Лента новостей
ГИБДД назвала причину ДТП с автобусом из Тбилиси на Ставрополье 09:16, Общество СМИ опубликовали видео тоста и танца Путина на свадьбе главы МИД Австрии 08:54, Политика СМИ узнали о планах Японии перевозить грузы по Транссибу 08:50, Экономика Украинский журналист раскритиковал военную технику перед парадом в Киеве 08:11, Политика Кадыров прокомментировал бой Емельяненко и Джонсона 07:37, Общество В Приморье один человек погиб в столкновении автобуса и внедорожника 07:08, Общество В США советницу законодателя наказали за портрет Путина в капитолии 06:56, Политика Туристка из Барнаула умерла от переохлаждения в Камчатском крае 06:32, Общество В Ставропольском крае двое погибли в ДТП с автобусом из Тбилиси 06:04, Общество Совладелец бренда Superdry потратил £1 млн на новый референдум по Brexit 05:48, Политика Дипломаты сравнили с пыткой новый режим содержания Бутиной в тюрьме в США 05:30, Политика В Совфеде пообещали жестко ответить на задержание «Механика Погодина» 04:54, Политика «Роскосмос» назвал дату полета на орбиту космонавта из ОАЭ 04:35, Общество Землетрясение магнитудой 8,2 произошло недалеко от Фиджи 04:13, Общество В Иране предложили не отмечать в паспортах туристов посещение страны 03:54, Политика Песков отверг возможность совещания у Путина об изъятии сверхдоходов 03:41, Политика Польские прокуроры назвали причину катастрофы автобуса с украинцами 03:38, Общество Трамп назвал следствие о его сговоре с Москвой самым прозрачным в истории 02:43, Политика Кубанский казачий хор рассказал о песнях на свадьбе главы МИД Австрии 02:43, Общество Трамп заявил о развитии армии США вместо помощи Сирии 02:13, Политика Путин и Меркель высказались против «нападок» на «Северный поток-2» 01:41, Политика Алена Владимирская — об офисном общении, small talk и личном пространстве 01:40, Партнерский материал Емельяненко рекомендовали посетить больницу после боя с Джонсоном 01:14, Общество В Москве ввели план «Перехват» после стрельбы из Range Rover 00:54, Общество МИД Грузии сообщил об исчезновении танкера с 17 моряками у берегов Африки 00:33, Общество Кремль рассказал об итогах «обстоятельных» переговоров Путина и Меркель 00:27, Политика «Ювентус» и «Наполи» стартовали с побед в чемпионате Италии 00:19, Спорт СК начал проверку видео избиения подростка охранником магазина в Сарове 00:10, Общество
Электрические 5%: каким российский автопром должен стать к 2025 году
Бизнес, 04 мая, 09:22
0
Электрические 5%: каким российский автопром должен стать к 2025 году
Российские производители, согласно правительственной стратегии, должны будут к 2025 году обеспечить 80–90% внутреннего спроса на современные автомобили, а также вывести на рынок принципиально новые электрокары и беспилотные машины
Фото: Игорь Агеенко / «РИА Новости»

Планы до 2025 года

Правительство утвердило стратегию развития российской автомобильной промышленности до 2025 года. Соответствующий документ размещен ​на сайте в пятницу, 4 мая.

Одной из основных целей является удовлетворение российскими производителями 80–90% внутреннего спроса. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2017 году было продано 1,59 млн машин (+11,9% к предыдущему году), из которых 83% составили автомобили локального производства, а импорт — около 17%.

По данным Росстата, производство легковых автомобилей в России в 2017 году составило 1,34 млн, легких коммерческих — 0,14 млн, но часть этих машин была направлена на экспорт.

По оценке Министерства экономического развития, объем производства легковых автомобилей к 2025 году возрастет до 2,21 млн штук, легких коммерческих — до 0,22 млн штук.

Стратегия также предусматривает, что автопроизводители будут развивать технологии, увеличивать уровень локализации, развивать экспорт, а также сокращать отставание в применении инновационного транспорта (беспилотные и электромобили) от мировых производителей.

Реализация этой стратегии позволит обеспечить обновление российского парка автотранспортных средств всех типов и гарантирует появление в стране «новой линейки продуктов с высокими темпами роста продаж (40–50% в год для электромобилей и беспилотных транспортных средств)».

Локализация и технологии

Одна из основных целей стратегии развития автопрома — наращивание технологических компетенций российских производителей и местных «дочек» иностранных автоконцернов за счет углубления локализации автомобилей до 70–85%. По данным на конец 2017 года, уровень локализации автопроизводителей в России (доля стоимости компонентов, субкомпонентов и сырья, произведенных в России, в их общей стоимости) в сегментах легковых автомобилей составляет 30–60%, легких коммерческих — 60–70%, грузовых — 70–85%, говорится в стратегии. Самый высокий уровень локализации имеют российские автопроизводители АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, УАЗ.

Как указано в стратегии, мировые автопроизводители тратят на НИОКР не менее 4% выручки в год, а российские компании — всего 1–1,5%. Приоритетными направлениями развития автопрома на следующие семь лет станут улучшение технологий, информатизация и компьютеризация, использование новых материалов, а также работа над повышением локализации автокомпонентов.

Чтобы локализовать производство определенных комплектующих, нужен большой объем рынка, отметил аналитик Владимир​ Беспалов из «ВТБ Капитала». По его словам, большинство иностранных автопроизводителей уже имеют глобальных поставщиков комплектующих и поэтому не стоит ожидать, что они сейчас будут организовывать новое производство в России. «Тем не менее, с точки зрения самих автопроизводителей, работающих в России, повышение уровня локализации — довольно важный момент, это позволяет снизить риски, связанные с валютными колебаниями», — рассказал эксперт.

