Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Минтранс рекомендовал региону достроить ставшее мемом омское метро

Ведомство рекомендовало властям Омской области достроить метро, которое недавно было решено законсервировать. В противном случае, предупредил Минтранс, это будет «неэффективное использование» бюджета, что чревато уголовным делом
Станция Омского метрополитена «Библиотека имени Пушкина»
Станция Омского метрополитена «Библиотека имени Пушкина» (Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС)

​Министерство транспорта рекомендовало правительству Омской области, которое в первой декаде мая приняло решение о заморозке строительства метро в городе, «в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета» завершить строительство и ввести объект в эксплуатацию. Об этом РБК сообщили в пресс-службе ведомства.

Минтранс также предложил области проработать механизм финансирования строительства метро с участием регионального бюджета и государственно-частного партнерства.

Строительство метро в Омске началось 26 лет назад и стало мемом из-за невероятно затянувшихся сроков.

Подземный долгострой

Решение о сооружении Омского метрополитена было принято в 1986 году, но само строительство из-за долгой череды согласований и недостатка финансирования началось только в 1992 году. Поначалу предполагалось, что это будет ветка с четырьмя станциями. Запуск метро планировался на 2008 год, но затем неоднократно переносился — на 2012, 2015 и 2016 годы.

В итоге была построена лишь одна станция — «Библиотека Пушкина»; она была готова в 2011 году. В 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев во время поездки в Омск поручил решить проблемы со строительством подземки и распорядился выделить около 6 млрд руб. из федерального бюджета, чтобы открыть метро к 300-летию Омска, то есть в 2016 году.

Большую часть средств должна была обеспечить Омская область. Как следует из отчета Счетной палаты, анализировавшей выполнение программы подготовки к 300-летию Омска, объем финансирования работ по строительству метрополитена на 2008–2016 годы был запланирован в размере 30,6 млрд руб., в том числе 24,5 млрд руб. — за счет средств бюджета региона и 6,1 млрд руб. — за счет федерального бюджета. По факту, согласно материалам палаты, на финансирование строительства объекта в период до 2016 года было направлено лишь 6,6 млрд руб., из которых 3,8 млрд руб. составили средства бюджета региона, 2,8 млрд руб. — средства федерального бюджета.

При этом, указывает СП, в 2015 году подрядчик строительства метро — компания «Мостовик» была объявлена банкротом. В результате этого, а также из-за недостаточного финансирования работ со стороны области к сроку проект завершен не был. Более того, несвоевременное выполнение работ привело к серьезному росту стоимости строительства Омского метрополитена — с 11 млрд до 19 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты.

Как сообщил РБК представитель губернатора Омской области, с начала строительства и по настоящее время общий объем капитальных вложений в проект составил 12,9 млрд руб., из которых 5,3 млрд руб. было выделено из федерального бюджета, 7,6 млрд руб. — из регионального, уточнив, что в 2015 году планировалось выделить еще около 1 млрд руб. из федерального бюджета, но это решение было отменено.

При этом, как сообщили РБК в пресс-службе Минтранса, обязательства федерального правительства по финансированию строительства Омского метрополитена выполнены полностью — в рамках распоряжения Дмитрия Медведева из госбюджета на эти цели было выделено 6,1 млрд руб.

В августе 2017 года министр транспорта Максим Соколов заявил, что строительство метрополитена в Омске целесообразно законсервировать из-за недостатка средств. Он тогда сказал, что с учетом объема перевозок в Омске выгоднее использовать скоростной трамвай или наземный электрический транспорт. Представитель ведомства не смог уточнить, почему сейчас Минтранс изменил свою позицию и требует завершить долгострой.

Консервация — это не похороны

Сейчас готовность омского метро составляет 35,9%, сообщил РБК представитель губернатора области. Помимо станции «Библиотека Пушкина» это двухуровневый метромост через Иртыш и около 7,5 км путей.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

10 мая 2018 года региональное правительство приняло решение заморозить строительство метро в Омске. Как сообщают местные СМИ со ссылкой на главу регионального министерства промышленности Игоря Лукьянова, всего на подготовку проекта консервации требуется 80 млн руб., а на саму консервацию — около 400 млн руб.

Для завершения строительства одной ветки метро, по данным пресс-службы губернатора области, нужно 22 млрд руб. (в ценах 2014 года). Учитывая, что федеральные ведомства отказались с 2015 года направлять деньги, то сложно подсчитать, из каких источников и в каком соотношении могли бы поступить эти средства, сказал представитель губернатора. По его словам, бюджет региона на 2018 год составляет 83,7 млрд руб. и две трети этой суммы (около 56 млрд руб.) направляется на обеспечение социальных обязательств перед населением.

