Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Отчалил с верфи: почему Виталий Юсуфов продал немецкие Nordic Yards

Бизнесмен Виталий Юсуфов продал свои немецкие верфи Nordic Yards, потому что так и не смог загрузить их российскими заказами. Сперва связей не хватило, а потом девальвация помешала, считает эксперт
Бизнесмен Виталий Юсуфов на верфи в ​Росток-Варнемюнде, Германия. Февраль 2013 года
Бизнесмен Виталий Юсуфов на верфи в ​Росток-Варнемюнде, Германия. Февраль 2013 года (Фото: Global Look Press)

В начале марта одна из компаний малайзийской Genting Group объявила, что покупает немецкие верфи Nordic Yards за €230,6 млн. С 2009 года хозяином верфей называл себя российский бизнесмен Виталий Юсуфов, сын бывшего спецпредставителя президента по международному энергетическому сотрудничеству Игоря Юсуфова. РБК ​попытался понять, насколько выгодной оказалась для Юсуфовых эта инвестиция.

40 пишем, 200 в уме

Виталий Юсуфов купил две верфи, находящиеся в немецких городах Висмар и Росток-Варнемюнде, в 2009 году ​на публичных торгах. Верфи были в банкротном состоянии. Новый владелец заплатил €40,5 млн. Победе на торгах способствовал состоявшийся в июле 2009 года разговор тогдашнего президента Дмитрия Медведева с канцлером Ангелой Меркель, когда глава российского государства лично рассказал о перспективном молодом инвесторе. Юсуфов-младший ранее работал в структурах «Газпрома», в том числе занимался проектом Nord Stream, а Юсуфов-старший, до того как стать спецпредставителем президента, успел побывать министром энергетики и директором Росрезерва, к тому же он тогда входил в совет директоров «Газпрома».

Это та часть истории, которая известна официально и никем не оспаривается. Но история немецких верфей и российских денег началась раньше, и есть указания на то, что Юсуфовы могли потратить на верфи больше чем €40,5 млн. В распоряжении РБК есть отчет люксембургской аудиторской фирмы Sagnard & Associes, который был подготовлен в 2013 году по заказу конкурсного управляющего российской государственной Финансовой лизинговой компании (ФЛК).

Из отчета и связанных с ним документов следует, что верфями изначально заинтересовался замгендиректора ФЛК Андрей Бурлаков. И в 2008 году верфи были приобретены за €248,9 млн российскими инвесторами, которых представлял Бурлаков. Владельцем стала люксембургская компания FLC West, ее гендиректором был Бурлаков​. 74% FLC West принадлежало компании Templestowe с Британских Виргинских островов, 24% — кипрской Blackstead. Templestowe, вероятно, контролировали отец и сын Юсуфовы, полагают аудиторы. Такой вывод они делают, ознакомившись с внутренней перепиской FLC West. А Blackstead принадлежала Бурлакову. Как финансировалась покупка верфей? По данным аудиторов, около €200 млн дала Templestowe; происхождение этих денег в отчете не указывается. Еще €50 млн предоставила Blackstead, причем она взяла заем — почти €40 млн — у ФЛК.

Бывшая коллега Бурлакова по ФЛК Анна Эткина в интервью Forbes объясняла все проще: Бурлаков хотел купить верфи, но ему не хватало денег, и он решил привлечь Игоря Юсуфова. Так сложилось партнерство. Однако оно не заладилось: из-за кризиса ФЛК оказалась в дефолте, на Бурлакова завели уголовное дело, он стал нежелательным партнером, между владельцами верфей случился конфликт. Для верфей он закончился банкротством и продажей с торгов. Бурлаков был арестован, потом отпущен под залог и позднее, в 2011 году, застрелен.

Если все было так, как пишут аудиторы, верфи могли обойтись Юсуфовым в €240,5 млн: около €200 млн изначально и €40,5 млн при покупке на торгах. Впрочем, Юсуфов-младший «первую покупку» верфей отрицал: «Я покупал эти верфи в ходе банкротства у властей ФРГ. В этом и заключался единственный факт моего участия во всей истории», — говорил он «Ведомостям». А «заявления» о заинтересованности его отца в убийстве Бурлакова он в том же интервью назвал «безосновательными».

240 пишем, 100 в уме

После покупки Виталий Юсуфов рассчитывал загрузить верфи заказами российских компаний. «В стратегии Nordic Yards до 2014 года четко определено позиционирование на российском рынке», — говорил он «Коммерсанту». А «Ведомостям» рассказывал, что собирается сотрудничать с Объединенной строительной корпорацией (ОСК): та могла бы отдавать часть своих заказов немецкому партнеру на субподряд. Другим потенциальным заказчиком являлся «Газпром»: он планировал построить восемь газовозов ледового класса (для перевозок СПГ по Северному морскому пути), и бизнесмен рассчитывал поучаствовать в выполнении этого заказа, договариваясь о партнерстве с «Северной верфью» и Выборгским судостроительным заводом.

