Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Группа «Кристалл-Лефортово» сократила свою розничную сеть в восемь раз

Закрывшая в этом году большую часть своих предприятий алкогольная группа «Кристалл-Лефортово» сворачивает и розничную сеть. С начала 2017 года количество фирменных магазинов сократилось в восемь раз
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Алкогольная группа «Кристалл-Лефортово» сворачивает свою розничную сеть алкомаркетов «Кристалл», которая еще в 2016 году входила в десятку крупнейших в России. Если на 1 января 2017 года сеть насчитывала 300 торговых точек, то на ноябрь 2018-го их было всего 38, следует из данных «INFOLine-Аналитики».

По итогам 2016 года в рейтинге алкомаркетов INFOLine FMCG Russia TOP сеть «Кристалл» занимала шестое место и по количеству торговых точек, и по размеру выручки (6 млрд руб.). По итогам 2017 года «Кристалл» в рейтинге занимал уже 14-е место по числу магазинов (162) и делил восьмое место с торговым домом «Экстрасиб» по размеру выручки (4 млрд руб.). Сейчас сеть, по версии «INFOLine-Аналитики», не входит даже в двадцатку лидеров.

Раздел с информацией о фирменных магазинах в начале осени 2018-го также исчез с сайта «Кристалл-Лефортово». Представитель группы отказался назвать причины закрытия торговых точек и планы компании в розничном сегменте.

Что могло привести к закрытию магазинов — разбирался РБК.

Проблемы головной компании

Проблемы алкогольной группы «Кристалл-Лефортово» начались после того, как ее партнер по дистрибуции, «Статус-групп», подал заявление о своем банкротстве в декабре прошлого года. Ранее в том же году компании объявили об объединении продаж и заняли лидирующую позицию на российском водочном рынке, их совокупная доля оценивалась в 17%. Источник «Коммерсанта» объяснял, что «Кристалл-Лефортово» поручалась перед кредиторами и поставщиками «Статус-групп», которые стали требовать с нее долги партнера. В декабре 2017 года группа «Кристалл-Лефортово» остановила завод в Курской области, а в марте 2018-го — еще два предприятия, в Саранске и Самаре. Представитель компании отмечал, что речь не идет о банкротстве «Кристалл​-Лефортово» и что компания продолжит производить продукцию на собственном Иткульском спиртзаводе в Алтайском крае и по контракту на чужих предприятиях.

Четвертый производитель водки в России

Группа «Кристалл-Лефортово» существует с 1999 года и, по информации «РБК Исследования рынков», по итогам 2017 года была четвертым по величине производителем водки в России (3,86 млн дал). Основным владельцем группы считается Павел Сметана.

«Кристалл-Лефортово» производит собственные водочные бренды «Эталон», «Праздничная», «Старая Москва», «Зимняя дорога» и др. «Статус-групп» в рамках партнерства подписала с «Кристалл-Лефортово» договор сублицензии на свои марки «Добрый медведь», «Путинка Вездеход», «Высота» и др.

Уже в июле этого года банк ВТБ подал заявление о банкротстве ООО «Группа компаний «Кристалл-Лефортово» и ООО «Производственная компания «Кристалл-Лефортово» (управляет заводом в Курской области). В тот же день госбанк подал заявления о банкротстве и компаний бенефициара «Кристалл-Лефортово» Павла Сметаны — ООО «Регионбизнесконтакт», ООО «Амурская эстейт», ООО «БВ инвест» и ООО «ДП холдинг».

В начале октября Арбитражный суд Москвы постановил ввести в отношении ООО «Группа компаний «Кристалл-Лефортово» процедуру наблюдения (его задолженность перед ВТБ составляет 1,2 млрд руб.). Процедура наблюдения была введена и в отношении ООО «Производственная компания «Кристалл-Лефортово» и компаний Павла Сметаны.

Исчезнет ли сеть алкомаркетов «Кристалл» совсем

Фирменная розница — это всегда побочный бизнес для производителя, магазины «Кристалл-Лефортово» выполняли функции поддержки основного бизнеса, указывает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. В текущей ситуации сворачивание розничной сети говорит о том, что группа решила «вытащить» оборотный капитал и направить средства либо в основной бизнес, либо бенефициару, рассуждает эксперт.