Представитель омского губернатора пояснил РБК, что консервация — это не похороны проекта, строительство будет продолжено, как только появится для этого финансовая возможность.

В Минтрансе считают, что местные власти должны закончить долгострой. «Учитывая высокую степень строительной готовности объектов метрополитена, а также то, что обязательства РФ по софинансированию проекта полностью выполнены, правительству Омской области в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета рекомендовано в случае необходимости внести изменения в проектные решения по объектам метро, выделив этапы строительства, возможные к завершению, и ввести эти объекты в эксплуатацию», — отмечает пресс-службы Минтранса.

Старший юрист практики «Стратегия и операционная эффективность» компании «НЭО Центр» Александр Киреев отмечает, что унифицированных принципов определения эффективности использования бюджетных средств не существует: «Несмотря на неоднократные попытки введения административной и уголовной ответственности за неэффективное расходование средств, такие нормы в законодательстве не закреплены». По его словам, чаще всего мера ответственности является дисциплинарной (лишение премии, например), но в некоторых случаях чиновники рискуют стать фигурантами уголовных дел по ст. 285.1 Уголовного кодекса за нецелевое использование бюджетных средств с санкцией в виде штрафа до 300 тыс. руб., или принудительными работами до трех лет, или лишением свободы до трех лет и дисквалификацией на три года.

Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский считает, что найти частного инвестора на такой проект, как рекомендует Минтранс, будет практически невозможно, а регионального бюджета на это не хватит. «Это длинные инвестиции, возврат которых может затянуться на несколько десятилетий, и в отличие от концессионного типа здесь бы ввести повышенную плату за проезд не получилось по ряду очевидных причин», — поясняет эксперт.​

Долгострои в российском метро

В Москве последний долгострой в метро был открыт в 2014 году — станция «Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии. Станция на этом месте была запроектирована еще в 1960-х годах для обслуживания микрорайона, который планировалось построить на месте Тушинского аэродрома. Поскольку район не появился, станция с проектным названием «Волоколамская» была построена без отделки, законсервирована и использовалась как склад. В 2010 году ее внесли в перечень объектов метростроя, присвоив название «Спартак» в честь нового стадиона одноименного футбольного клуба, который за несколько лет до этого начали строить неподалеку.

Другой подземный долгострой находится в Екатеринбурге. В городе действует одна линия метро, которую открыли в 1991 году. На сегодняшний день на ветке девять станций, последние две достроили в 2011–2012 годах. Незавершенной остается станция «Бажовская», работы по которой начались еще в 1990-х годах, но в начале 2000-х были заморожены из-за нехватки финансирования. В 2012 году стало известно, что станцию все же планируют достроить.

Долгостроем также является метро в Красноярске; решение о его строительстве было принято еще в 1980-х годах, но работы свернули и вернулись к идее только в 1990-х. Строительство началось в 1995 году и с перерывами в условиях непостоянного финансирования продолжалось до 2010 года. С тех пор финансирование прекратилось. 14 апреля 2018 года врио губернатора Красноярского края Александр Усс сообщил, что первая очередь метро может появиться в ближайшие пять лет.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
HITC узнал об интересе «Ман Сити» и «Челси» к рекордсмену сборной России Спорт, 14:45
На трассе между Москвой и Петербургом снизили скорость из-за снегопада Общество, 14:44
«Роскосмос» показал фотографию обрушившегося на центр России шторма Общество, 14:43
Командир катапультировал штурманов и помощника с падающего ТУ-22М3 Общество, 14:41
Двух старшеклассников задержали за попытку поджечь Ми-8 на аэродроме Политика, 14:35
Лавров заявил о бессмысленности переговоров с Зеленским Политика, 14:34
Гладков сообщил о ранении двух женщин при обстреле села Ясные Зори Политика, 14:26
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Лондон отказался от деклараций о нейтральности для российских спортсменов Спорт, 14:26
Книга заявок на IPO МТС Банка переподписана в два раза в первый же день Инвестиции, 14:11
Подозреваемого в убийстве из-за замечания о парковке в Москве задержали⁠ Общество, 14:09
Уголовное дело Беркович и Петрийчук передали в военный суд Политика, 14:03
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы Pro, 14:02
G7 пообещала вводить санкции против России и тех, кто ей помогает Политика, 14:01
Что известно об отмене обществознания в средней школе Life, 13:58