Лента новостей
Минобороны представило новые данные о крушении Ил-20 в Сирии 21:08, Политика В Москве суд по подозрению в шпионаже арестовал осужденного за педофилию 21:04, Общество Нетаньяху заявил о росте рисков в регионе из-за поставки С-300 Сирии 21:01, Политика «Краснодар» вышел на второе место в чемпионате России 20:50, Спорт Арестованный в Осло «российский шпион» оказался ИТ-советником Совфеда 20:34, Политика Бывший глава «Почты России» ушел из EuroСhem 20:16, Бизнес Platts задумалось о расширении корзины Brent нефтью со всего мира 20:09, Экономика Аксенов назвал корабли ВМС Украины «ржавыми корытами» 20:03, Политика В ФАС предложили свои меры по поддержке попавших под санкции компаний 19:55, Бизнес ВТБ помог снять арест с 36% акций банка «Возрождение» 19:31, Финансы Apple завершила покупку приложения по распознаванию музыки Shazam 19:22, Бизнес «Роснефть» предложила подрядчикам перенести выплаты на следующий год 19:10, Бизнес США отреагировали на планы России поставить в Сирию С-300 19:07, Политика Путин в беседе с Нетаньяху назвал поставку С-300 Сирии адекватным шагом 19:06, Политика Фонд Сороса подал иски в ЕСПЧ и КС Венгрии из-за закона «Стоп Сорос» 18:50, Политика Умная электроэнергия: как небольшие электростанции меняют энергетику 18:44, РБК и Schneider Electric Когда покупать биткоин: стоимость криптовалюты опустилась до $6,6 тыс. 18:38, Крипто Власти оценили модернизацию транспортной инфраструктуры в ₽6,3 трлн 18:34, Политика Акции хайтек-компаний утянули торги вниз: рынок США открылся в минусе 18:30, Quote Мост на Сахалин включили в план развития магистральной инфраструктуры 18:22, Экономика Кредиторы потребовали обанкротить очередной актив Дмитрия Ананьева 18:19, Технологии и медиа Новый лимузин Трампа впервые показали на видео 18:16, Авто Жириновский предложил выработать новую формулу власти 18:00, Пресс-релизы Регулятор потребовал от ​Deutsche Bank улучшить борьбу с отмыванием денег 17:58, Финансы В Сбербанке рассказали о прекратившемся оттоке валютных вкладов 17:47, Финансы Машиностроителям дадут ₽1,6 млрд на создание сервис-центров за рубежом 17:45, Экономика Движение в Северо-Западном тоннеле в Москве ограничили из-за ДТП 17:44, Общество Bitcoin начнут использовать чаще: что изменится 17:39, Крипто
Россия в Монреале: на какие компенсации смогут рассчитывать авиапассажиры
Бизнес, 04 апр 2017, 21:02
0
Россия в Монреале: на какие компенсации смогут рассчитывать авиапассажиры
Присоединение России к Монреальской конвенции, закон о котором подписал президент России Владимир Путин, значительно увеличит компенсационные выплаты, на которые могут претендовать пассажиры международных авиарейсов. Эксперты предупреждают, что это может привести к скорому росту цен на билеты
Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»

​Во вторник, 4 апреля, президент России Владимир Путин подписал закон об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, предусмотренной присоединением России к Монреальской конвенции. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Россия присоединится к конвенции с оговоркой о ее нераспространении на международные некоммерческие воздушные перевозки и перевозку лиц, груза и багажа, осуществляемую для военных целей.

Тем не менее многое изменится как для пассажиров, так и для авиакомпаний. «Конвенция устанавливает максимальный размер ответственности перевозчика за вред жизни или здоровью пассажира, а также за убытки, вызванные задержкой рейса или утратой багажа», — приводит слова заместителя генерального директора по правовым и имущественным вопросам «Аэрофлота» Владимира Александрова пресс-служба авиакомпании.

Как отмечает генеральный директор HEADS Consulting Александр Базыкин​, речь идет только о международных рейсах, внутренние рейсы будут регулироваться действующим российским законодательством.

По статистике Росавиации, за 2016 год через отечественные аэропорты перевезены 159,6 млн пассажиров, международными рейсами воспользовались 46,4 млн человек — 29% от всего пассажиропотока по стране, приводит данные пресс-служба «Аэрофлота». «Таким образом, преимуществами конвенции смогут воспользоваться не более трети всех авиапассажиров в России», — резюмирует Александров.

Право летать: как Монреальская конвенция поможет авиапассажирам в России

Что изменится для пассажиров

Конвенция расширяет пределы и размер ответственности перевозчика за причиненный клиентам вред во время полета. Компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ: корзина из иены, евро, доллара и фунта стерлингов, курс на 4 апреля — 78 руб.).

