 49,049 тыс. руб. до 50,762 тыс. руб за тонну, на АИ-95 — на 1,71%, с 54,7 тыс. руб. до 55,7 тыс руб за тонну, на зимнее дизельное топливо — на 4,31%, с 53,5 тыс. руб. до 55,9 тыс. руб. за тонну.

Мнение
Сергей Кондратьев Ценовые грабли: почему действия правительства не сделают бензин дешевым

В качестве решения проблемы НТС предлагает позволить в рамках государственно-частного партнерства создать юридическое лицо, которое будет загружать свободные мощности, покупая нефть на СПбМТСб, а затем продавать полученные нефтепродукты на бирже по схеме «давальческого сырья». При давальческой схеме переработки нефти, или процессинге, предприятие возвращает собственнику нефти готовые нефтепродукты и получает плату за свои услуги. «Предложенная мера позволит существенно увеличить поставки бензина и дизельного топлива на биржу, что приведет к стабилизации оптовых цен на приемлемом уровне, а также к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет», — утверждает глава НТС. По его словам, союз может выступить в роли оператора биржевой торговли по приобретению сырья и реализации произведенных нефтепродуктов.

Источник в одной из крупных нефтяных компаний сообщил РБК, что де-факто все заводы ВИНК загружены полностью и не имеют резервов для переработки сторонней нефти по давальческим схемам. «Когда эксперты говорят о недозагрузке мощностей, то считают и выбывшие из строя старые установки, которые продолжают числиться на заводах, но уже не используются после проведенной модернизации», — отмечает собеседник РБК.

Владимир Капустин, заведующий кафедрой технологий переработки нефти РГУ нефти и газа им. Губкина, считает верными расчеты НТС по недозагруженным мощностям российских НПЗ. Однако, по его мнению, реализовать схему давальческой переработки нефти на их простаивающих мощностях будет нереально. «Собственниками НПЗ являются акционеры нефтяных компаний, это не госактивы. Вопреки их воле загрузить эти мощности не получится. А рост выпуска нефтепродуктов с последующей их продажей на бирже приведет к падению биржевых цен и вслед за ними и других цен на топливо на внутреннем рынке. Нефтяникам выгоднее отправить излишки нефти на экспорт», — считает эксперт.

РБК направил запросы в пресс-службы «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти», но они пока не ответили.

Магазин исследований: аналитика по теме "АЗС"