Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Компания Лисина продала 17% общероссийского парка цементовозов

Она полностью избавилась от хопперов, цистерн и универсальных платформ
Первая грузовая компания Владимира Лисина продала 4 тыс. цементовозов. Это 17% от общероссийского парка. В результате сделки, оцениваемой в ₽4,5 млрд, на рынке перевозок цемента появился лидер, владеющий свыше 30% таких вагонов
РЖД RU000A0JXN05 ₽999 -0,11% Купить
РЖД RU000A0ZZ9R4 ₽956,5 -1,84% Купить
Фото: pgk.ru
Фото: pgk.ru

Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина продала 4 тыс. специализированных железнодорожных вагонов по перевозке цемента (хопперов-цементовозов) «Первому промышленному оператору», рассказали РБК два источника, близких к покупателю. С продажей цементовозов ПГК завершила процесс выхода из нецелевых сегментов, говорит источник, близкий компании.

По словам двух собеседников РБК, цементовозы переданы в парк «Первого промышленного оператора» летом 2022 года вместе с сервисными контрактами по перевозке грузов для крупнейшего в России производителя цемента «Евроцемента», связанного с компанией родственника Олега Дерипаски Павла Езубова.

В начале августа российский парк хопперов-цементовозов насчитывал 23,4 тыс. вагонов, указано в аналитическом отчете агентства Rollingstock. То есть ПГК продала 17% парка этих вагонов. После закрытия сделки «Первый промышленный оператор» стал лидером на этом рынке с 7,5 тыс. цементовозов, говорят источники РБК. Под управлением компании более 30% хопперов-цементовозов, подтверждает управляющий партнер отраслевого агентства Rollingstock Александр Поликарпов.

Сумма сделки составила не менее 4,5 млрд руб., считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. По мнению управляющего партнера компании «Инфра Проекты» Алексея Безбородова, оценка сделки находится в диапазоне 4,5–6 млрд руб. С учетом стоимости портфеля сервисных контрактов стоимость сделки могла составить до 10 млрд руб., полагает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. ПГК продала парк на «высоком рынке», замечает он.

Представитель «Первого промышленного оператора» сказал РБК, что не комментирует «детали коммерческих сделок». РБК направил запрос в пресс-службу ПГК.

Что известно про покупателя

«Первый промышленный оператор» создан в 2018 году. По данным ЕГРЮЛ, 94% ее акций принадлежит арабской компании Midory Trade FZ, 5% — гендиректору оператора Полине Щитовой, 1% — компании «Аист Л.К.». Щитова до октября 2018 года возглавляла и была владельцем Русской транспортной компании (до 2011 года). Сейчас это предприятие принадлежит компании «ЭН+ Логистика» (данные СПАРК) — специализированной логистической структуре En+ Group, основатель которой — Дерипаска.

Помимо хопперов-цементовозов в парке «Первого промышленного оператора» находятся 10 тыс. полувагонов, 200 думпкаров (вагонов-самосвалов) и еще 400 хопперов других типов. Компании также принадлежит Саяногорский вагоноремонтный завод в Хакасии, который до марта 2021 года был подконтрольным UC Rusal (тоже входит в En+).

«Сбер» нашел покупателя для крупнейшего производителя цемента в России
Бизнес
Фото:smikom.ru

В пресс-службе «Евроцемента» сообщили, что сотрудничество с «Первым промышленным оператором» началось в 2021 году. В рамках сервисных контрактов подрядчики самостоятельно определяют количество ресурсов, необходимых для выполнения контрактных обязательств, добавили там.

Благодаря сделке с ПГК «Первый промышленный оператор» получил налаженный бизнес и устоявшиеся компетенции, отмечает Иванкин. Рынок перевозок цемента он называет довольно стабильным: «Он имеет сезонный характер и зависит от предсказуемых параметров». По оценке Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, из-за сезонности в пиковый период летом дефицит подвижного состава составляет 4–6 тыс. единиц. Но сейчас нет системного дефицита на рынке хопперов-цементовозов, а также других вагонов для перевозки цемента, утверждает представитель «Евроцемента».

Почему ПГК продает вагоны

Несмотря на сделку с «Первым промышленным оператором», ПГК остается крупнейшим российским железнодорожным оператором по количеству вагонов (99,6 тыс.), следует из данных Rollingstock на август 2022 года. Второе место у Федеральной грузовой компании (97,1 тыс.), подконтрольной РЖД, третье — у «Модум-Транс» (до апреля 2018 года — «УВЗ-Логистик»; 67,7 тыс.).

ПГК уже несколько лет занимается выходом из непрофильных активов. В 2020-м она продала весь парк цистерн (около 13 тыс. вагонов; сумма сделки оценивалась в 19 млрд руб.), летом 2022 года — чуть более 4 тыс. универсальных платформ (по оценкам экспертов, за 4 млрд руб.). С продажей цементовозов ПГК завершила процесс выхода из нецелевых сегментов, говорит источник, близкий компании. По его словам, компания усиливает присутствие в стратегических сегментах, которые обладают потенциалом роста или где ПГК имеет конкурентные преимущества: полувагоны, крытые вагоны и фитинговые платформы.

Лисин предложил РЖД вернуть старый способ перевозить контейнеры
Бизнес
Фото:Анастасия Диева / ТАСС

Полувагоны — самый массовый и востребованный вид подвижного состава на железных дорогах России, спрос на который сохранится в долгосрочной перспективе, подтверждает Поликарпов. Перевозки в крытых вагонах и контейнерах на фитинговых платформах также будут увеличиваться, добавляет он. ПГК давно управляет парком крытых вагонов, а рынки перевозок в контейнерах и крытых вагонах взаимосвязаны — фактически у них общая клиентская база на внутреннем рынке и схожие требования к перевозке, указывает эксперт.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
В Крыму и Белгороде небо стало желтым из-за африканской пыли Общество, 09:38
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров Pro, 09:28
В Минпромторге сообщили, что «Ашан» останется в России Экономика, 09:27
Суд отправил в СИЗО третьего фигуранта дела бывшего замминистра обороны Политика, 09:13
В Москве из-за репетиций парада к 9 мая перекроют несколько улиц Общество, 09:10
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания Pro, 09:07
Доступ к станку: почему растет рынок лизинга Дискуссионный клуб, 09:00
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Минздрав убрал антибиотики и гормоны из стандарта лечения ОРВИ Общество, 08:56
В Центральной Украине прогремели взрывы Политика, 08:50
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью Pro, 08:47
Посольству России запретили возложить венки к «Духу Эльбы» в США Политика, 08:40
Суд не увидел вброса бюллетеней на видео с женщиной на коленях у урны Политика, 08:38
Оставить ли Слишковича тренером «Спартака»? Мнения специалистов Спорт, 08:30
Матвиенко исключила «закручивание гаек» в России Политика, 08:25