Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Виноделы предложили установить минимальную цену на вино в 110-140 рублей

После трех лет аппаратной борьбы Росалкогольрегулирование получило право устанавливать минимальные розничные цены (МРЦ) на вино и шампанское – соответствующее постановление появилось на сайте правительства. Решение о размере МРЦ еще не принято, но руководители крупных профильных компаний считают, что она должна находиться в диапазоне 110–140 руб.
Фото: Lori
Фото: Lori

Совещание в Абрау

За введение минимальной розничной цены, ниже которой магазинам будет запрещено продавать товар, выступали сами виноделы, объясняя, что их бизнес страдает от засилья дешевых вин сомнительного качества. В начале октября 2012 года на сайте Росалкогольрегулирования (РАР) появился проект приказа федеральной службы за подписью главы РАР Игоря Чуяна, предполагающий установку МРЦ на бутылку шампанского на уровне 115 руб. с 1 января 2013-го (про вино тогда речь не шла). Но Минэкономразвития в ноябре 2012-го дало отрицательное заключение на нововведение, по сути, заблокировав его.

Минэкономразвития, в частности, считало, что определение МРЦ выходит за рамки полномочий алкогольного регулятора. Кроме того, в министерстве посчитали, что для отсечения контрафактного шампанского достаточно усилий Роспотребнадзора и Росстандарта, а введение МРЦ может стать избыточным административным барьером для бизнеса. «Сложилась уникальная ситуация, когда у регулятора и абсолютного большинства участников рынка нет никаких разногласий по поводу данной инициативы. Поэтому позиция Минэкономразвития нас удивила», – заявлял тогда гендиректор «Абрау Дюрсо» Павел Титов.

Идею МРЦ для вина вновь обсудили в мае 2014-го в поселке Абрау на совещании, посвященном развитию российского виноделия, под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева. По итогам обсуждения Медведев дал поручения министерствам и ведомствам подготовить целый ряд нормативных актов, призванных поддержать отрасль. Среди прочего РАР было поручено «проработать вопрос об установлении минимальной цены на тихие и игристые вина».

По свидетельству участников совещания, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев предлагал установить нижнюю ценовую планку для вин на уровне 80 руб. за бутылку 0,75 л. Виноделы высказывали мнение, что МРЦ должна быть выше – не менее 100 руб. за бутылку.

В пятницу, 30 января, правительство опубликовало постановление, разрешающее РАР назначать МРЦ для вин и шампанского. Решение правительства в этом вопросе принято, и Минэкономразвития будет ему следовать, сообщил РБК представитель министерства.

Споры о цене

РАР собирается провести консультации с участниками рынка, сообщил сотрудник ведомства: «Будем запрашивать предложения по минимальной цене. В итоге службой будет подготовлен приказ об установлении МРЦ на продукцию с конкретными их характеристиками».

По словам главы Союза виноградарей и виноделов, совладельца Миллеровского винзавода Леонида Поповича, сейчас отпускная цена самой дешевой бутылки вина с завода составляет около 100 руб. Учитывая наценки оптовиков и ретейлеров, розничная стоимость такого вина будет не меньше 140 руб. за бутылку 0,75 л. «Я думаю, что минимальная цена для тихих вин должна быть не менее 110 руб. за бутылку, для игристых – 120 руб.», – говорит Попович. МРЦ станет эффективным инструментом для борьбы с производителями фальсифицированного вина – виноделы называют такой продукт «шмурдяком», добавил он.

Титов считает, что при расчете МРЦ необходимо учитывать текущую рыночную стоимость российского виноматериала, который часто оказывается дороже украинского и среднеазиатского. «В противном случае планы правительства по увеличению количества виноградников в нашей стране до 140 тыс. га к 2020 году окажутся маловыполнимыми», – заявил Титов. Предположить объективный размер МРЦ глава «Абрау Дюрсо» затруднился. По данным менеджера крупного винодельческого хозяйства, этой осенью самый дешевый в России крымский виноматериал продавали по 35–45 руб. за литр.

