РБК обратился за комментарием в пресс-службу краевого главы и отправил запросы оператору маркировки ЦРПТ и в Минпромторг.
Сейчас введение обязательной маркировки молочной продукции, одежды и постельного белья назначено на 2021 год.
Весной Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») заявлял, что введение обязательной маркировки в 2021 году не позволит малым и средним предприятиям восстановиться после стресса из-за пандемии. В организации утверждали, что последствия пандемии и других кризисных явлений будут иметь отложенный эффект и к 2021 году более серьезно отразятся на отрасли, чем раньше. В союзе также обратили внимание на то, что предприятия не готовы к введению маркировки, производственные линии требуют дооснащения, что влечет за собой значительные расходы. В «Союзмолоке» предупредили, что затраты на маркировку приведут к снижению доступности и росту себестоимости качественной молочной продукции.
Введению системы обязательной маркировки молочных продуктов предшествовал эксперимент, во время которого компании могли протестировать работу системы и подготовиться. Изначально он должен был завершиться в феврале 2020 года, затем этот срок перенесли на конец марта. Тогда же премьер-министр Михаил Мишустин своим распоряжением продлил эксперимент до 31 декабря.
За отсрочку выступал Минпромторг, объясняя это необходимостью дать бизнесу возможность спокойно подготовиться.
В конце октября Forbes сообщил, что под давлением участников отрасли введение обязательной маркировки может быть перенесено с января на май 2021 года. Издание ссылается на новую «дорожную карту», созданную Минпромторгом, Минсельхозом, оператором системы маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) и «Союзмолоком».
Обязательная маркировка отдельных групп товаров начала вступать в силу с 2019 года. В частности, сейчас маркировать необходимо табачные изделия, обувь, парфюмерию, фотоаппараты и фототехнику, шины.
Кроме того, с 1 июля в России стала обязательна маркировка всех лекарств. После этого поставщики и аптеки начали говорить о проблемах с поставками или продажей препаратов. В Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) сообщали, что две трети входящих в нее компаний испытывают трудности с ввозом лекарств в Россию. В качестве причины они называли сбои в системе маркировки.
Помимо этого в некоторых регионах аптеки сообщали, что не могут продавать имеющиеся у них лекарства из-за проблем с работой систем маркировки.
В начале ноября в России упростили порядок работы с системой маркировки «до полной готовности всех участников отрасли».
Минпромторг и ЦРПТ заявляли, что это позволило устранить сложности. с которыми сталкивались участники рынка. «На данный момент маркировка не является фактором, который влияет на скорость движения лекарств и их доступность», — говорилось в совместном заявлении. По данным обоих, скорость движения лекарств выросла, а партии препаратов были разблокированы и стали доходить до потребителей.
В понедельник министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил, что система маркировки лекарств работает без сбоев.
При участии
Майя Бобенко, Елена Сухорукова