Лента новостей
Две трети россиян устыдились развала СССР и «вечной» бедности в стране 07:00, Политика Президентом «Магнита» станет экс-глава «Ленты» 07:00, Бизнес WP узнала об идее Пентагона проверять новобранцев с грин-картами 07:00, Политика Минфин США продлил срок завершения сделок с компаниями Дерипаски 06:09, Политика Конгрессмен назвал вероятное место проведения саммита США—КНДР 05:51, Политика «Фонтанка» сообщила об отставке двух вице-губернаторов Петербурга 05:36, Политика В США задержали планировавшего напасть на Белый дом мужчину 05:28, Общество СМИ узнали о росте экспорта перевозок до $29,2 млрд к 2024 году 04:32, Экономика Трамп на год продлил режим ЧС из-за ситуации на Ближнем Востоке 04:23, Политика Осужденного за коррупцию экс-премьера Молдавии обвинили в отмывании денег 03:52, Политика Демократы потребовали допросить переводчиков Трампа о встречах с Путиным 03:15, Политика Министр связи ДНР подал иск на 1 млн руб. к Rambler 03:07, Общество Умер основатель инвесткомпании The Vanguard Group Джон Богл 02:35, Общество Похитившие россиян пираты вышли на связь с судовладельцем 02:11, Общество США подтвердили гибель американских военных при атаке в Манбидже 01:42, Общество Мэй заявила об «открытой двери» для лейбористов по переговорам Brexit 01:23, Политика Ирландские дипломаты посетили задержанного в Москве за шпионаж американца 00:49, Общество WSJ узнала об уголовном расследовании властей США против Huawei 00:45, Политика Четыре человека погибли при взрыве газа в Тбилиси 00:24, Общество Порошенко пообещал минимизировать влияние России на выборы на Украине 00:07, Политика Лейбористы ответили на предложение Мэй обсудить условия Brexit 16 янв, 23:52, Политика СМИ сообщили о намерениях Евросоюза отложить сроки Brexit 16 янв, 23:23, Политика ВГТРК назвала слухами сообщения об участии Лазарева в «Евровидении-2019» 16 янв, 23:14, Общество Попробуй: как сесть на шпагат 16 янв, 22:52, РБК и «Билайн» Умер татарский певец Ильгам Шакиров 16 янв, 22:43, Общество Криштиану Роналду завоевал первый трофей в составе «Ювентуса» 16 янв, 22:30, Спорт Следователи не нашли следов взрывчатки в многоэтажном доме в Шахтах 16 янв, 22:25, Общество Правительство Мэй пережило голосование по вотуму недоверия 16 янв, 22:22, Политика
«Роснефть» выбрала рельсы: почему компанию не устроила труба «Транснефти»
Бизнес, 09 янв, 17:50
0
«Роснефть» выбрала рельсы: почему компанию не устроила труба «Транснефти»
«Роснефть» заключила контракт на поставку сырья на Комсомольский НПЗ по железной дороге, хотя «Транснефть» построила к нему трубу за 47 млрд руб. Отвод до сих пор не введен в строй, а компании не могут согласовать тариф
Фото: Петр Ковалев / Интерпресс / ТАСС

Железная дорога вместо трубы

Комсомольский НПЗ «Роснефти» (перерабатывает 8 млн т нефти в год) заключил договор на поставку 3 млн т нефти по железной дороге со станции Уяр на полгода — до конца первого полугодия 2019 года. Об этом РБК рассказал советник президента «Транснефти» (для этого НПЗ компания построила отвод от магистрального трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан) Игорь Демин. Это подтвердили собеседник, близкий к одной из структур «Роснефти», и источник в Уярском пункте налива нефти (Уярский ПНН), который принадлежит группе ЕСН Григория Березкина.

По словам второго источника, у терминала был заключен ​прямой контракт с заводом «Роснефти», без участия РЖД, он заканчивается в начале июля 2019 года.

Представители «Роснефти» и РЖД отказались от комментариев. Представители Уярского ПНН и ЕСН были недоступны для ком​ментариев.

«Транснефть» начала прокладывать 293-километровый нефтепровод-отвод от ВСТО к Комсомольскому НПЗ, который с 2006 года получает нефть по железной дороге через станцию Уяр (еще часть сырья поставляется по трубопроводу с месторождений на Сахалине), в феврале 2016 года. Стоимость строительства составила 47 млрд руб. Изначально его планировалось завершить в декабре 2017 года, затем сроки перенесли на полгода — на май 2018 года.

