Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Удаленный контроль за охраняемыми объектами: как это работает в России Национальные проекты, 15:07
Игры КХЛ и Кубка России начнут с минуты молчания из-за трагедии в Ижевске Спорт, 15:07
Глава Удмуртии заявил, что напавший на школу в Ижевске стоял на учете Общество, 15:06
Как работает «инсультная» бригада скорой помощи Партнерский проект, 15:05
Российская премьер-лига не будет приостановлена в ближайшее время Спорт, 15:05
Губернатор допустил завершение частичной мобилизации в Якутии к четвергу Политика, 14:59
Берлускони выиграл выборы в сенат Италии Политика, 14:55
Референдумы в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Главное Политика, 14:50
РБК Comfort
Получайте рассылку с новостями, которые влияют на качество вашей жизни.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Минск попросил гарантии безопасности в случае мира между Москвой и Киевом Политика, 14:48
Путин выразил соболезнования в связи со стрельбой в ижевской школе Общество, 14:42
Почему штраф за отсутствие ОСАГО должен быть равен цене полиса Партнерский проект, 14:42
Два спортсмена погибли во время забега из Архыза в Красную поляну Спорт, 14:39
Губернатор рассказал, когда надо извиниться перед получившим повестку Политика, 14:35
Евросоюз раскрыл детали иска группы Мосбиржи по обжалованию санкций Инвестиции, 14:35
Бизнес ,  
0 

Shell предупредила о риске банкротства для части АЗС в России

Сети заправок уже 8 месяцев работают в убыток
Топ-менеджер розничной сети Shell в России Виталий Маслов предупредил о риске банкротства для части независимых АЗС, занимающих 60% рынка. Сеть Shell уже восемь месяцев генерит 1,5 руб. убытка с каждого проданного литра бензина
«Роснефть» ROSN ₽541,9 -2,52% Купить
ЛУКОЙЛ LKOH ₽6 269,5 -1,14% Купить
«Газпром» GAZP ₽324,57 -0,93% Купить
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

С начала 2021 года оптовые цены на бензин в России выросли на 20–30% (в зависимости от вида топлива), а розничные цены — только на 3–6%. «В такой ситуации бизнес себя чувствует очень некомфортно. Я думаю, что на длинном плече эта ситуация не имеет права быть, потому что начнется элементарная череда банкротств», — заявил на брифинге в четверг, 9 сентября, директор по развитию и операционному управлению сети АЗС «Шелл» в России Виталий Маслов.

Shell работает на российском рынке с 1998 года, с тех пор компания открыла 411 АЗС (из них 233 собственных и 178 — дилерских). Всего в России действует 23 тыс. АЗС, из которых более 60% приходится на независимые сети. У них нет добывающих и перерабатывающих активов, в отличие от вертикально интегрированных компаний, таких как «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть».

Почему независимые сети оказались на грани банкротства

«Вертикально интегрированные компании, которые помимо звена топливной розницы имеют переработку, оптовые продажи и продажи за рубеж, являющиеся высокомаржинальными, имеют возможность оперировать интегрированной маржой», — отмечает Маслов. Но в России 2/3 бизнеса топливной розницы в руках независимых игроков, у которых нет возможности производить топливо и продавать в опт, поэтому они покупают его на бирже, в частности, так поступает Shell.

«Здесь начинаются проблемы — у нас нет интегрированной маржи, мы можем зарабатывать только на топливной рознице, которая сейчас нерентабельна. Мы сейчас генерируем 1,5 руб. убытка с каждого проданного литра [бензина]. Это продолжается на протяжении уже восьми месяцев», — говорит топ-менеджер компании. Из-за этого, по его словам, многим независимым сетям даже банки отказывают в предоставлении кредитов.

Минэнерго допустило введение временного запрета на экспорт бензина
Экономика

По данным исследовательской группы «Петромаркет», общая убыточность торговли на АЗС 92-м бензином наблюдается с начала 2021 года, а с марта оказалась на уровне нуля маржинальность реализации АИ-95 и летнего дизтоплива. К середине июля средняя по России чистая маржа розничной продажи бензина составила минус 1,3 руб. на литр, АИ-95 и летних сортов дизтоплива — минус 0,3 руб. на литр, сообщал «Интерфакс». РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.