Еще в прошлом году сеть активно открывала новые магазины в Казани, Улан-Удэ, Чите, Самаре, Смоленске, Саратове, а сегодня ее присутствие ограничивается Московским регионом, отмечает источник РБК на алкогольном рынке. По его словам, на сети отразился кризис сбытового звена предприятия. Развивать такой формат розницы можно или с очень серьезной финансовой поддержкой, или с лидирующей сбытовой структурой — ни того ни другого теперь нет, поэтому ждать возрождения сети вряд ли стоит, резюмирует собеседник РБК, добавляя, что площадь магазинов «Кристалл-Лефортово» небольшая и не подходит по формату лидерам рынка.

На рынке алкомаркетов сделки происходят очень редко и в основном представляют собой переуступку прав аренды, напоминает Бурмистров. Самой крупной сделкой в этом сегменте за последние годы стала покупка в 2016 году сетью «Бристоль» 274 алкомаркетов группы «Растяпино» из Нижнего Новгорода. Последними закрываются точки в помещениях, которыми компания владеет, потому что от них сложнее избавиться, отмечает эксперт. По его словам, вряд ли «Кристалл-Лефортово» удастся продать оставшиеся магазины крупнейшим сетям алкомаркетов — сегодня ретейлеры предпочитают развиваться на арендованных площадях. Разумнее всего было бы привлечь одного из лидеров рынка — «Красное и Белое» или «Бристоль» — как общего арендатора на собственные объекты, считает Бурмистров.

Перспективы специализированной алкогольной розницы

Оборот розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, в 2017 году в номинальном выражении вырос, по оценкам «РБК Исследования рынков», на 1,2%, до 2 трлн руб. В реальном выражении из-за падения доходов населения, повышения акцизов, введения минимальной стоимости отдельных видов алкогольной продукции и других факторов обороты падают начиная с 2014 года.

В 2017 году доля сетевых алкомаркетов в структуре продаж алкоголя достигла 12,5%, а суммарная выручка от продажи алкогольных напитков десятью крупнейшими сетями в 2017 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 44%, до 258 млрд руб. Ключевая тенденция рынка — укрупнение федеральных игроков за счет роста таких сетей, как «Красное и Белое», «Бристоль» и в меньшей степени «Ароматного мира», констатируют аналитики «РБК Исследования рынков». По их мнению, масштабная экспансия первых двух сетей приведет к дальнейшей консолидации рынка. Ее степень по итогам 2018 года будет на уровне 16,1%, а в 2019 году может составить уже 20,2%. При этом рост выручки, напротив, замедлится, говорится в исследовании.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Алкоголь"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
В клубе КХЛ назвали имя нового главного тренера после провального сезона Спорт, 10:23
Чистый убыток СПБ Биржи сократился почти вчетверо в 2023 году Инвестиции, 10:23
Минэнерго Украины сообщило о последствиях массированной атаки Политика, 10:21
Doge, Pepe и быстрое обогащение: почему «выстрелили» мемкоины Pro, 10:19
В Армении запретили трансляцию передач Владимира Соловьева Технологии и медиа, 10:15
The Korea Herald извинилась за карикатуру о теракте в «Крокусе» Общество, 10:15
Как подключить оплату картами за несколько часов РБК и БСПБ, 10:13
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Конституционный суд обязал районные рассматривать дела о домашнем насилии Общество, 10:11
В Петербурге продлили антикоронавирусные ограничения Общество, 10:05
В Garantex прокомментировали расследование США и Британии против биржи Крипто, 10:05
Крипта от Telegram: почему популярность детища Дурова стремительно растет Pro, 09:53
Лавров заявил об «осаде» российских посольств на Западе Политика, 09:46
Made in India: как индийское правительство помогает запустить IT-бизнес Мнение, 09:40
На крупнейшем в 2024 году IPO разместили акции «Европлана» на ₽13,1 млрд Инвестиции, 09:35