В случае потери, повреждения и опоздания багажа, согласно Монреальской конвенции, полагается компенсация до 1131 СПЗ, или около 90,5 тыс. руб. Сейчас размер компенсации определяется ст. 119 Воздушного кодекса РФ и не может превышать 600 руб. за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. руб. для ручной клади в случае, если цена не может быть точно установлена.

За задержку рейса, согласно Монреальской конвенции, каждому пассажиру положена компенсация до 4694 СПЗ, или почти 380 тыс. руб. Сейчас ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 25% МРОТ (1875 руб.) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета.

В случае гибели пассажира, как гласит конвенция, размер компенсации может составлять до 113 100 СПЗ, или около 9 млн руб. Сейчас эта норма регламентируется п. 12 ст. 117 Воздушного кодекса. Максимальная сумма — 2 млн руб.

Наконец, пассажиры получат возможность выбрать место предъявления иска к перевозчику. Если это можно было сделать только по месту регистрации авиакомпании, то после присоединения к конвенции подать иск можно будет и по месту жительства пассажира.

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Что изменится для перевозчиков

Определенные изменения коснутся и перевозчиков. Вводятся гарантии для авиакомпаний по их освобождению от ответственности в размере, превышающем 100 тыс. СПЗ, если перевозчик докажет, что вред причинен не по его вине.

Изменяется период, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный пассажиру и/или его багажу. Сегодня этот период длится с момента прохождения предполетного досмотра и до момента, когда пассажир под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром, уточняется в сообщении Министерства транспорта. В новой редакции этот период ограничен нахождением на борту воздушного судна, а также посадкой и высадкой.

Кроме того, предусматривается возможность оформления электронного документа для грузовых перевозок. В настоящее время опция действует только для пассажирских перевозок (e-ticket), что позволяет авиакомпаниям ежегодно экономить сотни миллионов рублей. В случае с грузоперевозками суммы экономии будут еще выше, следует из сообщения Министерства транспорта.

Почему рано радоваться

По словам юриста адвокатского бюро А2 Екатерины Ващилко, нормы Монреальской конвенции не предполагают изменения российского законодательства, а становятся его составной частью. «Вероятнее всего, увеличение ответственности перевозчика увеличит и стоимость услуг», — добавляет она.

«Аэрофлот», крупнейший российский авиаперевозчик, подчеркивает: чтобы получить желаемую компенсацию, пассажиру потребуется в каждом случае доказывать размер своих убытков, в том числе в судебном порядке.

Представители S7 и UTair не ответили на запросы РБК.

Александр Базыкин отмечает, что присоединение к конвенции — позитивная новость для россиян: права пассажиров на компенсацию за вовремя не реализованные рейсы и утерянный багаж будут защищены лучше. Вместе с тем не стоит рассчитывать на максимальные компенсации, добавляет директор AirHelp по Восточной Европе Евгений Лонский. «Страны самостоятельно принимают регламенты и формируют судебную практику, которые по факту уменьшают максимальные суммы выплат», — поясняет он, уточняя, что многое будет зависеть от практики рассмотрения пассажирских исков.

«Присоединение к конвенции заставит авиакомпании более организованно подходить к организации полетов, — говорит Базыкин. — Задержки рейсов, которые случаются чаще, чем потеря багажа, должны в итоге сократиться, так как проще организовать работу внутри компании, чем выплачивать каждому пассажиру до 380 тыс. руб.».

По мнению аналитика «Алора» Кирилла Яковенко, скорого роста качества услуг авиаперевозчиков ждать не приходится. «В случае если компенсации пассажирам в результате задержки рейсов будут достигать прописанных в конвенции уровней, бизнес авиаперевозчиков с учетом высокого числа нарушений компаниями расписания окажется за гранью рентабельности», — говорит он. По мнению эксперта, в этом случае у авиаперевозчиков не будет иного пути, кроме как закладывать риски финансовых потерь в стоимость билетов. В результате это может привести к их подорожанию на 25–30% в короткие сроки.

Долгий путь к Монреалю

Россия является участницей Варшавской конвенции 1929 года. Монреальская конвенция 1999 года представляет собой расширенный вариант этого соглашения, учитывающий изменения, связанные с развитием технического прогресса и правоотношений в сфере гражданской авиации.

В марте 2016 года, как писал «Коммерсантъ», Минтранс рассчитывал, что Россия ратифицирует Монреальскую конвенцию летом 2016 года. 2 ноября 2016 года правительственная комиссия одобрила законопроекты о присоединении России к Монреальской конвенции.

24 марта 2017 года соответствующий закон был принят Госдумой, 29 марта — одобрен Советом Федерации.

Магазин исследований: аналитика по теме "Авиация"