Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Перевозчики пожаловались Левитину на ограничения со стороны РЖД

Ж/д операторы обратились к советнику президента Игорю Левитину с просьбой разобраться с ограничениями доступа порожних вагонов на сеть РЖД. Сохранение запретов чревато затовариванием портов, утверждает бизнес
Фото: Александр Манзюк / ТАСС
Фото: Александр Манзюк / ТАСС

Железнодорожные операторы обратились к советнику президента Игорю Левитину (также является специальным представителем президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта) с просьбой разобраться в решении «проблемных вопросов», которые в последнее время возникают в работе железнодорожного транспорта на фоне ограничений доступа порожних вагонов со стороны РЖД. Об этом в среду, 5 ноября, со ссылкой на соответствующее письмо участников рынка сообщили отраслевые телеграм-каналы. Обращение, подлинность которого РБК подтвердило несколько его подписантов, направлено от «Национальной транспортной компании», «СКС», «Нефтетранссервиса», «Модум-Транса», «Транспортных технологий», «Новой перевозочной компании» (входит в Globaltrans), ТГК и «Уголь-Транса».

Проблема возникла в октябре, когда РЖД значительно ограничили обработку порожних вагонов для «борьбы» с избыточным парком на сети (по оценке компании, он достиг рекордных 1,3 млн единиц. — РБК), из-за которого снижается производительность и скорость движения грузовых поездов. Среди других предложений холдинга, ориентированных на эту же задачу, — индексация в 2025 году на 10% тарифов (а с 2026-го на 5% ежегодно) на транспортировку порожних полувагонов, чтобы стимулировать операторов предоставлять их под погрузку контейнеров на Дальнем Востоке.

По мнению операторов, в октябре «и без того тяжелая ситуация» с организацией погрузки и работы вагонных парков усугубилась. Неоднократные обращения в адрес центрального аппарата РЖД и руководителей железных дорог не улучшили положение, о чем также свидетельствуют «многочисленные» обращения от грузоотправителей об отсутствии и непредоставлении вагонов.

«Массовые ограничения, вводимые ОАО «РЖД», привели к изменению логистики перевозки порожних вагонов, разбалансировке парков в целом и дискриминационному доступу к инфраструктуре», — подчеркнули авторы письма. Они также добавили, что со стороны железнодорожного холдинга и Минтранса на всех доступных площадках поступают «лишь угрозы» и предложения убрать «лишние» вагоны. Большинство инициатив нарушают федеральное законодательство.

Источник РБК в холдинге РЖД заявил, что «написанное письмо напоминает PR-акцию». «Проблемы на сети есть, но необходимо решать все проблемы: операторы так и не решили проблему избыточного парка», — сказал он.

РБК направил запросы в пресс-службы компаний-подписантов, а также в администрацию президента и Минтранс. Представитель РЖД отказался от комментариев.

Минтранс поддержал идею прямых контрактов РЖД и компаний на вывоз угля
Бизнес
Фото:Александр Манзюк / ТАСС

В октябре РЖД изменили схему организации и планирования движения с учетом «эксплуатационной обстановки», а не согласованных заявок грузовладельцев и технических планов, говорится в письме. По утверждению операторов, этот подход противоречит даже внутренним документам РЖД. Так, к середине октября «стало очевидно» критическое невыполнение объемов погрузки прежде всего с Западно-Сибирской железной дороги в западном направлении на 35–40%. Возросло и количество брошенных поездов в направлении Западно-Сибирской железной дороги, массово отставлены от движения составы инновационных полувагонов (подвижной состав повышенной грузоподъемности. — РБК) и возвращаемых из-под выгрузки контейнеров.

Ограничения со стороны РЖД на прием к перевозке порожних вагонов, следующих в том числе под погрузку в адрес предприятий, операторы характеризуют как «абсолютно беспрецедентные». Они распространялись «практически на все дороги» западного региона и все виды вагонов, запреты коснулись и внутристанционных операций. По мнению операторов, это подтверждает «абсурдность ситуации».

