Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

S8 Capital стала претендентом на покупку шинного завода Bridgestone

Покупка производства в Ульяновске оценивается экспертами в более чем 7 млрд руб.
S8 Capital Армена Саркисяна намерена купить шинный завод японской Bridgestone
S8 Capital Армена Саркисяна, которая уже купила двух производителей шин в России, стала претендентом на третий актив — ульяновский завод японской Bridgestone. В случае заключения этой сделки компания займет второе место на рынке
КАМАЗ KMAZ ₽182 -0,76% Купить
Группа ГАЗ GAZA ₽845 -6,84% Купить
«Соллерс» SVAV ₽665 -2,78% Купить
В 2022 году производство шин в России сократилось до 42,7 млн шт.
В 2022 году производство шин в России сократилось до 42,7 млн шт. (Фото: Boglarka Bondar / EPA / ТАСС)

Группа S8 Capital Армена Саркисяна, которая только в мае приобрела шинный завод немецкой компании Continental в Калуге и предприятия российского холдинга «Кордиант» в Ярославле и Омске, собирается приобрести третий актив — завод японского производителя Bridgestone в Ульяновске. Об этом РБК рассказали собеседник в одной из шинных компаний и источник, знакомый с планами S8 Capital. По словам последнего, переговоры по приобретению завода в Ульяновске S8 Capital ведет с февраля 2023 года, закрытие сделки ожидается до конца года.

Bridgestone еще в октябре 2022 года заявила о планах продажи своих активов в России. Решение объяснялось «общей неопределенностью и продолжающимися проблемами с поставками». Тогда в Bridgestone говорили, что поиск российского покупателя и заключение сделки займут несколько месяцев.

«Компания по-прежнему твердо намерена уйти [из России]. Мы добиваемся прогресса и, как ожидается, завершим работу [по продаже активов] в надлежащее время», — сказала РБК директор по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям Bridgestone в Европе Лизбет Денис. Она не стала комментировать информацию о переговорах S8 Capital, сославшись на то, что компания не дает комментариев до тех пор, пока сделка не закрыта. В пресс-службе S8 Capital также отказались от комментариев.

РБК направил запрос в пресс-службу Федеральной антимонопольной службы.

Предмет сделки

Завод Bridgestone в Ульяновске расположен в индустриальном парке «Заволжье» и занимает территорию 80,6 га. Инвестиции в производство составили около 12,5 млрд руб. Первая радиальная шина для легкового автомобиля с этого завода была выпущена в продажу в декабре 2016 года. С середины 2019 года произведенные там зимние шины экспортировались в Финляндию, Швецию и Норвегию.

На старте мощности завода были предназначены для производства 2 млн шин в год с перспективами расширения до 4,2 млн. Сейчас мощности предприятия составляют 2,4 млн автопокрышек. Завод выпускает автопокрышки с типоразмерами в диапазоне от 13 до 19 дюймов — для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников, а также для поставки автопроизводителям в качестве первичной комплектации.

Японский производитель шин Bridgestone продаст российский бизнес
Бизнес
Фото:Toru Hanai / Reuters

По итогам 2022 года выручка завода («Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ») по РСБУ упала на 44%, до 12,3 млрд руб., чистый убыток составил 11,7 млрд руб. против чистой прибыли на 454 млн руб. годом ранее. У торговой компании «Бриджстоун СНГ» выручка упала на 42%, до 13,7 млрд руб., чистая прибыль выросла на 2,4%, до 328 млн руб.

По данным СПАРК, европейское подразделение Bridgestone 25 мая 2023 года консолидировало 100% в этих двух компаниях. До этого 6,78% завода и 20% торговой компании принадлежало японской Mitsubishi Corporation.

Многопрофильный холдинг S8 Capital основал Армен Саркисян. В состав холдинга входит «Технологическая компания «Центр», которой принадлежит бренд «Столото» — крупнейший распространитель государственных лотерей. В 2022 году, после начала специальной военной операции на Украине и введения западных санкций, S8 Capital приобрела российский бизнес американского производителя лифтов Otis, заводы немецкого концерна Bosch в Саратовской области по производству свечей зажигания, электроинструментов и котлов отопления. «Коммерсантъ» называл Саркисяна бизнес-партнером Александра Варшавского, совладельца автомобильного дилера «Авилон». В конце мая структура «Авилона» купила активы немецкой Volkswagen в России, включая автомобильный завод в Калуге.

Зачем S8 скупает шинные заводы

Суммарная производственная мощность шинных заводов, принадлежащих S8 Capital, составляет 13 млн покрышек в год: 4 млн — на бывшем предприятии Continental, 9 млн — у холдинга «Кордиант», оба производят легковые и грузовые шины. У лидера рынка «Татнефти», купившей в марте 2023 года завод финской Nokian Tyres в Ленинградской области, годовая мощность составляет 17,5 млн покрышек, у «Нижнекамскшины» (до мая 2022 года принадлежала той же «Татнефти», а затем была продана «Татнефтехиминвест-холдингу») — 15 млн. В случае приобретения ульяновского завода Bridgestone холдинг S8 Capital станет вторым по размеру производителем шин в России с годовой мощностью 15,4 млн покрышек.

