Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Оцифрованный табак: что заменит акцизные марки на пачках сигарет

Сигареты и папиросы могут остаться без акцизных и специальных марок. ФНС оценивает возможность использовать для фискальных целей цифровую маркировку, которая станет обязательной в 2019 году
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Сигареты и папиросы могут остаться без акцизных и специальных марок. Федеральная налоговая служба (ФНС) оценивает возможность использовать вместо них систему, которая применяется для маркировки табачной продукции. Это следует из направленного в правительство доклада Минпромторга об итогах эксперимента по маркировке табачной продукции (есть в распоряжении РБК). Подлинность доклада подтвердил источник, близкий к проекту.

«Оценка применимости механизмов маркировки средствами идентификации и мониторинга оборота табачной продукции в фискальных целях и в целях контроля за оборотом подакцизных товаров в настоящее время проводится заинтересованными ведомствами», — сообщили в пресс-службе Минпромторга.

​Вопрос о том, что в России необходимо отслеживать оборот табака, обсуждался с 2016 года: сначала для этой цели по аналогии с алкоголем предлагалось использовать ЕГАИС (Единая государственная информационная система). Но участники табачного рынка выступили против внедрения, и правительство согласилось протестировать на табачной продукции маркировку. Эксперимент по добровольной маркировке табака начался год назад, с 15 января 2018-го. Пилотный проект потребовался в преддверии перехода к обязательной маркировке: с 1 июля 2019 года все производители будут обязаны наносить на каждую пачку сигарет цифровой штрихкод Data Matrix. Такой код будет содержать практически всю информацию о товаре: место, дату и время производства, срок годности, информацию об обороте товара, дату и место продажи. Эксперимент координирует Минпромторг, а разрабатывает и тестирует оператор — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Масштабный эксперимент

Эксперимент по маркировке сигарет охватил большую часть табачного рынка. Тест проводился на сигаретах с фильтром и без фильтра, а также на папиросах. В нем участвовали производители, выпускающие более 98% всей табачной продукции в России (Japan Tobacco International, Philip Morris International, «Донской табак» и другие), и дистрибьюторы, через которых реализуется более 88% табачной продукции («Мегаполис», СНС, Alokozay Group). К тестированию также присоединились крупнейшие розничные сети (X5 Retail Group, Metro C&C, «Магнит», «Лента», «Дикси») и свыше ста представителей несетевой розницы.​

В рамках эксперимента были отработаны все процессы, необходимые для маркировки и прослеживания, а выпуск маркированной продукции начался в промышленном масштабе, отметил заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов. По оценкам оператора, сейчас к маркировке уже готовы производители, выпускающие 92% табачной продукции в стране. Данные, которые будут передаваться в информационную систему, будут защищены средствами криптографической защиты, что должно исключить риск подделки или корректировки информации, утверждают в ЦРПТ.

Что такое ЦРПТ

Центр развития перспективных технологий является оператором единой национальной системы прослеживаемых товаров. Систему, которая охватит большую часть товарного рынка России, поручил разработать премьер-министр Дмитрий Медведев до 2024 года. Компания на 50% принадлежит структурам Алишера Усманова, 25% — госкорпорации «Ростех», и еще 25% — у «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого.

На втором этапе эксперимента (июль—декабрь 2018-го) состав участников расширился и в него вошла импортная табачная продукция. Пачки с сигаретами были промаркированы на фабрике Philip Morris International в швейцарском городе Невшатель. Всего на конец декабря 2018 года в эксперименте участвовало 254 компании. Число промаркированных упаковок сигарет превысило 150 млн, из них 50 млн уже введены в оборот.

Обязательный этап программы

Основная цель введения маркировки — борьба с нелегальным оборотом сигарет. Сейчас российский бюджет из-за нелегальной торговли сигаретами недополучает около 60 млрд руб. в год, оценивал глава Минпромторга Денис Мантуров, при этом основная часть — около 50 млрд руб. — это недоплаты по акцизам. По данным аналитического агентства Nielsen, доля нелегальных сигарет, при продаже которых в бюджет не был уплачен акциз, за год выросла почти вдвое и в 2018-м составила 8,4% рынка против 4,5% в июле—сентябре 2017-го. Причинами роста нелегального оборота стали приток дешевых сигарет из стран ЕАЭС и дальнего зарубежья, а также распространение в обороте нелегальной табачной продукции без акцизной марки или с подозрительной акцизной маркой.

Согласно распоряжению правительства обязательная маркировка сигарет начнется уже 1 марта 2019-го. С этой даты производители, импортеры и розничные продавцы табачной продукции должны будут зарегистрироваться в системе. С 1 июля 2019-го маркировка должна начаться в обязательном порядке на производстве, а розничные продавцы примутся фиксировать вывод пачек сигарет из оборота в момент продажи конечному потребителю. С 1 июля 2020 года будет введен полный мониторинг движения табачной продукции между всеми участниками рынка, а оборот немаркированной продукции окончательно прекратится.

