Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В США умер основатель московского клуба Soho Rooms Бизнес, 07:32
Топ-5 премиальных автомобилей по числу штрафов за нарушение ПДД Партнерский проект, 07:30
Как возобновление иранской ядерной сделки скажется на России Политика, 07:30
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:13
Компания Альберта Авдоляна запустит в 2023 году аэропорт на Эльге Бизнес, 07:00
МИД назвал вбросом статью WSJ о «воровстве» Россией энергии с ЗАЭС Политика, 06:58
NYT узнала о призыве Запада присвоить алмазам из России статус «кровавых» Политика, 06:56
Хватит ли IT-специалистов для развития бизнеса в России РБК и S+Консалтинг, 06:30
РБК Comfort
Получайте рассылку с новостями, которые влияют на качество вашей жизни.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Большинство россиян поддержали бы запрет на усыновление иностранцами Политика, 06:00
Япония в июле вернулась к импорту российской нефти Экономика, 05:41
Трое сирийских военных погибли под Алеппо после удара со стороны Турции Политика, 05:38
Каждый девятый врач отказался работать во время отпуска Общество, 05:00
На территории ТЦ в Ростове-на-Дону произошел пожар площадью 1,5 тыс. кв.м Общество, 04:41
Маск сообщил, что собирается купить «Манчестер Юнайтед» Бизнес, 04:27
Бизнес ,  
0 

Счетная палата нашла способ борьбы с автомобилистами-должниками

Оператору платных дорог предложили дать доступ к данным владельцев машин
Счетная палата: «Автодору» нужно дать доступ к данным водителей для поиска должников
«Автодор», который берет плату за проезд по дорогам, не может найти автовладельцев, задолжавших ему почти ₽1 млрд. Для поиска должников компании нужно дать право напрямую получать их персональные данные, считают в Счетной палате
Фото: Александр Вильф / РИА Новости
Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Счетная палата предложила правительству дать госкомпании «Автодор» право обрабатывать персональные данные автомобилистов, у которых есть долги за проезд по платным дорогам, следует из отчета государственных аудиторов по результатам проверки работы госкомпании. РБК ознакомился с копией отчета Счетной палаты.

На коллегии Счетной палаты, где был представлен отчет, присутствовал замминистра транспорта Василий Десятков, который поддержал идею наделить «Автодор» полномочиями по обработке персональных данных пользователей платных дорог, говорится в сообщении ведомства. РБК направил запросы в пресс-службы правительства и Минтранса. Представитель «Автодора» отметил лишь, что госкомпания планирует работать с замечаниями Счетной палаты в установленном законом порядке.

Общий долг автовладельцев, данных которых нет у «Автодора», к 1 октября 2021 года составил 923,9 млн руб., говорится в отчете.

Сколько «Автодор» зарабатывает на платных дорогах

В 2015–2020 годах общий доход «Автодора» от доверительного управления дорогами составил 76,4 млрд руб. Поступления от сбора за проезд по платным дорогам — основная статья доходов компании, отмечают в Счетной палате. На них за шесть лет пришлось почти 97% всех заработанных госкомпанией денег.

Ее среднегодовой доход с 1 км платных дорог вырос с 7,8 млн руб. в 2015 году до 14,4 млн руб. в 2020 году. По состоянию на 1 сентября 2021 года протяженность платных участков дорог «Автодора» составила 1,8 тыс. км.

Почему возникла проблема с должниками

«Автодор» выступает оператором платных дорог, компания берет оплату на участках трасс М-11 Москва — Санкт-Петербург, М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и на ЦКАД.

В 2020 году при проезде по ЦКАД была запущена система «Свободный поток», или free-flow, которая не требует остановки для оплаты. Автомобилисты могут оплатить проезд двумя способами — с помощью предоплаты или уже после проезда. Для предоплаты автовладельцы регистрируются у оператора, пополняют лицевой счет, а при проезде по платному участку с него списываются деньги, система засчитывает проезд через транспондер, установленный на автомобиле, или с помощью фиксации государственного регистрационного номера машины. При постоплате система фиксирует госномер автомобиля, а его владелец должен оплатить проезд в течение пяти дней после поездки.

