Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Путин заявил о почти 5 тыс. погибших в Карабахе с начала конфликта Политика, 19:08 Слуцкая обвинила Плющенко в разжигании войны с Тутберидзе Спорт, 18:56 Как пандемия повлияла на бизнес в России. Цифры и факты РБК и SAP, 18:51 Сбербанк, ВТБ, Mail.ru и РЖД предупредили о штрафах за нарушение удаленки Общество, 18:46 Путин заявил об отсутствии необходимости закрывать предприятия Общество, 18:40 ЕС ввел санкции против России из-за кибератак на Бундестаг Политика, 18:37 За чем следить владельцам биткоина до конца 2020 года. 3 события Крипто, 18:36 Путин посоветовал брать пример с Маленького принца Общество, 18:35 Bloomberg узнал о планах Adidas продать бренд Reebok Стиль, 18:32 Александр Комиссаров — как потерять все и начать бизнес с нуля РБК и ВТБ Привилегия, 18:32 Госдума одобрила новый штраф для автомобилистов Авто, 18:23 Как поставить «деньги на колеса»: от идеи до готового проекта РБК и VW коммерческие автомобили, 18:22 Защита Ефремова снова обжалует приговор Общество, 18:19 Глава ФИФА заявил об отсутствии интереса к созданию суперлиги в Европе Спорт, 18:17
Бизнес ,  
0 

Путин поддержал идею ограничения федеральных сетей магазинов

Президент России Владимир Путин поддержал идею ограничить долю федеральных розничных сетей в регионах. Однако это решение может иметь противоположный эффект — пострадают в первую очередь региональные сети, считают участники рынка
Владимир Путин
Владимир Путин (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Волки сыты и овцы целы

Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть целесообразность запрета федеральным сетям открывать новые магазины в регионах, где их совокупная доля уже превышает 50%. Доля будет считаться исходя из продажи всех товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год. Соответствующее поручение размещено на сайте Кремля, срок исполнения — до 20 августа 2017 года.

Поручение было дано после встречи с членами Совета законодателей, которая состоялась 24 апреля. На встрече идею ограничить рост федеральных сетей до 50% предложил председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов. «Мне кажется, в этом случае, что называется, и волки будут сыты, и овцы будут целы», — пояснил он, имея в виду защиту интересов региональных ретейлеров. Путин заметил, что «надо посчитать, чтобы здесь не нанести ущерба потребителям».

Подобные предложения вносятся не впервые, но они противоречат ст. 8 Конституции России, поскольку ведут к разрушению единства экономического пространства и ограничению свободного перемещения товаров внутри страны, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев.

В российском законодательстве не зафиксированы определения федеральной, региональной, городской или районной торговой сети, поясняет он. В России нет ни одной сети, действующей на территории всей страны. Поэтому, например, для тюменцев «федеральными» сетями, видимо, будут считаться любые межрегиональные «нетюменские» сети, в том числе красноярские, алтайские или новосибирские, поясняет Ломакин-Румянцев. Это ударит именно по ним: в тех регионах, где уже сегодня высока доля крупных торговых сетей (например, X5 Retail Group, «Магнит», «Ашан», «Дикси». — РБК), запрет ограничит развитие их более мелких конкурентов из других регионов.

Представители «Дикси» и X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») отказались от комментариев, пояснив, что АКОРТ выражает их консолидированную позицию. Представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на запрос РБК не ответил.

Минпромторг, напротив, недавно выступил с предложением ослабить ограничения по развитию торговых сетей. Ведомство начало разработку изменений в закон «О торговле», которые предусматривают возможность сети превысить предел присутствия в рамках региона, который сейчас составляет 25%. К предложению увеличить этот порог до 30% нужно отнестись с вниманием, замечал ранее Путин на встрече с законодателями. «Иначе у нас наступит полный монополизм, и местным производителям негде будет реализовывать свою продукцию», — заявил он. Предложение Минпромторга не поддержала и ФАС.​

Доля двух лидеров продуктовой розницы на рынке (сейчас это X5 Retail Group и «Магнит». — РБК) может вырасти до 40–50% к 2025–2026 годам, прогнозировал в октябре 2016-го директор по стратегии X5 Retail Group Антон Мироненков. По итогам 2016 года их доля могла составить около 16%, по данным INFOLine.

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Защита поставщиков

До 20 августа правительству также поручено представить доклад «о дополнительных гарантиях региональным поставщикам продовольственных товаров, в том числе при возврате указанных товаров торговыми сетями». Эту идею на встрече с президентом также озвучил Корепанов. По его словам, крупные торговые сети «заставляют поставщиков выкупать у них обратно нереализованную продукцию с просроченным сроком реализации».

Правда, как отмечает источник РБК в одной из федеральных сетей, это предложение можно применить практически ко всему ассортименту розничного магазина. «Под такую трактовку теперь могут попасть не только продавцы скоропортящихся продуктов (хлеб или молоко), а любые товары в магазине», — добавляет собеседник РБК.

В середине апреля стало известно, что Роспотребнадзор поддержал идею вице-спикера Госдумы Ирины Яровой на введение запрета на возврат производителю хлеба и других продовольственных товаров с истекшим сроком годности. Соответствующие поправки она предложила внести в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Крупные сети действительно могут злоупотреблять своим положением на рынке в отношении поставщиков, свидетельствуют данные исследования, проведенного «Опорой России». Кроме возврата поставщики также жалуются на требования скидок. Около 90% поставщиков заявили, что в ходе переговоров торговые сети требуют от них предоставить скидки на продукцию, согласно исследованию «Опоры России». Однако эту скидку сети не всегда транслируют конечному покупателю.

Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"