Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Booking позволит отелям не согласовывать с ним цены на своих сайтах

Гостиницы теперь смогут ставить стоимость проживания ниже, чем на сервисе
Booking.com проиграл в апелляционной инстанции судебное разбирательство с ФАС. Теперь сервис откажется от паритета цен с российскими отелями: они смогут на своих сайтах указывать цены ниже тех, что предлагает сам Booking.com
Booking BKNG $2 488,79 -2,82% Купить
Фото: Fabian Sommer / Global Look Press
Фото: Fabian Sommer / Global Look Press

Крупнейший сервис по бронированию отелей и других средств размещения Booking.com по решению суда прекратит практику паритета цен в России, сообщил РБК представитель сервиса в России.

В четверг, 11 ноября, Девятый апелляционный арбитражный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Москвы, который, в свою очередь, в августе отказался удовлетворить иск Booking.com и подтвердил законность решения и предписания Федеральной антимонопольной службы.

«Будучи компанией, соблюдающей законодательство, мы будем работать над прекращением практики паритета цен в России», — заявил представитель Booking.com, подчеркнув, что компания оспорит постановление апелляционной инстанции в кассационном суде.

Booking.com ответил на обвинения ФАС в злоупотреблении положением
Общество
Фото:Nicholas Hunt / Getty Images

Судебное разбирательство Booking.com с ФАС стало результатом жалобы бизнеса на то, что крупнейший на рынке агрегатор бронирований навязывает отелям так называемое условие о паритете цен. На эту практику в начале 2019 года пожаловалась в ФАС общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»: даже если клиент бронирует напрямую, гостиница не вправе предоставить ему номер дешевле, чем тот сдается на Booking.com. Регулятор провел проверку и пришел к выводу, что доля зарегистрированной в Нидерландах Booking Holdings B.V. на российском рынке агрегаторов информации о средствах размещения составляла по итогам 2018 года 84% в натуральном выражении и 80% в денежном.

ФАС посчитала, что Booking.com злоупотребляет доминирующим положением, навязывая работающим с ним отелям условие давать лучшие цены, и потребовала исключить из договоров с отелями условие о паритете цен, но сервис требование проигнорировал.

В декабре 2019 года в отношении Booking.com было возбуждено антимонопольное дело. Через год, в декабре 2020-го, регулятор признал Booking.com нарушителем закона «О защите конкуренции» и вновь потребовал отказаться от паритета цен. Не согласившись с этим решением, сервис в феврале 2021 года оспорил вердикт ФАС в Арбитражном суде Москвы.

Глава Booking в России — РБК: «Мы не против участвовать в обелении рынка»
Бизнес
Алексей Матушкин

Суд первой инстанции признал решение ФАС законным, но, поскольку сервис подал апелляционную жалобу, решение не вступало в силу до того момента, как эта жалоба была рассмотрена, пояснила РБК адвокат, член комитета по туризму «Опоры России» Наталья Петровская. «Сегодня жалоба была рассмотрена и решение суда первой инстанции вступило в силу», — констатирует юрист. Поэтому компания должна исключить из договоров с российскими отелями условие о паритете цен.

В августе этого года ФАС выписала Booking.com оборотный штраф на 1,3 млрд руб., который компания также оспорила в суде. Сейчас дело рассматривается в первой инстанции.

Штраф Booking в России на ₽1,3 млрд. Что важно знать
Бизнес
Фото:Pascal Rossignol / Reuters

Что говорит Booking.com

Сервис Booking.com, по словам его представителя, разочарован сегодняшним решением: оно не в полной мере учитывает предоставленные Booking.com данные о положении на рынке и представлениях отрасли о принципах паритета цен. По мнению Booking.com, положения о паритете «справедливые, поддерживают конкурентоспособность цен для потребителей и приносят взаимную пользу путешественникам, владельцам объектов размещения и похожим онлайн-платформам».

