Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Россия в Монреале: на какие компенсации смогут рассчитывать авиапассажиры

Присоединение России к Монреальской конвенции, закон о котором подписал президент России Владимир Путин, значительно увеличит компенсационные выплаты, на которые могут претендовать пассажиры международных авиарейсов. Эксперты предупреждают, что это может привести к скорому росту цен на билеты
Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»
Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»

​Во вторник, 4 апреля, президент России Владимир Путин подписал закон об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, предусмотренной присоединением России к Монреальской конвенции. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Россия присоединится к конвенции с оговоркой о ее нераспространении на международные некоммерческие воздушные перевозки и перевозку лиц, груза и багажа, осуществляемую для военных целей.

Тем не менее многое изменится как для пассажиров, так и для авиакомпаний. «Конвенция устанавливает максимальный размер ответственности перевозчика за вред жизни или здоровью пассажира, а также за убытки, вызванные задержкой рейса или утратой багажа», — приводит слова заместителя генерального директора по правовым и имущественным вопросам «Аэрофлота» Владимира Александрова пресс-служба авиакомпании.

Как отмечает генеральный директор HEADS Consulting Александр Базыкин​, речь идет только о международных рейсах, внутренние рейсы будут регулироваться действующим российским законодательством.

По статистике Росавиации, за 2016 год через отечественные аэропорты перевезены 159,6 млн пассажиров, международными рейсами воспользовались 46,4 млн человек — 29% от всего пассажиропотока по стране, приводит данные пресс-служба «Аэрофлота». «Таким образом, преимуществами конвенции смогут воспользоваться не более трети всех авиапассажиров в России», — резюмирует Александров.

Право летать: как Монреальская конвенция поможет авиапассажирам в России

Что изменится для пассажиров

Конвенция расширяет пределы и размер ответственности перевозчика за причиненный клиентам вред во время полета. Компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ: корзина из иены, евро, доллара и фунта стерлингов, курс на 4 апреля — 78 руб.).

В случае потери, повреждения и опоздания багажа, согласно Монреальской конвенции, полагается компенсация до 1131 СПЗ, или около 90,5 тыс. руб. Сейчас размер компенсации определяется ст. 119 Воздушного кодекса РФ и не может превышать 600 руб. за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. руб. для ручной клади в случае, если цена не может быть точно установлена.

За задержку рейса, согласно Монреальской конвенции, каждому пассажиру положена компенсация до 4694 СПЗ, или почти 380 тыс. руб. Сейчас ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 25% МРОТ (1875 руб.) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета.

В случае гибели пассажира, как гласит конвенция, размер компенсации может составлять до 113 100 СПЗ, или около 9 млн руб. Сейчас эта норма регламентируется п. 12 ст. 117 Воздушного кодекса. Максимальная сумма — 2 млн руб.

Наконец, пассажиры получат возможность выбрать место предъявления иска к перевозчику. Если это можно было сделать только по месту регистрации авиакомпании, то после присоединения к конвенции подать иск можно будет и по месту жительства пассажира.

Фото:  Станислав Красильников / ТАСС

Что изменится для перевозчиков

Определенные изменения коснутся и перевозчиков. Вводятся гарантии для авиакомпаний по их освобождению от ответственности в размере, превышающем 100 тыс. СПЗ, если перевозчик докажет, что вред причинен не по его вине.

Изменяется период, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный пассажиру и/или его багажу. Сегодня этот период длится с момента прохождения предполетного досмотра и до момента, когда пассажир под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром, уточняется в сообщении Министерства транспорта. В новой редакции этот период ограничен нахождением на борту воздушного судна, а также посадкой и высадкой.

Кроме того, предусматривается возможность оформления электронного документа для грузовых перевозок. В настоящее время опция действует только для пассажирских перевозок (e-ticket), что позволяет авиакомпаниям ежегодно экономить сотни миллионов рублей. В случае с грузоперевозками суммы экономии будут еще выше, следует из сообщения Министерства транспорта.