Pro
Фото: Scott Barbour / Getty Images Как россиянам теперь сдавать TOEFL и IELTS и как к этому подготовиться
Pro
Сколько платить айтишнику и из каких специалистов собрать базовую команду
Pro
Фото: Francisco Seco / AP Как правильно отдыхать, чтобы успеть восстановить силы за выходные
Pro
Фото: Jonathan Gallegos / Unsplash Что не стоит рассказывать на собеседовании о своих детях
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Потребители сокращают расходы. В каких нишах есть смысл открывать бизнес
Pro
Фото: Christian Keenan / Getty Images Ушел из фирмы — значит, предатель: каково работать в китайских компаниях
Pro
У вас есть 8 секунд. Как презентовать и продать идею
Pro
Фото: Joern Pollex / Getty Images Почему пользу веганства часто преувеличивают и чем это опасно

Счетная палата нашла нарушения при строительстве трассы из Европы в Китай
Бизнес
Фото:Валерий Матыцин / ТАСС

Узнать, кто проехал по дороге, «Автодор» может, только если автомобиль зарегистрирован в системе госкомпании, говорится в отчете Счетной палаты. Если автомобилист решил оплатить дорогу после проезда, то «возможность получения госкомпанией персональных данных пользователя не предусмотрена», указано в документе.

Таким образом, если владелец автомобиля не заплатил за проезд и не зарегистрирован в системе, госкомпания не сможет идентифицировать собственника автомобиля по госномеру и в дальнейшем «взаимодействовать с ним по вопросам погашения задолженности по оплате проезда». Сейчас полномочия «Автодора» «не позволяют в полной мере обеспечивать сбор платы за проезд» по участкам дорог с использованием системы «Свободный поток», делают вывод аудиторы.

В прошлом году за неоплату проезда по платным дорогам ввели штрафы от 1,5 тыс. до 5 тыс. руб., но и за проезд в этом случае тоже нужно заплатить. Однако привлечение нарушителей к административной ответственности не означает, что «Автодор» получит деньги за проезд по платной дороге, штраф пополняет казну государства, напоминает юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.

Как юристы оценивают инициативу

«Автодор» фиксирует только госномера автомобиля, а не персональные данные автомобилиста, это затрудняет подачу заявлений в суд, поскольку неизвестно, к кому подавать заявление, говорит Хантимиров. Соответственно, при получении данных об автомобилистах госкомпания сможет проще через суд взыскивать задолженность. При этом для работы с персональными данными «Автодору» нужно будет создать соответствующую технологическую базу, обеспечить хранение персональных данных на серверах внутри страны, отмечает юрист.

МВД закрыло крупнейшие сайты по продаже данных краденных банковских карт
Финансы
Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

Де-юре, выезжая на платный участок дороги, водитель принимает условия договора с оператором и обязуется оплатить свой проезд, говорит управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. «Но эти условия принимает именно водитель, а не собственник транспортного средства. По какой причине оператору должно предоставляться право на обработку персональных данных собственника в данной ситуации, мне совершенно непонятно», — недоумевает Иккерт.

Юрист считает, что оператор дороги не может обрабатывать ни персональные данные водителя «без его выраженного согласия», ни собственника, который может вообще не знать о том, что его транспортное средство проезжает по платному участку. «Автодор», в отличие от сотрудников МВД, выписывающих штрафы, не относится к органам власти, которые могут получать доступ к персональным данным без разрешения человека, продолжает юрист. «Наделение «Автодора» полномочиями органа исполнительной власти не соответствует целям, которые преследуются госкомпанией, а цель — это, по сути, извлечение прибыли от предоставления услуг. По такой логике можно требовать доступа к персональным данным для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность», — заключает Иккерт.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"