О том, почему сервис считает такой паритет цен справедливым, в интервью РБК рассказывал директор Booking.com в России Алексей Матушкин. Эту практику, по его словам, ввели сами отели: они хотели, чтобы «цены везде были одинаковыми», потому что боялись, что онлайн-турагентства будут занижать стоимость номера. Цена, как отмечал Матушкин, должна быть очевидна и гостям: если гость видит на разных сайтах совершенно разные цены, «это в лучшем случае настораживает и вызывает недоумение, в худшем — вызывает у него недоверие и отказ от бронирования конкретно этого отеля».

Для самого Booking.com паритет цен — это вопрос «справедливости вложений» в рекламу и качество услуг, пояснял Матушкин. Отели не должны пользоваться сервисом как бесплатной рекламной площадкой, а потом уводить клиентов на свой сайт, где цена будет ниже, и не платить комиссию за услуги.

В Booking.com также не согласились с выводом ФАС о своем доминирующем положении на российском рынке агрегаторов информации о средствах размещения. Сужать деятельность сервиса только до онлайн-бронирования жилья неправильно, потому что он предлагает и другие услуги, например бронирование авиабилетов и аренды автомобилей, пояснял Матушкин. В странах Европы, куда входит и Россия, доля Booking.com на рынке составляет 13% и «нет причин, по которым в той или иной стране было бы что-то значительно лучше».

Что говорит «Опора России»

Условие паритета цен — это «навязывание невыгодных условий как отелю, так и потребителю гостиничных услуг», настаивает вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. По его словам, при заключении договора с Booking.com отели подписывают «одностраничное соглашение», по которому они присоединяются к общим условиям сервиса, уже включающим условие о паритете цен, и не могут заключить договор на других условиях. Booking.com может в любой момент отключить отель от своего сервиса, а любые споры по условиям договора будут рассматриваться в суде в Нидерландах — «ни один малый отель не может себе позволить расходы на подобное судебное разбирательство», добавляет вице-президент «Опоры России».

Потребители также оказываются в заложниках ситуации, считает Кожевников. Из-за паритета цена номера «значительно возрастает», поскольку отель вынужден включать в цену комиссию, которую он уплачивает сервису по бронированию (в среднем она составляет 20%). Кожевников приводит пример: если гостиница хочет провести акцию в низкий сезон и предложить гостю номер по цене 2 тыс. руб. в сутки, то с учетом комиссии онлайн-турагентства отель получит лишь 1,6 тыс. руб., что для него ниже себестоимости. Поэтому отель вынужден выставлять номер по цене 2,4 тыс. руб. и на сайте онлайн-турагентства, и на собственной странице в интернете.

Кроме того, паритет цен мешает отелям применять систему скидок и бонусов для своих клиентов, которые уже останавливались у них и готовы были бы пойти на самостоятельное бронирование. Гостиницы вынуждены держать единую цену, хотя могли бы предоставить более выгодную цену гостю напрямую, а потребитель, сам того не подозревая, вынужден покупать номера на сайте отеля по цене, которая сформирована с учетом комиссии Booking.com, резюмирует Алексей Кожевников.

РБК направил запрос в ФАС.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Отели"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
МВД предложило дать следователям право приостанавливать денежные переводы Общество, 22:19
Мирра Андреева проиграла украинке в 1/4 финала турнира WTA во Франции Спорт, 22:15
Мужчина поджег себя у здания суда, где шел процесс над Трампом Политика, 22:15
Орбан заявил об «одном шаге» до отправки на Украину войск Запада Политика, 22:07
Педиатру из Москвы ужесточили обвинение по делу о фейках про армию Общество, 21:51
Пошлину на ввоз пива из недружественных стран повысили в 2,5 раза Экономика, 21:47
Открылся 46-й Московский кинофестиваль. Фоторепортаж Life, 21:45
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников Политика, 21:42
Неигравшая три года Светлана Кузнецова заявила, что карьеру не завершила Спорт, 21:41
Белоруссия отменила запрет на ввоз из России чая Greenfield и кофе Jardin Бизнес, 21:22
В Белгороде объявили опасность атаки беспилотников Политика, 21:09
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:03
В Дербенте местный житель открыл стрельбу возле кафе Общество, 21:01
«Краснодар» обыграл «Факел» и приблизился к «Зениту» в РПЛ Спорт, 20:59