Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Кнут и пряник: как ESG-стандарты влияют на репутацию компаний РБК и СберПро, 20:22
Российскому биатлонисту не хватило 5 секунд до первого подиума на КМ Спорт, 20:19
Меркель объявила о запрете посещать магазины для непривитых Общество, 20:14
Датский футболист вернулся к тренировкам после остановки сердца на Евро Спорт, 20:00
Почему бизнес не может полностью защититься от киберпреступников РБК и Ростелеком-Солар, 19:59
Лавров пообещал ответ в случае «адских санкций» США против России Политика, 19:44
Обзор популярных моделей ноутбуков MSI: Prestige, Summit и Modern РБК и MSI, 19:36
ОПЕК+ согласовала рост добычи нефти вопреки падению цен на нее Бизнес, 19:32
Хоккеисты «Спартака» потерпели второе поражение подряд в КХЛ Спорт, 19:31
Россиянин победил на этапе Кубка мира по фристайлу Спорт, 19:29
Евросоюз ввел санкции против «Белавиа» и сирийской Cham Wings Политика, 19:17
В чем польза кокосового масла и как его использовать Стиль, 19:17
Владельцы шахты в Кузбассе ответили на вопрос Путина об аварии Общество, 19:16
Dopamine dressing: как предметы вашего гардероба влияют на настроение РБК и СберПервый, 19:13
Бизнес ,  
0 

Kaz Minerals начала переговоры о создании ледокола для проекта на Чукотке

Казахстанская Kaz Minerals хочет построить с «Росатомом» ледокол и три балкера, чтобы избежать возможной нехватки судов при росте грузопотока по Северному морскому пути. Они понадобятся компании для вывоза меди и золота с Чукотки
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Казахстанская Kaz Minerals, реализующая проект по добыче меди и золота на Чукотке стоимостью более $8 млрд, планирует обсудить с «Росатомом» строительство ледокола и трех балкеров ледового класса Arc 7 или Arc 6. Об этом РБК сообщил совладелец (владеет 36,5%) и председатель совета директоров Kaz Minerals Олег Новачук.

«Обсуждаем с «Росатомом» сервис одного окна — он будет поставлять нам электроэнергию, эксплуатировать порт, мы будем заказывать у него портофлот (буксиры), и, возможно, мы будем обсуждать с ним строительство персонального ледокола и трех балкеров (специализированные суда для перевозки сыпучих грузов. — РБК) дедвейтом 40 тыс. т ледового класса Arc 7 или Arc 6», — сообщил Новачук.

По словам источника, близкого к дирекции Севморпути «Росатома», переговоры с Kaz Minerals ведутся, но схемы финансирования строительства этого флота пока нет.

РБК направил запрос в пресс-службу «Росатома».

Arc6: морские суда этого класса способны плавать в арктических льдах при их толщине до 1,1 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 1,3 м в летнее-осеннюю.

Arc7: способны плавать в льдах при толщине до 1,4 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 1,7 м в летнее-осеннюю.

Зачем компании нужен свой флот

Kaz Minerals приобрела Баимское месторождение в 2018 году у Романа Абрамовича, Александра Абрамова и партнеров за $900 млн. Ресурсы месторождения, расположенного в пределах Баимской рудной площади, оцениваются по международной классификации JORC в 9,9 млн т меди и 16,6 млн унций золота.

По словам Новачука, компания уже инвестировала 32 млрд руб. в Баимский проект, не считая покупки лицензии, и начала переговоры с банками о привлечении финансирования. Пока переговоры ведутся с российскими банками, в частности с ВЭБом. «Мы закончили технико-экономическое обоснование и разослали его в банки. Договариваемся о 70–80% привлеченного банковского финансирования. Остальное — за счет собственных средств», — уточнил бизнесмен. Мощность ГОКа составит 70 млн т руды в год (или 1,4 млн т в год медного концентрата), всего компания планирует инвестировать в создание ГОКа и инфраструктуры около $8 млрд.

С 2027 года Kaz Minerals планирует поставлять по Северному морскому пути (СМП) 2 млн т грузов в год. Круглогодичная навигация для компании очень важна, ведь, если поставки будут только сезонными, ей придется замораживать оборотный капитал и нести дополнительные издержки, пояснил Новачук.

