Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Ученые назвали «колоссальными» открытия нобелевского лауреата Паабо Общество, 00:14
«Миссис Крым-2022» оштрафовали за исполнение песни «Червона калина» Политика, 00:12
Зеленский запустил опрос «какой Илон Маск вам нравится больше?» Политика, 00:05
В институте РАН оценили перспективы экономики России на горизонте 30 лет Экономика, 00:01
Кунг-фу игроков «Спартака» и предложение на матче. Чем запомнился тур РПЛ Спорт, 00:00
Климатическая азбука: запуск рынка углеродных единиц в России РБК и Газпромбанк, 03 окт, 23:59
Кадырова наградили звездой Героя ДНР Политика, 03 окт, 23:23
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Маск назвал маловероятной победу Украины в «тотальной войне» Политика, 03 окт, 23:17
Губернатор Севастополя сообщил о гибели разведчика под Херсоном Общество, 03 окт, 23:12
Минфин США ввел санкции против премьера части Боснии и Герцеговины Политика, 03 окт, 23:00
Почему при инсульте надо успеть попасть в «терапевтическое окно» Партнерский проект, 03 окт, 22:44
Регионам разрешили закупать для мобилизованных товары двойного назначения Политика, 03 окт, 22:35
Рогозин счел твит Маска об Украине следствием влияния русской женщины Политика, 03 окт, 22:17
Штрафы по ДНК: правила экологичного выгула собак Партнерский проект, 03 окт, 22:15
Бизнес ,  
0 

Компании Ротенберга и Тимченко заявили о кризисе в строительстве

Крупнейшие строительные компании обратились к Владимиру Путину. Кризис в отрасли создает «неприемлемые риски», в том числе для безопасности страны, утверждают строители инфраструктурных проектов
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Крупнейшие компании в области строительства транспортной инфраструктуры пожаловались президенту Владимиру Путину на проблемы, которые погрузили отрасль инфраструктурного строительства в убытки и долги.

Об этом говорится в письме Путину, которое направили главы восьми строительных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга (строила Крымский мост), «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан». Копия этого письма изначально была опубликована в Telegram-канале «Беспощадный пиарщик». Источник в правительстве подтвердил РБК его содержание.

Путин в конце июня поручил премьеру Михаилу Мишустину «рассмотреть» это письмо и «доложить», следует из документа. Письмо прорабатывается, сказал источник в правительстве. РБК направил запросы в пресс-службу Белого дома, аппарат вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего строительство, а также в «СГМ-Мост», «Стройтрансгаз» и «Автобан».

Почему строительная отрасль оказалась в кризисе

Главы строительных компаний охарактеризовали состояние отрасли как «кризисное».

  • Отрасль с 2015 года фиксирует убытки, которые суммарно за пять лет достигли 137 млрд руб. (в письме дается ссылка на данные Росстата). Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова сказала РБК, что перечисленные проблемы действительно актуальны для всех строителей. По ее словам, наибольшего масштаба они достигают в регионах. Общее сальдо прибылей и убытков компаний из топ-170 строительной отрасли по итогам 2019 года оказалось отрицательным (-22,5 млрд руб.) против положительного результата (+14,6 млрд руб.) годом ранее, говорит эксперт (полных данных за 2020 год пока нет).
  • За пять лет ликвидировано 54% предприятий.
  • Объем долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза. Только за 2019 год объем долгосрочных займов 170 крупнейших компаний вырос с 4,1–4,3 трлн до 5 трлн руб., добавляет Галактионова.
  • Численность занятых в строительстве уже сократилась на 400 тыс. человек. По данным InfraONE Research, в 2019 году в строительной отрасли работали 2,4 млн человек (или 1,64% от численности населения России).

Основные причины такого кризиса заключаются в том, что система управления рисками в рамках госконтрактов (большинство инфраструктурных проектов реализуются на средства из бюджета) не содержит порядка оценки соответствия работ, формируя «презумпцию виновности» подрядчика, пишут строители Путину. Система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям и не учитывает расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении. А понятие «предпринимательского дохода» в принципе отсутствует в структуре цены, добавляют они.

Pro
Фото: Adam Berry / Getty Images Антивеганы: почему люди по всему миру отказываются от растительной пищи
Pro
Есть долги, денег и имущества нет. Как прекратить деятельность АО
Pro
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС Какие документы нужны для отсрочки и какие выплаты ждать мобилизованным
Pro
Фото: Stefan Postles / Getty Images Почему советы медитировать и дышать сейчас бесполезны
Pro
Фото: John Pryke / Getty Images Мир теряет краски: как серый стал главным цветом эпохи
Pro x The Economist
В центре внимания: что говорит ситуация в США о будущем мировой экономики
Pro
Фото: Leon Neal / Getty Images Экс-CEO Burberry: «Не имея контроля над всем, вы не контролируете ничего»
Pro
Как в 2022 году изменился внутренний туризм

«Сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли инфраструктурного строительства как кризисное, что создает неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны», — утверждают авторы письма. По их словам, стройка формирует более 5% ВВП России, а дефицит транспортной инфраструктуры является основным фактором, сдерживающим «опережающее развитие национальной экономики».

Разрешение существующих проблем невозможно без «дополнительного внимания» Путина, говорится в письме. Но конкретные просьбы там не указаны.

Проекты на 12 трлн руб.

В рамках нацпроектов, принятых правительством в 2018 году, в строительство инфраструктуры предполагается вложить около 12 трлн руб. по плану модернизации и расширения инфраструктуры (7 трлн руб.), а также по проекту «Безопасные и качественные дороги» (около 5 трлн руб.). По данным InfraONE Research, финансирование «инфраструктурных» национальных проектов пока относительно стабильно. На конец июня 2021 года в них собирались вложить 551 млрд руб. против 543 млрд руб. по итогам прошлого года. Однако частые пересмотры решений и объемов вложений не способствуют стабильности в отрасли и долговременному планированию.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Строительство"