Штрихкод с акцизом

Одна из задач эксперимента, как указано в докладе, — выяснить, можно ли использовать применяемый при маркировке двухмерный код Data Matrix в фискальных целях. Сейчас производители и импортеры сигарет наносят на свою продукцию марки, выпускаемые АО «Гознак», — таким образом они отчитываются перед налоговой службой об обороте продукции. Для маркировки сигарет, произведенных в России для продажи на ее территории, предусмотрена федеральная специальная марка, а для импортной продукции — акцизная марка.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

В рамках эксперимента ЦРПТ вместе с ФНС и производителями табака (петербургские предприятия международных табачных концернов BAT и JTI) оценивали, целесообразно и возможно ли перейти к обязательной маркировке Data Matrix для расчета и уплаты акцизных налогов, а также для контроля за оборотом подакцизных товаров. Производители направили в ФНС акцизные декларации с расчетом акцизного налога для промаркированных пачек сигарет, документы, подтверждающие их продажу, и отчеты об использовании специальных марок. В свою очередь, ЦРПТ предоставил ФНС отчет о запрошенных и использованных кодах маркировки и реализации табачной продукции.

Результат эксперимента показал, что маркировка может выполнять фискальную функцию: система в реальном времени рассчитывает акциз на табачную продукцию и может заменить акцизную марку, рассказал РБК источник, близкий к проекту. Из доклада Минпромторга следует, что система предоставляет все сведения, необходимые для расчета и администрирования акцизного налога. В нем также говорится, что сейчас ФНС рассматривает представленные производителями и оператором документы. В ФНС на запрос РБК не ответили.

Налоговая заинтересована получать сведения без погрешностей в реальном времени, отмечает собеседник РБК. Сами производители, по его словам, поддерживают такой переход: для них важно, чтобы маркировка решала максимум задач. Так, по предложению участников рынка в код маркировки «для снижения издержек» розничных продавцов сигарет уже решено включить максимальную розничную цену на сигареты — такое предложение поддержали федеральные органы исполнительной власти, говорится в документе.

Что думают об итогах эксперимента производители

Представители табачной отрасли, опрошенные РБК, поддерживают замену бумажной акцизной марки цифровым кодом. Результаты эксперимента по цифровой маркировке и прослеживанию подтвердили, что у кода Data Matrix возможности для усиления контроля государства над производством и оборотом табачной продукции шире, чем у бумажных специальных и акцизных марок, указывает вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко. «Это касается как прослеживаемости движения сигарет от производителя к розничной точке, так и полноты фискального контроля над уплатой акциза и НДС в государственный бюджет», — отмечает он.

Табачная отрасль заинтересована иметь одну маркировку, отмечает гендиректор ассоциации «Табакпром» Андрей Межонов: маркировка кодами Data Matrix, по его словам, более всеобъемлющая. Но маркировку специальными и акцизными марками никто отменять не собирается: вопрос не решен на уровне заинтересованных органов федеральной исполнительной власти, говорит Межонов. В результате пока отрасль вместо одной получает две маркировки, сетует он.

Маркировка сигарет — дорогостоящий проект, отмечает старший менеджер по связям с госорганами «БАТ Россия» Максим Курганский. По его словам, в 2018 году компания вложила более 1 млрд руб. в подготовку и внедрение системы на производстве и примерно столько же планирует вложить в этом году. В случае если стоимость одного кода Data Matrix составит 50 коп., производители сигарет будут платить ЦРПТ около 6 млрд руб. в год, добавляет Курганский.

Представители PMI в России на запрос РБК не ответили.

Какие еще товары маркируют

Первой промаркированной категорией стали изделия из натурального меха, в 2016 году на территории стран Евразийского экономического союза она стала обязательной. С 1 февраля 2017 года стартовал пилотный проект по маркировке лекарств. Закон о маркировке товаров средствами идентификации, который дал правительству право определять перечень товаров, подлежащих маркировке, был подписан президентом России Владимиром Путиным 1 января 2018 года. В начале года в тестовом режиме была запущена маркировка табачной продукции, ювелирных изделий и обуви, а уже в мае премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил перечень товаров, которые будут в обязательном порядке промаркированы с 2019 года. В него вошли парфюмерная, табачная продукция, фотокамеры, предметы одежды — женские трикотажные блузки и блузоны, пальто, плащи, куртки, штормовки и ветровки, обувь, а также постельное, столовое, кухонное и туалетное белье.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Сигареты"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 24 апреля
EUR ЦБ: 99,56 (+0,2)
Инвестиции, 16:46
Курс доллара на 24 апреля
USD ЦБ: 93,29 (+0,04)
Инвестиции, 16:46
Армения не приедет на встречу по безопасности в Петербурге Политика, 23:10
Над Белгородской областью сбили беспилотник Политика, 23:01
Turkish Airlines сделала памятку для следующих транзитом россиян Общество, 22:48
В Днепре прогремел взрыв Политика, 22:37
Шойгу доложили о задержании его зама по делу о взятке Политика, 22:34
СК сообщил о следственных действиях с задержанным замом Шойгу Политика, 22:26
Столтенберг исключил размещение НАТО ядерного оружия в Польше Политика, 22:19
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Опасность атаки дронов объявили в Белгородской и Воронежской областях Политика, 22:09
Компания экс-менеджеров «Сбера» застроит бывшие земли посольского городка Бизнес, 21:58
Замминистра обороны России Иванова задержали по делу о взятке⁠ Политика, 21:52
Путину доложили о задержании зама Шойгу Политика, 21:46
Стали известны дата и место прощания с тренером «Салавата» Кольцовым Спорт, 21:43
Фарм-клуб «Ак Барса» стал чемпионом Всероссийской хоккейной лиги Спорт, 21:32
Замминистра обороны России задержали по делу о взятке⁠ Политика, 21:26