Погрузка на сети РЖД показала самое большое снижение с начала года
Бизнес
Фото:Василий Шитов / ТАСС

Операторы отмечают, что причиной сложившейся ситуации РЖД видит «только лишь» профицит парка грузовых вагонов, опуская при этом проблему кадрового дефицита — прежде всего речь идет о работниках локомотивных бригад и железнодорожных станций, а также других ключевых специальностей. По версии бизнеса, вагонный профицит усиливается в том числе из-за снижения показателей погрузки (в октябре она сократилась на 6,2% к аналогичному периоду 2023-го, до 96,9 млн т), грузооборота и завышения оборота вагонов.

«Постоянно анонсируемое перевозчиком развитие инфраструктуры не подтверждается реальными размерами движения. Только при реализации провозной способности Восточного полигона дополнительно должно быть задействовано до 50 тыс. вагонов», — указали авторы обращения.

Какие последствия

Следствием сложившейся ситуации может стать снижение объемов предоставления вагонов грузоотправителям Красноярской и Дальневосточных железных дорог и под погрузку контейнеров, опасаются операторы: «Мы понимаем, что это может привести лишь к росту ставок на предоставление вагонов (по данным Информационного центра операторов, в сентябре год к году они увеличились в среднем на 8–15%. — РБК) и затариванию и без того загруженных портов контейнерами. Снижение поступлений в бюджеты регионов оценивается сотнями миллиардов, но другого выхода из сложившейся ситуации мы не видим», — заключили операторы в письме к Левитину.

По оценке Михаила Бурмистрова, гендиректора «INFOLine-Аналитика», текущая ситуация свидетельствует о серьезной потере взаимопонимания между перевозчиком и операторским сообществом: «Потому что те меры, которые сейчас реализуется РЖД, непонятны операторам и грузоотправителям. Они не стимулируют приток грузов на железную дорогу, а, напротив, приводят к сокращению перевозок и погрузки, что мы и наблюдаем». Это обращение «выглядит уместным», так как сложившаяся ситуация угрожает устойчивости российской экономики, полагает эксперт.

Аналитики зафиксировали снижение доходности перевозчиков угля
Бизнес
Фото:Владимир Гердо / ТАСС

«Возникнут сложности на уровне обеспечения стабильности производственной деятельности, особенно по непрерывным производствам — НПЗ, сталелитейные предприятия. В такой ситуации обращение к квалифицированному (с точки зрения понимания процессов) и достаточно близкому к первому лицу Игорю Левитину выглядит своего рода последним шансом, криком вопиющего в пустыне. Но сейчас ничего другого не остается», — резюмировал Бурмистров.

РБК направил запросы в аппарат вице-премьера Виталия Савельева, курирующего транспортную отрасль, и пресс-службу Минэкономразвития.

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Дмитрий Левицкий — «РБК Вино»: «Мы строим город, чтобы влюблять в вино»

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 109,78 (-0,42)
Инвестиции, 19:19
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 103,38 (-0,85)
Инвестиции, 19:19
На севере Калифорнии произошло землетрясение магнитудой 7Общество, 22:25
Генерал США призвал мобилизовать украинцев с 18 летПолитика, 22:11
СКА проиграл на своем льду московскому «Динамо»Спорт, 21:55
Потерявший сознание в матче игрок Серии А согласился на дефибрилляторСпорт, 21:53
Путин принял участие в акции «Елка желаний»Общество, 21:49
Чем цифровые финансовые активы интересны инвесторамОтрасли, 21:29
Финансовая свобода: тонкости грамотного обращения с деньгамиРБК и ПСБ, 21:27
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Маск заявил, что лишь 1% госслужащих США реально приходит на работуПолитика, 21:26
FT узнала о планах ЕС собрать €500 млрд из-за «Трампа 2.0»Политика, 21:15
«Вашингтон» опубликовал видео с Овечкиным в полной амуниции на льдуСпорт, 21:12
Почему роскошь любит тишинуРБК и Сбер Первый, 21:09
СК показал нападение подростка из Чечни после критики КадыроваПолитика, 21:06
Чернышенко рассказал о планах заменить репетиторов бесплатными услугамиОбщество, 21:00
Володин сдал положительный тест на COVIDПолитика, 20:55