Отчалил с верфи: почему Виталий Юсуфов продал немецкие Nordic Yards

Но планы так планами и остались.

Партнерство с ОСК не сложилось. В мае 2013 года, сразу после назначения Владимира Шмакова руководителем госкомпании, президент Путин провел совещание по стратегии ее развития. «Считаю недопустимым, когда заказы на морскую технику, суда гражданского флота без должного основания размещаются на зарубежных верфях. Приоритет должен отдаваться отечественным производителям», — заявил глава государства. «Мысль о том, что заказы российских компаний должны размещаться на отечественных верфях, не раз звучала со стороны президента Путина, — сказал РБК нынешний президент ОСК Алексей Рахманов. — А возможное сотрудничество не должно сводиться к производству на наших верфях только лишь корпусов, а на зарубежных — судового оборудования». Нужны перенос технологий, локализация производства, однако договориться с Nordic Yards на этот счет не получилось. «Мы не смогли найти оптимальную схему взаимодействия в этом плане», — заключает топ-менеджер.

Впрочем, одна попытка была. В августе 2013 года Nordic Yards подписала контракт с Балтийским заводом (входит в ОСК), по которому немецкая компания должна была изготовить жилой блок надстройки на самом мощном в мире неатомном ледоколе «Виктор Черномырдин», предназначенном для ФГУП «Росморпорт». Но в итоге контракт не состоялся. Как рассказывал «Коммерсанту» источник в ОСК, девальвация рубля сделала сотрудничество с европейскими компаниями слишком дорогим.

Строительством газовозов для «Газпрома» также занялись другие верфи. В 2014 году «Совкомфлот» ввел в эксплуатацию два судна для перевозки СПГ, построенных на корейской STX Shipbuilding. В 2013 году «Газпром» подписал с «Совкомфлотом» меморандум о взаимопонимании, предусматривающий строительство на предприятиях ОСК еще 13 газовозов. «Совкомфлот», кстати, тоже потенциальный клиент Nordic Yards. Но источник в компании сказал РБК, что перевозчик никогда с немецкой компанией не сотрудничал.

Согласно публичной отчетности Nordic Yards, в 2011–2012 годах компания сработала с символической прибылью, но в 2013 году показала убыток в €40,7 млн (см. таблицу). За 2014–2015 годы отчетность найти не удалось. В последние годы Nordic Yards была убыточной, сказал РБК источник, близкий к компании: сумма убытков составляла «десятки миллионов евро в год». По его словам, на поддержание компании Юсуфов потратил около €100 млн. Если прибавить эти €100 млн к €240 млн, уплаченным ранее, недавняя продажа актива малайзийцам за €230 млн не выглядит выгодной сделкой.

В России существует дефицит верфей, который будет устранен лишь к 2019 году, поэтому теоретически Юсуфов мог рассчитывать на заказы, рассуждает директор по развитию агентства PortNews Надежда Малышева, Возможно, чтобы получить заказы, Юсуфову не хватило нужных связей, предполагает она: «Он инвестор, а не судостроитель». А потом девальвация и санкции закрыли тему.

Игорь Юсуфов отказался от комментариев для этой статьи; Виталий Юсуфов не ответил на запрос РБК; представитель Nordic Yards не предоставил РБК запрошенные данные о портфеле заказов и финансовых показателях верфей.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Стейблкоин USDT будет работать на блокчейне TON Крипто, 13:38
В Институте Пушкина назвали смену ректора попыткой взять вуз под контроль Политика, 13:36
Приведет ли массовое внедрение роботов и ИИ к появлению новых луддитов Pro, 13:36
Шестикратный чемпион России Ширко возглавил академию «Торпедо» Спорт, 13:33
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 13:29
Песков ответил на сообщения об ужесточении выезда чиновникам за рубеж Политика, 13:28
Ушедший воевать боец Минеев проведет боксерский поединок с Исмаиловым Спорт, 13:28
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Кремль счел преждевременными комментарии удара Израиля по Ирану Политика, 13:27
Аэропорт Дубая ограничил число прибывающих рейсов на 48 часов Бизнес, 13:16
Как построить баню своими руками и что для этого нужно Подробнее на Недвижимость, 13:12
На конференции Urban Rent обсудили развитие цивилизованного рынка аренды Недвижимость, 13:09
«Новые люди» и Партия роста объявили об объединении Политика, 13:09
Лавров заявил о предпочтении переговоров по Украине «дракам и войнам» Политика, 13:07
Налог на роскошь: за какие машины дешевле 10 млн руб. придется заплатить Autonews, 13:02