Почему рано радоваться

По словам юриста адвокатского бюро А2 Екатерины Ващилко, нормы Монреальской конвенции не предполагают изменения российского законодательства, а становятся его составной частью. «Вероятнее всего, увеличение ответственности перевозчика увеличит и стоимость услуг», — добавляет она.

«Аэрофлот», крупнейший российский авиаперевозчик, подчеркивает: чтобы получить желаемую компенсацию, пассажиру потребуется в каждом случае доказывать размер своих убытков, в том числе в судебном порядке.

Представители S7 и UTair не ответили на запросы РБК.

Александр Базыкин отмечает, что присоединение к конвенции — позитивная новость для россиян: права пассажиров на компенсацию за вовремя не реализованные рейсы и утерянный багаж будут защищены лучше. Вместе с тем не стоит рассчитывать на максимальные компенсации, добавляет директор AirHelp по Восточной Европе Евгений Лонский. «Страны самостоятельно принимают регламенты и формируют судебную практику, которые по факту уменьшают максимальные суммы выплат», — поясняет он, уточняя, что многое будет зависеть от практики рассмотрения пассажирских исков.

«Присоединение к конвенции заставит авиакомпании более организованно подходить к организации полетов, — говорит Базыкин. — Задержки рейсов, которые случаются чаще, чем потеря багажа, должны в итоге сократиться, так как проще организовать работу внутри компании, чем выплачивать каждому пассажиру до 380 тыс. руб.».

По мнению аналитика «Алора» Кирилла Яковенко, скорого роста качества услуг авиаперевозчиков ждать не приходится. «В случае если компенсации пассажирам в результате задержки рейсов будут достигать прописанных в конвенции уровней, бизнес авиаперевозчиков с учетом высокого числа нарушений компаниями расписания окажется за гранью рентабельности», — говорит он. По мнению эксперта, в этом случае у авиаперевозчиков не будет иного пути, кроме как закладывать риски финансовых потерь в стоимость билетов. В результате это может привести к их подорожанию на 25–30% в короткие сроки.

Долгий путь к Монреалю

Россия является участницей Варшавской конвенции 1929 года. Монреальская конвенция 1999 года представляет собой расширенный вариант этого соглашения, учитывающий изменения, связанные с развитием технического прогресса и правоотношений в сфере гражданской авиации.

В марте 2016 года, как писал «Коммерсантъ», Минтранс рассчитывал, что Россия ратифицирует Монреальскую конвенцию летом 2016 года. 2 ноября 2016 года правительственная комиссия одобрила законопроекты о присоединении России к Монреальской конвенции.

24 марта 2017 года соответствующий закон был принят Госдумой, 29 марта — одобрен Советом Федерации.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
В Крыму и Белгороде небо стало желтым из-за африканской пыли Общество, 09:38
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров Pro, 09:28
В Минпромторге сообщили, что «Ашан» останется в России Экономика, 09:27
Суд отправил в СИЗО третьего фигуранта дела бывшего замминистра обороны Политика, 09:13
В Москве из-за репетиций парада к 9 мая перекроют несколько улиц Общество, 09:10
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания Pro, 09:07
Доступ к станку: почему растет рынок лизинга Дискуссионный клуб, 09:00
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Минздрав убрал антибиотики и гормоны из стандарта лечения ОРВИ Общество, 08:56
В Центральной Украине прогремели взрывы Политика, 08:50
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью Pro, 08:47
Посольству России запретили возложить венки к «Духу Эльбы» в США Политика, 08:40
Суд не увидел вброса бюллетеней на видео с женщиной на коленях у урны Политика, 08:38
Оставить ли Слишковича тренером «Спартака»? Мнения специалистов Спорт, 08:30
Матвиенко исключила «закручивание гаек» в России Политика, 08:25