Представитель АвтоВАЗа сообщил РБК, что компания принимала участие в разработке новой стратегии развития автопрома. По его словам, АвтоВАЗу необходимо будет направить «очень большие инвестиции» и человеческие ресурсы на полную локализацию двигателей, коробок передач и модулей управления. Для достижения такой глубокой локализации концерну и производителям компонентов потребуется прямое государственное финансирование, добавил он. В конце апреля президент АвтоВАЗа Николя Мор заявил, что компания намерена сохранить самый высокий в российской автомобильной отрасли уровень локализации (86%).

Директор московского завода Renault Жан-Луи Терон 24 апреля сказал, что производитель планирует увеличить уровень локализации на автозаводе в Москве в связи с выпуском нового кроссовера, но детали не уточнил. В 2017 году уровень локализации этого завода составил 66%.

Совладелец АвтоВАЗа стал крупнейшим автопроизводителем мира
Бизнес

Представитель Ford Sollers сообщила РБК, что компания приветствует углубление локализации и развитие локальной базы поставщиков в той мере, в которой это эффективно для бизнеса. Представитель завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» сообщила РБК, что сейчас ведутся переговоры о подписании специнвестконтракта с российским правительством, который предусматривает строительство в ближайшие три года завода двигателей для моделей Solaris и Creta. По ее словам, сейчас уровень локализации этих автомобилей составляет 46%, а после запуска завода двигателей он значительно увеличится.

Автомобили на экспорт

Правительство намерено проводить совместную с автопроизводителями системную работу по выходу на зарубежные рынки в соответствии с экспортной стратегией автопрома, которая была утверждена в 2017 году. При базовом сценарии рост экспорта российских автомобилей и комплектующих к 2025 году должен увеличиться с 94 тыс. до 240 тыс. штук, или до $4,9 млрд, а при оптимистичном — до 400 тыс. штук, или до $7,8 млрд, говорится в экспортной стратегии (эти же цели указаны в стратегии развития автопрома до 2025 года). Целевой объем поставок на экспорт составляет не менее 12–14% (в 2017 году за рубеж было продано 6,3% произведенных в России автомобилей). Но в стратегии развития автопрома не говорится, какая именно поддержка будет оказываться при экспорте машин из России.

«Развитие экспорта автомобилей связано с определенными сложностями для автоконцернов: во-первых, у мировых автопроизводителей уже есть свои экспортно-сбытовые сети, во-вторых, выход на новые рынки сопряжен для них с большими тратами и не всегда окупается», — рассказал Беспалов. По его словам, экспорт важен с точки зрения диверсификации выручки, снижения рисков. Основными экспортными рынками для российских производителей и местных «дочек» международных компаний остаются страны СНГ, Азии, Ближнего Востока.

В марте 2018 года исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Ян Птачек говорил, что автоконцерн планирует увеличить экспорт в 2018 году за счет новых рынков, но конкретных цифр не назвал. В апреле компания начала экспортные поставки в Словакию и Тунис. Удвоить экспорт (до 8 тыс. машин) в 2018 году планирует и УАЗ, который входит в группу Sollers. Hyundai заинтересована в развитии экспорта. Как сообщил РБК представитель завода Hyundai, для развития необходима поддержка правительства в части заключения межправительственных соглашений, облегчающих экспорт автомобилей. Ford Sollers рассматривает различные экспортные проекты, однако «первостепенной задачей считает укрепление позиций на внутреннем рынке».

Представитель Nissan сообщил РБК, что компания экспортирует свои автомобили, например, в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан и Ливан. В 2017 году было экспортировано 3832 автомобиля Nissan, из них 1976 автомобилей питерского производства (+21% к предыдущему году). «Расширение экспорта зависит от целого ряда факторов, среди которых большое значение имеет государственная поддержка», — отметил представитель концерна.

Беспилотники и электрокары​​

Российский автопром, как полагают в правительстве, до 2025 года должен вывести на рынок «продукты с принципиально новыми свойствами в области электродвижения и автономного вождения».

4 мая премьер Дмитрий Медведев поручил госкомпании «Автодор» и Росавтодору определить тестовые участки дорог и до 30 ноября совместно с агентством «Автонет» начать тестирование технологий и инфраструктуры для движения беспилотного транспорта.

Автопроизводители впервые не спрогнозировали продажи автомобилей в России
Бизнес

Новая стратегия также предусматривает развитие электромобилей и увеличение их доли в общем объеме продаж до мирового уровня. По оценке издания EV-volumes, доля электромобилей в глобальных продажах в 2017 году составила 1,28% (по прогнозам, в 2018-м приблизится к 2%). В России, по данным аналитического агентства «Автостат», в 2017 году было продано 95 электромобилей, или 0,006%.

К 2020 году их доля должна достичь 1–1,5% (преимущественно за счет премиальных легковых автомобилей), а к 2025 году — 4–5% от общего объема продаж (85–100 тыс. машин).

В качестве мер стимулирования спроса на электротранспорт правительство предлагает налоговые льготы, бесплатное использование инфраструктуры (платные дороги, зарядные станции, парковки). Кроме того, поддержка может быть оказана производителям, которые согласятся локализовать производство в России (в том числе и производители автокомпонентов).

Магазин исследований: аналитика по теме "Автопром"