По оценке аналитиков, S8 Capital могла потратить на покупку двух шинных заводов как минимум 23,5 млрд руб.: 7 млрд руб. — на предприятия Continental, 16,5 млрд руб. — на холдинг «Кордиант». Bridgestone наверняка хотела бы вернуть вложенные в ульяновский завод средства (более 12 млрд руб.), но сделки по продаже иностранных активов в России проходят с существенным дисконтом, поэтому реальная цена сделки может составить 8–10 млрд руб., замечает партнер Kasatkin Consulting Марат Фаттахов. Партнер консалтинговой компании НЭО Владимир Фомченко дает схожую оценку — 7–10 млрд руб.

Производитель шин Continental продал российские активы
Бизнес
Фото:Julian Stratenschulte / DPA / ТАСС

Существенных капитальных затрат на перезапуск завода не потребуется, отмечает Фаттахов. С ним соглашается управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Затраты на это он оценивает в пределах 100 млн руб.

Покупка ульяновского завода Bridgestone позволит S8 Capital стать одним из лидеров шинного бизнеса в России, говорит Фомченко. Но, покупая сразу трех производителей, холдингу придется оперативно решать существенные вопросы замещения зарубежного сырья, ремонта импортного оборудования, выстраивания логистики и поиска новых рынков, предупреждает эксперт. Он предполагает, что S8 Capital консолидирует шинные активы для их последующей продажи стратегическим инвесторам.

РБК направил запросы в пресс-службы «Татнефти», «Татнефтехиминвест-холдинга» и «Нижнекамскшины».

Какие остались иностранные активы

В конце мая французская Michelin продала завод в подмосковном Давыдово своему российскому дистрибьютору — компании «Пауэр Интернэшнл Тайрс». После этого в России помимо ульяновского завода Bridgestone остался один крупный шинный завод, полностью принадлежащий иностранной компании, — предприятие японской Yokohama в Липецкой области с годовой мощностью 1,6 млн покрышек. Но официальной информации о продаже этого предприятия в Минпромторг не поступало, сообщили в пресс-службе ведомства. РБК направил запросы в пресс-службы Yokohama и администрации Липецкой области.

S8 Capital рассматривает различные активы, представленные на рынке, которые могут быть привлекательными для холдинга с целью покупки, замечает представитель группы. Но он не стал комментировать «никакие сделки».

Какие перспективы у шинного бизнеса

До введения международных санкций из-за проведения спецоперации на Украине Россия была достаточно крупным экспортером и импортером шин, говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Так, в 2021 году экспорт составил 24 млн покрышек при импорте 23 млн. В 2022 году производство сократилось с 50 млн до 42,7 млн шин, экспорт — до 12 млн. При этом внутренний спрос упал с 49 млн до 35,1 млн штук — в первую очередь из-за резкого падения продаж автомобилей на рынке (почти на 60%), объясняет Танурков.

Экспорт сократился в основном из-за остановки производства на российских заводах иностранных компаний, а российские производители скорее выиграли от этого, полагает эксперт. Сейчас локальный рынок шин достаточно профицитный, отмечает руководитель практики по работе с транспортными предприятиями Kept Сергей Казачков: производственных мощностей существенно больше, чем потребление внутри страны. Шинный рынок России полностью обеспечен продукцией российского производства, подтверждает представитель Минпромторга. По его словам, сейчас в ведомстве прорабатывается комплекс мер по защите российских производителей покрышек, включая меры нетарифного регулирования через введение новых технических требований к шинной продукции.

В этой ситуации покупателям шинных заводов придется конкурировать ценой, искать новые рынки сбыта или организовывать контрактное производство, замечает Казачков: «Во всех вариантах это потребует больших усилий от коммерческой функции, управленческой команды и акционеров». Рынок производителей шин ожидает интересное время — время консолидации, новых брендов и новых рынков сбыта взамен европейского, соглашается Фомченко.

В феврале производство легковых автомобилей в России снизилось на 70%
Авто
Фото:АвтоВАЗ

Однако производство автомобилей в России перезапускается, на иностранных заводах начинают собирать китайские марки, говорит Фаттахов. «Это дает импульс к восстановлению спроса на шины для новых автомобилей», — полагает он. По прогнозу компании «Технологии доверия» (бывшее российское подразделение PwC), продажи новых легковых автомобилей в 2023 году могут вырасти на 7%, до 670 тыс. штук.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Компании
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46