Возможно, будет правильно установить МРЦ на уровне 110–120 руб. на тихие вина и 130–140 руб. на игристые, предположил владелец компании «Легенда Крыма» Михаил Штырлин. «В ситуации, когда все так стремительно дорожает, сложно сказать, какую планку необходимо устанавливать. Сейчас многие работают на привозном балке [виноматериал наливом], с падением рубля у них пошел рост себестоимости. Однако и у тех, кто делает вино из российского винограда, в себестоимости есть импортная составляющая: хорошие саженцы закупаются за границей, там же покупаются оборудование, машины и оросительные системы, комплектующие для товара – пробка, иногда бутылка», – объясняет Штырлин.

В крупных торговых сетях присутствует винодельческая продукция дешевле 110 руб. Например, в гипермаркетах «Лента» самые дешевые позиции на винных полках – это продукция под собственными торговыми марками ретейлера (оператор сети может размещать заказы на выпуск товаров под своими брендами – часто они оказываются дешевле аналогичной продукции от именитых производителей): игристое вино «365 дней» стоит 99,99 руб., десертное вино кагор «365 дней» – 109,99 руб., вино Liebfraumilch («Молоко Мадонны») – 183,99 руб. В магазине «Пятерочка» (сеть входит в X5 Retail Group) литровую упаковку самого дешевого вина под брендом «Виногор» (также собственный бренд ретейлера) можно приобрести за 66 руб. Самый дешевый алкоголь в Metro – выпущенное по заказу сети российское шампанское Tarino – 130 руб. за бутылку, если взять упаковку из шести бутылок, цена будет снижена до 117 руб.​

С 1 февраля водка подешевеет

Сейчас Росалкогольрегулирование устанавливает минимальную цену на крепкий алкоголь с содержанием спирта более 28%. Этот инструмент был введен в 2010 году для противодействия нелегальным производителям водки, которые, демпингуя, наносили ущерб легальному бизнесу. Первая водочная МРЦ составляла 89 руб. за бутылку водки объемом 0,5 л. Размер МРЦ ежегодно увеличивался пропорционально росту ставки водочного акциза и достиг 220 руб. с 1 августа 2014-го.

В канун новогодних праздников стало известно, что с 1 февраля 2015-го государство впервые снизит размер МРЦ до 185 руб. за бутылку. Источники РБК в крупных водочных компаниях связывали это решение со стремлением федерального центра поддержать регионы, в которых находятся локальные ликеро-водочные заводы – 40% акциза они платят в местный бюджет. Федеральные компании не способны удерживать такую низкую цену из-за затрат на логистику и выплаты торговым сетям, то есть дешевая региональная водка получает ощутимое конкурентное преимущество.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Алкоголь"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 октября
EUR ЦБ: 104,06 (+0,19)
Инвестиции, 03 окт, 16:20
Курс доллара на 4 октября
USD ЦБ: 99,27 (+0,79)
Инвестиции, 03 окт, 16:20
Как запустить сервисный бизнес в облаке. Чек-лист РБК и Yandex Cloud, 11:00
В Германии жители выступили против строительства военного завода для ВСУ Политика, 10:54
Пушилин назвал количество находящихся в плену ВСУ российских военных Политика, 10:51
Бумаги «Мать и дитя» подорожали на 5% на фоне новости о листинге Инвестиции, 10:49
Лечение и криминал: как Мексика становится центром медицинского туризма Pro, 10:43
Падение бондов «Роснано» достигло 40% после сообщения о риске банкротства Инвестиции, 10:40
Лучшие компании стартуют в гараже: почему стоит открыть бизнес сейчас Pro, 10:25
Знакомьтесь, «Технологии»
Новый раздел РБК Pro поможет подготовиться к любым вызовам цифрового будущего
Перейти
Началось благоустройство вокруг будущей станции метро «Новаторская» Город, 10:23
«Дом.РФ» анонсировал планы развития арендного жилья в России Недвижимость, 10:21
Богомаз сообщил о повреждении 50 домов после обстрела Брянской области Политика, 10:17
VPN-провайдер подал иск к Роскомнадзору из-за блокировки без реестра Технологии и медиа, 10:16
Десять вариантов квартир с двумя санузлами для большой семьи РБК и ПИК, 10:12
Суд отклонил попытку SEC обжаловать решение по делу Ripple и токена XRP Крипто, 10:10
В КХЛ объяснили причину удаления Романа Ротенберга Спорт, 10:08