Лента новостей
В Ярославле разбили установленную в память о Немцове табличку Общество, 17:39 Суд продлил арест экс-министру Абызову Общество, 17:39 На УАЗе сменился генеральный директор Общество, 17:35 Как полюбить овощи и питаться правильнее РБК и Philips, 17:33 Росстат допустил санкции к сотрудникам за ошибку в данных Общество, 17:30 Поправки в газовую директиву ЕС вступили в силу Экономика, 17:27 РФС допустил расширение числа участников чемпионата России по футболу Спорт, 17:16 Четвертьфинал чемпионата мира по хоккею. Россия — США. Онлайн Спорт, 17:15 Как собрать команду продвинутой аналитики: гибридный подход от Bain Pro, 17:14 Орешкин отреагировал на данные о реорганизации ПФР и ФОМС Общество, 17:11 Адвокат заявил об отсутствии у СК претензий к Абызову из-за наркотиков Общество, 17:10 Как российская IT-компания внедрила систему обнаружения дефектов Партнерский материал, 17:07 Абызов обвинил следствие в приписывании ему «способностей Кашпировского» Общество, 16:55 Матвиенко посчитала оправданным роспуск Зеленским Верховной рады Политика, 16:51
Бизнес ,  
0 
Россияне в 2014 году купили на 1,5 млрд меньше пачек сигарет
Объем рынка сигарет в России в 2014 году снизился на 9,2%, до 310,6 млрд штук, или 15,53 млрд пачек, следует из отчетности компании Philip Morris. Это значит, что за год рынок «потерял» 1,429 пачек сигарет
Фото: ТАСС

Падение ковбоя Мальборо

Снижение объемов табачного рынка PMI объясняет неблагоприятным воздействием роста ставок акциза, из-за чего стоимость сигарет серьезно выросла, а также слабой экономикой.

В 2014 году ставка табачного акциза в России выросла на 42%. Теперь она рассчитывается так: 800 руб. за тысячу штук плюс 8,5% от расчетной стоимости (она исчисляется исходя из максимальной розничной цены, но 8,5% не должны быть меньше 1,04 тыс. руб. за тысячу штук).

Продажи самой PMI упали меньше среднего значения по рынку: по данным компании, в 2014 году она поставила на рынок 84,9 млрд штук сигарет, что на 3,5% меньше, чем годом ранее.

Меньше других пострадал премиум-сегмент: падение спроса на главный бренд компании – Marlboro (-13,6%) – было частично компенсировано ростом продаж другого премиального бренда компании – Parliament, отгрузки которого выросли на 1,6%.

Падающий уже несколько лет в России спрос на Marlboro не спас даже перенос производства популярного Marlboro Lights с российской площадки под Петербургом в Германию. С марта 2014 года российским курильщикам предлагалось купить импортный продукт. Эксперты предполагали, что таким образом компания хотела остановить падение продаж этого бренда, сыграв на распространенном мнении, что импортные сигареты превосходят по качеству аналоги, выпущенные в России.

Больше остальных у PMI просел среднеценовой сегмент: отгрузки упали на 9,1%. Основной «вклад» здесь внесло резкое (-18,6%) падение продаж сигарет Chеsterfield.

В нише дешевых сигарет все осталось почти без изменений (их отгрузка снизилась на 1,4%). Падение спроса на Optima и «Cоюз Appolo» (на 16,3% и 8,5% соответственно) было компенсировано ростом продаж одного из лидеров сегмента – Bond Street (на 2,5%).

По данным PMI, которая ссылается на исследование Nielsen, доля компании​ на российском рынке выросла по итогам года на 1 п.п., до 27,1%. Самыми продаваемыми ее сигаретами остается Bond Street с долей 7,5% (1,16 млрд пачек).

Контрабанда наступает

Тяжелые для табачных компаний времена на российском рынке продолжатся, уверены в PMI. Компания прогнозирует, что в 2015 году рынок сигарет упадет еще на 8–10%. Крупнейшие конкуренты Philip Morris на российском рынке – JTI и БАТ – не стали официально комментировать этот прогноз. Но менеджер одной из крупных компаний говорит, что этот прогноз выглядит вполне правдоподобным.

Падение производства сигарет в 2014 году – продолжение негативного для отрасли тренда, который начался несколько лет назад. В 2013 году, по данным Росстата, производство сигарет в стране сократилось на 5,9%, до 390 млрд штук, или 19,5 млрд пачек. Потребление по итогам 2013 года (с учетом экспорта) составило 347 млрд сигарет, или 17,35 млрд пачек, подсчитали в JTI. Основные причины спада – рост нелегальной торговли и цен на сигареты на фоне «охлаждения» экономики России, говорил гендиректор PMI Андре Каланцопулос.

Доля нелегальной продукции на табачном рынке в 2014 году увеличилась более чем в полтора раза – с 1,6% до 2,7%, продажи нелегальных сигарет составили 419 млн пачек, свидетельствуют данные исследования «БАТ Россия», проведенного совместно с TNS.

Большой поток контрабандной продукции связан со значительной разницей в розничной цене между сигаретами, продающимися легально, и продукцией, выпущенной в Казахстане и Белоруссии, где их стоимость значительно ниже. С учетом отсутствия границ внутри стран Таможенного союза разница в цене, а также отсутствие серьезных штрафов за торговлю нелегальными сигаретами делают этот бизнес крайне привлекательным.

Магазин исследований: аналитика по теме "Сигареты"