Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Sun узнала об опасениях Британии из-за риска захвата Challenger Россией Политика, 21:06
В Швеции заявили о паузе в переговорах о вступлении в НАТО Политика, 21:03
Гол Педри в 100-м матче за «Барселону» принес клубу победу над «Жироной» Спорт, 20:52
СК проверит на терроризм возможного владельца телеграм-канала Nexta Live Общество, 20:41
В Калифорнии в четвертый раз за неделю произошла стрельба Общество, 20:38
На Украине 3 февраля обсудят возможность бойкота Олимпиады в Париже Спорт, 20:14
Бабиш признал поражение на выборах президента Чехии Политика, 20:11
Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов
Прокачать навык
В Минфине США заявили о беспокойстве из-за угрозы разрушительного дефолта Финансы, 20:07
«Спартак» третий раз в сезоне проиграл «Куньлуню» в матче КХЛ Спорт, 19:43
В Закарпатье депутат опровергла публикацию карты региона с флагом Венгрии Политика, 19:38
Глубинные потребности шести сфер бизнеса: от торговли до услуг РБК и СберБизнес, 19:18
«Торино» после выхода Миранчука вырвал ничью в матче чемпионата Италии Спорт, 19:16
«Зенит» пригласил на просмотр сына депутата из ЛНР Спорт, 18:54
Медведев назвал главу МИД ФРГ «полезной дурой» из-за «войны с Россией» Политика, 18:38
Военная операция на Украине ,  
0 

В Минтрансе обсудили вариант национализации самолетов Boeing и Airbus

Минтранс и авиакомпании обсудили варианты сохранения самолетов Boeing и Airbus в России на фоне западных санкций. В частности, рассматривалась возможность их национализации. Такой подход не решит проблему, говорят эксперты
«Аэрофлот» AFLT ₽27,7 +1,47% Купить
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

На совещании в Минтрансе с участием крупнейших российских авиакомпаний обсуждался вопрос о том, как оставить в России самолеты иностранного производства в условиях запрета Евросоюза на поставку новых лайнеров и аннулирования действующих лизинговых договоров (до 28 марта 2022 года). Об этом рассказали РБК два источника, знакомых с ходом совещания, которое прошло в понедельник, 28 февраля. По их словам, в качестве одного из вариантов решения проблемы затрагивался вариант национализации таких воздушных судов.

Минтранс склоняется к этой мысли (о национализации самолетов), добавил источник в крупной лизинговой компании. Но власти еще не приняли окончательного решения о том, что делать с самолетами Airbus и Boeing, которые могут быть отозваны лизингодателями, отмечают собеседники РБК. Они ожидают, что конкретный сценарий развития событий может появиться до конца недели.

«Вопрос в стадии оценки», — сказал РБК представитель Росавиации, отвечая на вопросы про варианты сохранения иностранных самолетов в России и возможность их национализации. Подробностей он не привел. РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.

С представителями отрасли встречался замминистра транспорта Игорь Чалик. Во встрече приняли участие топ-менеджеры группы «Аэрофлот» (включает одноименную авиакомпанию, «Победу», «Россию»), S7 Group, «Уральских авиалиний» и Utair. По данным Росавиации на середину февраля 2022 года, эти компании эксплуатировали 491 самолет производства Airbus, Boeing и Embraer. По итогам 2021 года они перевезли 80 млн человек, или 72% от всего пассажиропотока российских авиакомпаний. Парк импортных самолетов «Аэрофлота», S7, «Победы», «России», «Уральских авиалиний» и Utair стоит $10-12 млрд, говорит профессор авиационных финансов Embry-Riddle Aeronautial University Виталий Гужва. РБК направил запросы в их пресс-службы.

«Национализация флота — самый реальный сценарий, других вариантов [сохранения работоспособности] прямо сейчас нет», — говорит один из источников РБК. По его словам, это должно быть решение государства, потому что сами компании не имеют законных оснований задерживать самолеты, если есть требование лизинговых компаний их вернуть. Если будет принято решение о выкупе самолетов, государству придется обсуждать такую возможность с США и ЕС, отмечает другой собеседник. Как технически может происходить «национализация» иностранных самолетов, источники не говорят.

Государство будет помогать в первую очередь группе «Аэрофлот» (на нее приходится 41% рынка авиаперевозок), указывают источники РБК. В «Аэрофлоте» государству принадлежит 57,3% акций, акционеры же S7 и «Уральских авиалиний» — физические лица. Группа S7 принадлежит семье Владислава Филева, компания «Уральские авиалинии» — ее гендиректору Сергею Скуратову.

В случае национализации иностранных самолетов на них можно будет летать не больше полугода, поскольку западные санкции распространяются и на поставки запчастей, говорит директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Александр Фридлянд. «Затем начнется дефицит запчастей, самолеты будут каннибализировать (разбирать на запчасти)», — отмечает он. Национализация самолетов — это не спасение ситуации, соглашается источник РБК в российской авиакомпании из топ-5, парк надо еще ремонтировать и менять запчасти, «будет каннибализм флота».

Более эффективной временной мерой Фридлянд считает вложение средств в восстановление советской и российской авиатехники — Ан-24/26, Ту-134/154, Як-40/42 и Ил-96.

26 февраля из-за военных действий на Украине ЕС ввел санкции против российского транспортного сектора, которые включают запрет на продажу России воздушных судов и запчастей к ним. После этого российские перевозчики столкнулись с отказом в сотрудничестве со стороны Airbus и Boeing, производителей моторов и комплектующих. Одна из крупнейших авиализинговых компаний в мире AerCap объявила о прекращении сотрудничества с российскими авиакомпаниями. Вылетев за пределы страны, не смогли выполнить обратные рейсы два самолета «Победы» и Nordwind Airlines: воздушные суда были задержаны по требованию лизингодателей.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"