Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Эксперты оценили решение Facebook созать «метавселенную» Технологии и медиа, 00:08
Сколько заработали главные российские магазины продуктов. Инфографика Бизнес, 00:00
В Кремле запланировали отставку губернатора Томской области Политика, 00:00
Сельхозкультура будущего из Древней Руси: как устроено коноплеводство РБК и Ивановская область, 28 окт, 23:44
Глава «Новатэка» предсказал тяжелую зиму для рынка газа Экономика, 28 окт, 23:40
Новые ограничения после локдауна. Самое актуальное о COVID на 28 октября Общество, 28 окт, 23:11
Основатель фуд-молла StrEAT: как превратить опыт в успешное дело РБК и ASUS, 28 окт, 23:08
Роскомнадзор составил два протокола на «Муз-ТВ» за ЛГБТ-пропаганду Общество, 28 окт, 23:03
Оценка ЦИАН по итогам IPO может превысить $1 млрд Инвестиции, 28 окт, 23:03
От осетинских пирогов до кологривского гуся: кулинарные «эндемики» России РБК и Вкусы России, 28 окт, 22:38
Виртуальная жизнь: каким может быть наше будущее с метавселенной Facebook Футурология, 28 окт, 22:30
Чемпион UFC сравнил Нурмагомедова и Федора Емельяненко Спорт, 28 окт, 22:20
Проценко заявил об отсутствии целенаправленного препарата против COVID-19 Общество, 28 окт, 22:08
Как снизить заболеваемость за счет «немедицинских» факторов РБК и ДПиООС, 28 окт, 22:05
Бизнес ,  
0 

В Швеции расследуют подозрительные сделки Bombardier и окружения Якунина

Власти Швеции заподозрили местную «дочку» канадской Bombardier в том, что компания использовала связи людей из окружения Владимира Якунина для заключения контрактов на постсоветском пространстве, пишет «Новая газета»
Фото: Benoit Tessier / Reuters
Фото: Benoit Tessier / Reuters

По данным издания, проводившего расследование вместе с телеканалом SVT и «Радио Канады», шведская полиция заинтересовалась реконструкцией железной дороги в Азербайджане, тендер на которую получила Bombardier Transportation — «дочка» канадской транспортной компании Bombardier.

По данным правоохранительных органов Швеции, компания напрямую участвовала в написании тендерной документации. «Такого рода помощь со стороны заказчика, конечно, не может быть бесплатной, так что мы подозреваем взятку», — заявил занимающийся расследованием прокурор Томас Форсберг.

В бумагах из внутренней переписки сотрудников Bombardier Transportation полицейские обнаружили упоминание Юрия Ободовского и Алексея Крапивина, которые, как указывалось, «входят в небольшую группу влиятельных людей, которые имеют доступ к Владимиру Якунину, а через него практически ко всем главам железных дорог в бывших советских республиках».

«Новая газета» указывает, что в соответствии с заключенными контрактами оборудование для железных дорог Азербайджана Bombardier Transportation продавала российской «дочке» через британскую компанию Multiserv Overseas Ltd. При этом по ходу движения оборудования стоимость сделки выросла в пять раз. Multiserv Overseas далее уводила деньги в офшорную компанию, конечным собственником которой выступал Крапивин.

В шведской прокуратуре утверждают, что в настоящий момент расследуется лишь сделка с Азербайджаном, хотя «Новая газета» говорит о том, что по такой же схеме оборудование поставлялось в Россию и Монголию. В последнем случае также использовались посредники, связанные с Крапивиным и Ободовским.

В настоящее время один сотрудник Bombardier Transportation, гражданин России Евгений Павлов, арестован, трое членов совета директоров компании находятся в статусе подозреваемых.

Издание напоминает, что именно Bombardier лоббировала исключение Якунина из канадского санкционного списка в 2014 году.

Представитель Якунина Григорий Левченко заявил «Новой газете», что бывший глава РЖД никогда не встречался с Ободовским, а с Крапивиным у него никогда не было совместного бизнеса.

Алексей Крапивин — сын скончавшегося в 2015 году Андрея Крапивина, давнего знакомого и советника «на общественных началах» экс-главы РЖД Владимира Якунина. Компании Крапивина-младшего и его партнеров — крупнейшие подрядчики РЖД, которые принимают участие в строительстве и реконструкции БАМа и Транссиба, писал в апреле 2016 года журнал РБК.

О деле шведской «дочки» Bombardier стало известно в начале марта. Официальных представителей компании заподозрили во взятках на общую сумму $77 млн. Однако схема, по которой шли деньги, тогда не раскрывалась.

20 марта «Новая газета» назвала Крапивина одним из крупнейших бенефициаров вывода денег из России по так называемой молдавской схеме. Издание утверждало, что с 2011 по 2014 год он был единственным бенефициаром двух компаний — Redstone Financial Ltd и Telford Trading S.A., зарегистрированных в Белизе и Панаме. По данным издания, компании получили на свои счета в швейцарском банке CBH Compagnie Bancaire Helvetique SA $277 млн, или около 8,4 млрд руб. По данным «Новой газеты», почти все средства поступили от фиктивных офшорных компаний, в пользу которых молдавские судебные приставы списывали деньги со счетов российских банков.