Лента новостей
Сенатор предостерег Киев от усиления санкций против России из-за моряков Политика, 14:06 В Петровском парке открыли новый стадион «Динамо» Спорт, 14:05 В Китае число жертв утечки газа на грузовом судне увеличилось до десяти Общество, 13:51 «Краснодар» нанес на газон стадиона номера двух футболистов Спорт, 13:34 В доме-интернате для ветеранов в Петрозаводске произошел пожар Общество, 13:28 Французский депутат попросил МИД прекратить «антироссийскую истерию» Политика, 13:14 Иран предложил странам Персидского залива подписать пакт о ненападении Политика, 13:06 Теннисного судью из России признали виновной в сокрытии коррупции Спорт, 12:57 В МИД России ответили на угрозы Украины добиться «гамбургских» санкций Политика, 12:44 Синоптики пообещали москвичам на следующей неделе жару до 32 градусов Общество, 12:40 В Северной Осетии человек погиб и три пострадали во время урагана Общество, 12:24 Не сошлись с партнером: как перейти от творчества к управлению бизнесом РБК и «Билайн» Бизнес, 12:14 Оба кандидата в главы Литвы выступили против жесткой риторики с Россией Политика, 12:09 Град повредил лобовое стекло летевшего в Пекин самолета Общество, 12:04
Протест дальнобойщиков ,  
0 
Стоп машинам: как протесты дальнобойщиков заставили отменить штрафы
Согласованные действия дальнобойщиков заставили власть отступить: штрафы за неоплаченный проезд с 15 ноября будут брать только в Подмосковье, а саму плату могут снизить. Так редко бывает в России
Акция протеста дальнобойщиков против взимания платы за проезд на трассе «Дон» (М4) (Фото: Коммерсантъ)

Пересчитывая «Платона»

Штрафы за неоплаченный проезд 12-тонных автомобилей по федеральным трассам общего пользования с 15 ноября будут брать только в Московской области, а в других регионах их введут на полгода позже — в мае 2016 года. Об этом сообщил 11 ноября заместитель министра транспорта Евгений Дитрих.

Плата за проезд 12-тонных автомобилей по федеральным дорогам общего пользования вводится с 15 ноября 2015 года по всей стране. Владельцы большегрузов должны будут платить 1,53 руб. за 1 км пути для возмещения вреда дорожному покрытию, а с 1 марта 2016 года — 3,06 руб. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное.

Цена вопроса

По данным директора департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадима Живулина, средний пробег большегрузного автомобиля в России — 60 тыс. км в год. Получается, его владельцу сбор обойдется в 92 тыс. руб. по нынешнему тарифу, а по мартовскому — уже в 184 тыс. руб. в год.

Вполне вероятно, что перевозчики захотят переложить сбор на клиентов. За 1 км пути перевозчик на 12-тонной машине берет с заказчика в Центральной России около 30 руб. (в качестве примера взят тариф транспортной компании «Ространсавто»). Если сегодня рейс Москва — Петербург обходится заказчику в 21 300 руб., то на следующей неделе он будет стоить уже 22 386 руб., а с марта 2016 года — 23 473 руб.

Собирать плату с владельцев грузовиков будет компания «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС), с которой заключено концессионное соглашение на 13 лет. По данным СПАРК, РТИТС на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха».

Для сбора РТИТС сделала информационную систему «Платон». Перевозчики должны зарегистрироваться на сайте системы и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете, затем либо оформить маршрутную карту, либо установить бортовые устройства, предназначенные для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам.

Протесты на дорогах

11 ноября, в среду, водители большегрузных автомобилей провели общероссийскую акцию протеста — выстроились вдоль обочин сразу нескольких федеральных трасс в Подмосковье, Карелии, Ульяновской области, Сибири и в других регионах.

Президент России Владимир Путин в курсе акций протеста, которые проводят дальнобойщики, заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Но сбор платы в компетенции правительства, указал он: «Все-таки это больше тема правительства, больше тема Минтранса, думаю, что вопросы больше следует адресовывать им».

Фотогалерея 
Дальнобойщики встали: введение платы за проезд привело к протестам

11 ноября Росавтодор выпустил сообщение, в котором назвал акцию дальнобойщиков «последней попыткой отдельных компаний и ассоциаций пойти на шантаж государства». По мнению дорожных чиновников, протестуют в основном индивидуальные перевозчики: им принадлежит около 20% из 1,5 млн зарегистрированных в России грузовиков массой свыше 12 т. «Большинство таких предпринимателей зачастую занимается незаконной коммерческой деятельностью в обход налогов и установленных государством допустимых весовых масс и нагрузок. Это становится причиной разрушения мостов и путепроводов. Именно такие перевозчики в первую очередь и попадут под удар «Платона», — утверждается в сообщении Росавтодора.

Тем не менее Минтранс объявил об отсрочке введения штрафов.

Льготный тариф

В начале недели бизнес-омбудсмен Борис Титов попросил премьера Дмитрия Медведева о моратории на введение платы за проезд до 1 июля 2016 года. Также он предлагал рассмотреть вопрос о сокращении платы до 1 руб. за 1 км. Но введение моратория невозможно, поскольку означало бы ухудшение условий для концессионера, а это государство делать не вправе, пояснил заместитель главы Минэкономразвития Олег Фомичев.

Видео: РБК

Между тем Минэкономразвития изначально предлагало установить плату в 0,97 руб. за 1 км. «Мы исходили из того, что этой суммы будет достаточно для выполнения обязательств государства перед концессионером, государство не получает в бюджет прибыли, но при этом мы выполняем свои обязательства. Тариф, который принят​ [1,53 руб. за 1 км] позволяет в бюджет определенные отчисления получать», — объяснил Фомичев. В 2016 году в федеральном бюджете заложено почти 40 млрд руб. поступлений от сбора за проезд.

Фомичев сообщил, что Минэкономразвития будет обращаться в правительство с предложением продлить срок действия льготной ставки тарифа 1,53 руб. на весь 2016 год.