Собеседники РБК называют разные причины того, что «Роснефть» предпочла железную дорогу трубе, но отмечают, что отвод до сих пор не введен в строй.

По данным «Транснефти», комплексные опробования системы измерения качества и количества нефти для ее приема в отвод с ВСТО прошли в конце 2018 года с замечаниями, до устранения которых ввод трубопровода в строй невозможен. Основное из них — расхождение количества учтенной нефти, отображаемой в отчетах, и фактическим количеством нефти (за два часа работы расхождение по прокачке составило 180 т), сообщала пресс-служба «Транснефти» 29 декабря. Нарушения, по данным компании, должны были исправить подрядчики Комсомольского НПЗ.

«Замечания по опробованию отвода от ВСТО учтены и будут устранены в срок», — сказал РБК источник в одной из структур «Роснефти». Он называет основной причиной задержки ввода новой трубы в строй отсутствие договоренности с «Транснефтью» о тарифе на прокачку. По его словам, контракт с Уяром заключен, чтобы гарантированно поставить нефть на завод. «Неизвестно, когда «Транснефть» согласует ввод трубы», — отмечает он. Собеседник РБК добавляет, что поставки через Уяр длятся много лет, «они надежные и понятные с точки зрения тарифообразования».

Фото: РИА Новости

Выиграть время

Убытки «Транснефти» на содержание готового к работе отвода (включая отчисления на амортизацию) в 2018 году составили около 1,5 млрд руб., говорил президент «Транснефти» Николай Токарев 6 декабря 2018 года. Он сказал, что компания потребует от «Роснефти» покрыть эти расходы. По его словам, часть замечаний для ввода трубы не учтена и «остается открытой тема тарифа, потому что мы не приемлем подходы «Роснефти». Тогда Токарев пояснял, что убытки будут расти и от снижения прокачки нефти по сравнению с планом — максимальная прокачка по отводу должна была составить 8 млн т, чтобы полностью обеспечить завод сырьем. Но в 2019 году по этому отводу будет поставлено не более 4 млн т, а запланированные 8 млн т — «за далеким горизонтом 2020 года», отмечал он.

Демин утверждает, что железнодорожный маршрут обходится дороже, чем поставки по трубе. Тариф для перевалки нефти с Самотлорского месторождения через Анжеро-Судженск на Уяр составляет 688 руб. за тонну, прокачка от Уяра до станции Дземги (Комсомольский НПЗ) — еще 3155 руб. за тонну, в сумме — 3843,8 руб. за тонну, указывает он, отмечая, что прокачка по трубе с использованием нового отвода обошлась бы «Роснефти» в 3548,11 руб. за тонну.

Разница в текущем варианте тарифов выглядит незначительной: «Роснефть» за полгода переплатит около 888 млн руб. за поставку 3 млн т нефти через Уяр, подсчитал аналитик АКРА Василий Танурков. Это связано со скидкой, которую нефтяная компания получает при поставке сырья по железной дороге, в 2018 году она составила около 4 млрд руб., утверждает Демин. Представители «Роснефти» и РЖД это не комментируют.

Предоставление скидок со стороны РЖД и Уяра оправданно для удержания клиента, парирует Танурков. Решение «Роснефти» заключить новый договор с Уярским ПНН он объясняет стремлением выиграть время «для торга с «Транснефтью» о снижении тарифа на прокачку нефти по трубе».

Спорные моменты

Самый громкий спор «Роснефти» и «Транснефти» возник в конце 2016 года: тогда нефтяная компания отказалась продлевать контракт с транспортной монополией и через суд потребовала пересмотреть методику расчетов остатков нефти и нефтепродуктов в трубопроводах. В иске «Роснефти» говорилось, что ежегодно «Транснефть» могла присваивать до 0,7 млн т нефти в виде технических издержек (сопоставимо с объемами годовой добычи крупного месторождения). Стороны жаловались в ФАС, председателю Верховного суда и премьеру Дмитрию Медведеву. Но в итоге «Роснефть» отозвала свой иск и подписала контракт на прежних условиях. Глава «Транснефти» год назад также возмущался нейтральной реакцией «Роснефти» на решение ФАС снизить тариф на прокачку нефти «Роснефти» для Казахстана на 16,7% на фоне повышения тарифа для «Роснефти» в 2,5 раза на казахстанской территории. Свои потери от снижения тарифа «Транснефть» тогда оценивала в 1,1 млрд руб. в год. Кроме того, «Транснефть» противостоит желанию «Роснефти» получить право владения магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, которые сейчас есть только у транспортной монополии.