Сроки службы трех действующих атомных ледоколов «дочки» «Росатома» «Атомфлота» («Таймыра», «Вайгача» и «Ямала») истекают в 2027–2029 годах. Им на замену должны прийти строящиеся ледоколы проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал» и еще два подобных судна, строительство которых началось в 2020 году), а также ледокол «Лидер». Кроме того, «Росатом» продлил эксплуатацию атомного ледокола «50 лет Победы» до 2039 года.

«Росатом» закажет еще шесть ледоколов для перевозок грузов по Севморпути
Бизнес
Атомный ледокол "Арктика"

Но этих ледоколов может не хватить для обслуживания СМП. К 2024 году грузопоток по этой магистрали должен вырасти в два с половиной раза, до 80 млн т в год, согласно майскому указу президента Владимира Путина. Увеличить грузопоток планируется за счет СПГ-проектов НОВАТЭКа, «Востокугля» Романа Троценко и нового мегапроекта «Роснефти» «Восток Ойл». А к 2030 году оборот грузов по СМП может повыситься до 110 млн т, предположил заместитель гендиректора «Росатома» Вячеслав Рукша.

Замглавы «Росатома» по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров оценил стоимость атомного ледокола в 60 млрд руб. Согласно презентации Романа Троценко, стоимость балкера составляет $50 млн (3,6 млрд руб.). Таким образом, собственный флот может обойтись Kaz Minerals более чем в 70 млрд руб.

Почему Kaz Minerals еще не заключила контракт с «Росатомом»

Для энергоснабжения горно-обогатительного комбината потребуется до 350 МВт генерации в год (с учетом резерва мощности). Kaz Minerals уже подписала предварительное соглашение с «Росатомом» о поставке электроэнергии, которое станет основой для финального контракта. Российская госкомпания планирует построить четыре плавучих энергоблока суммарной мощностью 200 МВт с начала 2027 года и 400 МВт с четвертого квартала 2028 года. С мыса Наглейнгын до ГОКа предлагается построить две ЛЭП 330 кВ. Но из-за ограничений в законодательстве атомная монополия пока не может заключить свободный двусторонний договор на продажу электроэнергии на условиях take-or-pay. Этот договор нужен «Росатому» для привлечения финансирования на строительство этих блоков.

За счет бюджетных средств также планируется построить половину автомобильной дороги общей протяженностью 420 км — от города Билибино, где находится Баимское месторождение, до порта у мыса Наглейнын. Согласно соглашению, подписанному на Восточном экономической форуме в начале сентября, она будет построена с использованием механизма дальневосточной концессии. Вторую половины автодороги Kaz Minerals планирует построить за свой счет.

Путин одобрил энергопроект «Росатома» для ГОКа на Чукотке за ₽169 млрд
Бизнес
Фото:Дмитрий Астахов / РИА Новости

Главный вопрос для Kaz Minerals на этом проекте — фиксация налоговых условий, отмечает Новачук. «Стабилизационная оговорка» предусмотрена для инвесторов, подписавших соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые ввели в апреле 2020 года для стимулирования инвестиций в экономику страны. На них распространяется возможность зафиксировать условия землепользования, градостроительной деятельности и налогообложения на срок шесть, 15 или 20 лет.

Но, по словам совладельца Kaz Minerals, для любого инвестора, особенно в таких капиталоемких проектах, как Баимское месторождение, принципиальным является стабилизация налоговых условий на весь срок реализации проекта. «В связи с этим мы предлагаем рассмотреть возможность фиксации условий не на 15 или 20 лет в рамках СЗПК, а на весь срок реализации проекта (в случае Баимского ГОКа речь идет о 40 годах) для новых месторождений с низким содержанием металла и отсутствием инфраструктуры», — заявил он. Новачук пояснил, что когда в правительстве принимаются решения о многократном росте ставки НДПИ, это осложняет переговоры с банками о привлечении проектного финансирования. Недавно президент Владимир Путин объявил о повышении НДПИ для компаний, занятых в металлургической промышленности с 2022 года на фоне роста цен на их продукцию. Однако пока неизвестно, насколько власти повысят этот налог.