Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Чем Сингапур привлекает предпринимателей со всего мира РБК и ВТБ, 13:02 Грузовик въехал в толпу пешеходов в Китае Общество, 12:56 Гол и передача Ибрагимовича принесли «Гэлакси» победу в матче MLS Спорт, 12:17 Пилот севшего в кукурузном поле лайнера А321 вернулся к полетам Общество, 12:07 Шойгу ответил «даже думать об этом не хочу» на вопрос о войне с Украиной Политика, 12:01 Семь финалов Даниила Медведева в сезоне 2019. Фоторепортаж Спорт, 11:55  Минобороны показало видео стрельб противолодочного корабля из «Кинжалов» Политика, 11:47 Тюнинг без границ: 5 самых безумных автомобильных шедевров РБК и Discovery, 11:40 Иран представит в ООН проект по безопасности Персидского залива Политика, 11:36 В Красноярске на складе произошел пожар на площади 1 тыс. кв. м Общество, 11:22 Порошенко оценил шансы новых властей Украины посадить его в тюрьму Политика, 11:07 В Таджикистане задержали обвиняемого в нападении на российских военных Общество, 10:42 Шойгу назвал главную угрозу для России «и не только» Политика, 10:26 Умные решения: 3 гаджета для делового человека РБК и HUAWEI, 10:20
Бизнес ,  
0 
Правительство приготовилось сдерживать цены на бензин по «методу Сечина»
Правительство готово продолжить стабилизацию цен на бензин, если снижение акцизов не поможет. Государство может повысить экспортные пошлины на топливо. В 2011 году к таким мерам прибегал Игорь Сечин, занимавший пост вице-премьера
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

По примеру Сечина

Правительство может не ограничиться уже принятыми мерами для снижения цен на бензин, следует из протокола по итогам совещания нефтяников у вице-премьера Дмитрия Козака 30 мая (есть у РБК, его подлинность подтвердили два федеральных чиновника). 22 мая из-за резкого роста цен на бензин правительство решило снизить акцизы на топливо — на 3 тыс. руб. за тонну на бензин и на 2 тыс. руб. на дизель — с 1 июня, а кроме того, с 1 июля отменить запланированный ранее рост акцизов на 679 и 593 руб. за тонну на бензин и дизель соответственно.

Этого может оказаться недостаточно. Дмитрий Козак поручил ФАС и Минэнерго следить за динамикой цен на топливном рынке и в зависимости от результатов мониторинга проработать вопрос о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты, говорится в протоколе.

Одна из причин роста цен на бензин на внутреннем рынке — повышение мировых цен на нефть и нефтепродукты при слабом рубле, объяснял генеральный директор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Уже почти девять месяцев российский внутренний рынок менее привлекателен для нефтяников, чем экспорт, рассказывал эксперт. Равная экспортная цена на внутреннем рынке — 51 руб. за литр бензина, оценил Турукалов.

Так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовая цена тонны АИ-95 в европейской части России на 31 мая составила 56,418 тыс. руб, а netback (то есть экспортная альтернатива) — 61,004 тыс. руб. за тонну. Оптовая цена тонны летнего дизеля — 49,700 тыс. руб, а netback — 53,841 тыс. руб.

​Повышение экспортных пошлин — идея Минфина, говорит РБК федеральный чиновник. Сейчас ставки экспортных пошлин на бензины и дизель составляют около 30% от пошлины на нефть. «Очень эффективная мера, нефтяников нужно стимулировать не только «пряниками», — считает другой федеральный чиновник. — Если цены растут из-за того, что сейчас экспортная альтернатива для нефтяников выгоднее, можно искусственно ее снизить — через введение таких заградительных пошлин».

Представитель Минфина 3 июня сообщил РБК, что «сейчас обсуждается весь комплекс мер регулирования, включая инструменты налогового и таможенно-тарифного регулирования, которые бы позволили сдержать темпы роста цен на топливо на внутреннем рынке».

Похожая ситуация с ценами на бензин была в 2011 году, и тогда занимавший пост вице-премьера Игорь Сечин справился с ней очень быстро, напоминает чиновник. Аргументы у нефтяников были такими же: выросла экспортная альтернатива и акцизы, на внутреннем рынке дефицит топлива из-за ремонта НПЗ. Тогда Сечин повысил пошлины на светлые нефтепродукты до 90%, обязал компании заключить четырехсторонние соглашения, а ФАС оштрафовала нефтяников на 20 млрд руб. (в рамках антимонопольных дел в 2007–2011 годах), напоминает он.

Но в 2011 году ситуация была другой: в условиях высоких темпов роста спроса на рынке действительно был дефицит топлива, а сейчас на цены давят высокие экспортные альтернативы, спорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. По его словам, повышение пошлин действительно приведет к снижению привлекательности экспорта, но негативно скажется на развитии отрасли. Правительство опять может поменять налоговые условия «на ходу», создавая неопределенность для инвестиций и развития компаний, объясняет эксперт.

Завершить маневр

Козак обсудил с нефтяниками и завершение налогового маневра (обнуление экспортных пошлин на нефть с одновременным ростом НДПИ). Нефтяники и профильные министерства активно обсуждают маневр последние полгода, но Минэнерго до сих пор пыталось отложить реформу как не до конца просчитанную и рискованную для нефтепереработки, а Минфин — напротив, пытался ускорить.

Теперь у Минэнерго, Минфина и Минэкономразвития появилась согласованная позиция, следует из протокола. Она заключается в поэтапном завершении налогового маневра в 2019–2024 годах. Сейчас экспортная пошлина на нефть составляет 30%, то есть ежегодно она будет снижаться на 5 п.п. Этот подход ранее предлагал Минфин. Концептуально все согласны, но пока нет расчетов, а также договоренностей, зафиксированных на бумаге, говорит федеральный чиновник.

Снижение экспортных пошлин приведет к росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Для того чтобы сгладить ценовые колебания, министерства предлагают ввести возвратный акциз на нефть. «Это давняя идея нефтяников», — говорит источник, близкий к консультантам одного из министерств. Работать он будет так: при росте цены на нефть выше определенного уровня нефтяники смогут вернуть часть уплаченного акциза на нефтепродукты, это уменьшит стоимость топлива на АЗС, объясняет он. «Возвратный акциз будет сглаживающим инструментом, каким раньше была экспортная пошлина», — объясняет федеральный чиновник. Источником для возвратных акцизов на нефть будут нефтегазовые доходы бюджета, говорится в протоколе.

Предложение о завершении маневра и введении возвратного акциза оценить сложно, так как неизвестны конкретные параметры, говорит Денис Борисов. Если все сведется к замене пошлины на возвратный акциз без создания дополнительных стимулов для нефтепереработки, для нефтяников по сути ничего не поменяется, скептично добавляет он.

Представители ЛУКОЙЛа, «Роснефти», «Газпром нефти», «Татнефти» и «Сургутнефтегаза» пока не ответили на запросы РБК.

Магазин исследований: аналитика по теме "Бензин"