Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Глава «Яндекса» оценил влияние ИТ-компании на рынок СМИ и новостей

Глава «Яндекса» Тигран Худавердян исключил влияние «Яндекс новостей» на контент СМИ
Взаимоотношения «Яндекса» и СМИ глава ИТ-холдинга Тигран Худавердян описывает сравнением с «газетным киоском»: к созданию новых продуктов такой формат подталкивает, но на содержание новостей никак не влияет
Яндекс YDEX ₽4 288 +2,05% Купить

«Хорошая метафора для описания взаимоотношений «Яндекса» и СМИ — это газетный киоск», — заявил в интервью РБК глава «Яндекса» Тигран Худавердян . Так топ-менеджер ответил на вопрос, планирует ли холдинг менять подход к выдаче в «Яндекс.Новостях» ссылок на российские СМИ: в медиаиндустрии активно обсуждается проблема необходимости создания зачастую так называемых кликбейтных заголовков для попадания в новостные сюжеты новостного блока сервиса в обмен на трафик.

«С одной стороны, можно сказать, что газетный киоск никак на медиаиндустрию вообще не влияет. Там просто продаются газеты, которые напечатаны в стране, — рассуждает топ-менеджер. — Но с другой стороны, продавец киоска может сказать: «У меня тут места мало, а газет стало много. Поэтому давайте вы свои газеты начнете выпускать маленького формата журнального, чтобы они лучше продавались. Или цветные хорошо продаются, я специально создаю полочку для цветных газет и журналов». <...> И вопрос: нормально это или нет?»

Глава «Яндекса» — РБК: «Нет задачи загнать всех в одну кнопку»
Бизнес
Тигран Худавердян

Но степень влияния «Яндекса» на информационное пространство Худавердян оценивает как незначительную: «Если посмотреть на реальные данные медиапотребления в стране, то «Яндекс» занимает в этом очень маленькую долю, 15–20% в лучшем случае». По его словам, «Яндекс.Новости» сегодня конкурируют, например, с Telegram-каналами, где люди потребляют новости в формате сухой выжимки самого главного с мобильного телефона: «Есть дайджесты в Facebook, где есть ссылка на РБК или «Ведомости» и три предложения, в чем суть события. Я лично 90% материалов потребляю на таком уровне. И только 10% уже кликаю, читаю».

Весной «Яндекс» сообщил медиапартнерам о намерении тестировать новый формат показа новостей — дайджесты — создавать текст из отрывков новостей различных СМИ, когда читателю не нужно переходить по ссылке в первоисточник, он сможет узнать суть непосредственно из дайджеста. Но после запуска «Дайджеста», как признает Худавердян, компания увидела, что трафик некоторых СМИ снижается: «Поэтому мы разработали систему выплат, которая компенсирует СМИ потерю трафика, и эти деньги напрямую выплачиваем за каждый показ». По его словам, к «Дайджесту» уже подключены и получают выплаты большинство крупных партнеров (кто именно, Худавердян не назвал): «Если возвращаться к метафоре про киоск — понятно, что, когда возникли цветные журналы, это создает напряжение на газеты, которые сейчас лежат на первой полке. Поэтому мы плотно общаемся со СМИ и объясняем, каким образом можно эти цветные журналы тоже издавать, каким образом надо. На выплаты партнерам в этом формате идет около 30% чистых доходов сервиса».

«Яндекс» решил платить СМИ за размещаемый в его сервисе контент
Технологии и медиа
Фото:Антон Белицкий / Global Look Press

Топ-менеджер подчеркивает, что на суть того, что пишут СМИ, ИТ-холдинг не влияет: «Мы транслируем то, о чем пишут в прессе, и являемся одним из многочисленных форматов, который существует в стране».

Получать регистрацию как СМИ «Яндекс» не планирует: «У «Яндекса», в некотором смысле, уже есть лицензия СМИ — это положения закона о новостных агрегаторах. Это и есть лицензия для газетного киоска. Регулирование должно быть у других сервисов, которые тоже являются каналами дистрибуции, чтобы обеспечивать принцип равноприменимости. Но если отвечать буквально на вопрос, то мне кажется, что нет, у киоска не должно быть лицензии СМИ».

Почему «Яндекс» начал маркировать СМИ-иноагентов

В октябре «Яндекс.Новости» начали маркировать сообщения СМИ-иноагентов: после заголовков включенных в соответствующий реестр СМИ стоит пометка «Иностранный агент» и расширяющая стрелка, после нажатия которой появляется сообщение: «Данное сообщение создано/распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента». Тогда в компании объяснили, что такое решение — реакция на п. 7 ч. 1 ст. 10.4 закона «Об информации» — его в декабре 2019-го подписал президент Владимир Путин. Согласно документу российские СМИ, которые получают иностранное финансирование, должны маркировать свои материалы, а иностранные СМИ также обязаны создавать юрлица в России. При этом, как отмечает Худавердян со ссылкой на юристов компании, в законе нет явного трактования, распространяется действие закона на агрегаторы или нет: «Но мы в данном случае, показывая новости от наших партнеров, по сути становимся распространителями информации. То есть это то, как можно трактовать требования закона к нам».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 09:33
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 09:33
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33
5 уроков фондового рынка 2025 года и как их использовать в 2026-мПодписка на РБК, 09:30
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Петр Ян сенсационно победил Двалишвили и вернул чемпионский титул UFС Спорт, 09:09
Токио обвинил Пекин в наводке радаров на японские истребители Политика, 09:07
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Что будет с ключевой ставкой на заседании ЦБ в декабре: мнения экспертов Инвестиции, 09:00
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Опаснее стигм. Почему советы психологов стали приносить вред людямПодписка на РБК, 09:00
Всем нужен офис в Мумбаи: ждет ли пузырь рынок недвижимости ИндииПодписка на РБК, 09:00
Хегсет описал главные военные задачи США доктриной 1823 года Политика, 08:50
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
NYT рассказала о Европе «на перепутье» из-за новой стратегии Трампа Политика, 08:08
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Над Россией за ночь сбили 77 дронов Политика, 07:52