Pro
Фото: Dan Kitwood / Getty Images Почему бокал вина — плохой способ избавиться от стресса
Pro
Фото: Олег Яковлев / РБК Оценка недвижимости во время турбулентности: что нужно знать собственнику
Pro
Джерри Мойз Как семья водителя создала бизнес с выручкой $5,99 млрд
Pro
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК В какие активы безопаснее вкладываться в кризис
Pro
Увольнение по соглашению сторон: почему этот способ стал опасным
Pro
Зачем Adobe покупает Figma и почему это злит инвесторов и пользователей
Pro
Фото: Christian Hartmann / Reuters Кризис середины карьеры. Три сценария, когда что-то пошло не так
Pro
Фото: Global Look Press	«Поездки на демоне» и минимум публичности: как живет Киану Ривз

Помимо высоких оптовых цен, еще одна проблема, которая пагубно влияет на развитие розницы в России, — ставки эквайринга. «Сейчас наблюдается диспаритет комиссии за эквайринг для предприятий топливной розницы (и не только) и рентабельности продаж в данной отрасли в России при существенном росте доли транзакций по банковским картам (до 70% в 2021 году)», — указывает Маслов. Он считает, что сложившая система ставок по эквайрингу для сетей АЗС (около 1,5% от стоимости товаров) давно устарела и требует значительного пересмотра в сторону приведения в соответствие со ставками ресторанов быстрого питания (0,9–1%). Комиссия за эквайринг в странах Восточной Европы составляет лишь 0,3–0,4% от стоимости товаров, что является наиболее приемлемым с точки зрения маржинальности бизнеса АЗС и перспектив долгосрочного развития. Сейчас на эквайринговую комиссию сети АЗС тратят до 20% от валового дохода с топливных продаж.

Но Shell не намерена сокращать инвестиции в розничную сеть в России. «Буквально неделю назад мы проводили с руководством брифинг по этой тематике и определению вектора развития. В следующем году мы будем продолжать открывать новые АЗС в России. Нам выделен бюджет», — сказал Маслов. По его словам, Shell — «большая и терпеливая компания», но не хочется доводить ситуацию до того, когда останется всего несколько компаний на рынке независимой розницы.

Как правительство пыталось сбить оптовые цены

Цена бензина АИ-95 в европейской части России достигла исторического максимума на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 22 июля, превысив отметку 60 тыс. руб. за тонну. АИ-92 также подорожал до рекордных 57,6 тыс. руб. за тонну.

При этом биржевые цены напрямую не влияют на стоимость бензина на АЗС — их рост ограничен инфляцией. В России действует демпферный механизм, в соответствии с которым крупные производители топлива получают повышенные выплаты из бюджета для сдерживания цен на розничном рынке. В итоге крупным нефтяным компаниям, в составе которых есть НПЗ и АЗС, не так страшен рост оптовых цен, но это грозит большими убытками для независимых сетей АЗС.

На фоне продолжавшегося роста цен на бирже некоторые нефтяные компании были вынуждены отложить традиционные ремонты НПЗ, которые проходят летом, а правительство начало подготовку к введению запрета на экспорт бензина из России.

Правительство рассмотрит запрет на экспорт бензина из России
Бизнес
Фото:Александр Рюмин / ТАСС

«В случае сохранения биржевых цен на нынешних рекордных уровнях на следующей неделе будет запущен процесс запрета на экспорт бензина, а также может быть рассмотрен вопрос о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующими объемы и уровни цен в оптовом звене», — заявил глава Минэнерго Николай Шульгинов в конце июля.

30 июля ведомство обратилось в правительство с предложением выпустить поручение о запуске в ускоренном порядке процедуры такого запрета. Но этого так и не произошло. «Введение запрета на экспорт бензина не одобрено. Нефтяникам рекомендовано увеличить поставки бензина на биржу в объеме не менее 5 тыс. т в сутки», — рассказывал РБК президент Российского топливного союза (объединяет независимые сети АЗС) Евгений Аркуша по итогам совещания нефтяников с вице-премьером Александром Новаком, которое состоялось 9 августа.

С тех пор бензин АИ-92 подешевел на бирже почти на 5%, до 54,8 тыс. руб., АИ-95 — на 2,7%, до 58,4 тыс. руб. за тонну. Теперь в правительстве не видят рисков роста цен на бензин, наоборот, есть вероятность снижения его стоимости осенью, сказал журналистам Новак 1 сентября. По его словам, экспорт бензина сократился почти до нуля, хотя правительство и не вводило запрета. Основной экспортер — компания «Сургутнефтегаз» — поставляет весь объем бензина на внутренний рынок.

«Эти дополнительные меры [помогли добиться], чтобы на бирже ушел ажиотаж и цена частично скорректировалась. Поэтому я думаю, что с традиционным падением спроса с наступлением осени она будет еще более нормальной», — добавил вице-премьер.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "АЗС"