Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Спасатели определили местоположение еще 14 погибших на шахте «Листвяжная» Общество, 04:57
Москва вошла в Ассоциацию регионов России по климату РБК и ДПиООС, 04:30
Минздрав расширит список противопоказаний к вакцинации Общество, 04:27
VK видео открыла доступ к контенту без авторизации Технологии и медиа, 04:07
Не открылся, но уже популярен: «Лахта Центр» изнутри и снаружи РБК Стиль и Лахта Центр, 03:49
РКН заблокировал крупнейшую площадку для продажи вещей ручной работы Технологии и медиа, 03:47
«Экология — дело каждого!»: прошел конкурс детской экоинициативы РБК и ДПиООС, 03:29
Глава РФПИ объяснил промедление в одобрении «Спутника V» ВОЗ Общество, 03:29
«Ведомости» узнали об ограничениях на новогодние гуляния в Москве Общество, 03:06
Пуск «Союза» с космодрома Куру отложили еще на сутки Технологии и медиа, 02:45
Не то, чем кажутся. Разбираем главные мифы о нейросетях РБК и Sber, 02:32
Президент Бразилии принял приглашение Путина приехать в Россию Политика, 02:21
Тесаку посмертно предъявили обвинение в убийствах Общество, 02:12
Убыток из-за фишинга: как банк потерял ₽163,6 млн РБК и Ростелеком-Солар, 01:59
Бизнес ,  
0 

Сердюков оценил мировой спрос на сверхзвуковые бизнес-джеты

В разговоре с РБК глава авиакластера «Ростеха» объяснил, почему нельзя создать сверхзвуковой бизнес-джет на базе Ту-160, как предлагал Владимир Путин
Анатолий Сердюков
Анатолий Сердюков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Мировой спрос на сверхзвуковые бизнес-джеты может составить порядка 400 самолетов на сумму $30–50 млрд, заявил в интервью РБК глава авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков.

«Стоимость полета на сверхзвуке значительно выше, чем на обычном самолете. Поэтому речь все-таки о сегменте бизнес-перевозок», — добавил он.

Сердюков — РБК: «Мы достигли дна и должны выходить из ситуации»
Политика
Анатолий Сердюков

При создании такого лайнера будут использованы наработки «Туполева» и опыт других конструкторских школ — «Сухого» и «МиГа». «Есть исследовательский проект, который ведет Центральный аэродинамический институт. По сути, на площадке ОАК идет «сборка» различных заделов и перспективных наработок, оформление проекта перспективного сверхзвукового самолета второго поколения», — пояснил Сердюков.

Глава авиакластера «Ростеха» объяснил, что сверхзвуковой гражданский лайнер не получится создать на базе Ту-160, как это предлагал президент.

Мантуров описал желаемые параметры сверхзвукового бизнес-джета
Бизнес
Денис Мантуров


«У военных разработок — своя специфика. Свои особенности сверхзвукового режима полета. Специфические конструкторские решения по планеру», — отметил он. Разместить комфортный пассажирский салон в грузовых отсеках проблематично, добавил Сердюков.

«Военный самолет также не вписывается в международные гражданские нормы ни по уровню шума, ни по эмиссии. Под новые задачи его придется полностью переделывать», — пояснил глава авиакластера «Ростеха». В связи с этим создавать сверхзвуковой гражданский лайнер нового поколения имеет смысл только как новый самостоятельный продукт для новой рыночной ниши, подытожил он.

Возвращение сверхзвуковых лайнеров

Владимир Путин не единожды заявлял о необходимости создания сверхзвукового гражданского авиалайнера. Так, в январе 2018 года президент предложил создать гражданскую версию сверхзвукового самолета на базе стратегического ракетоносца Ту-160. Эту идею глава государства высказал в беседе с работниками Казанского авиационного завода им. Горбунова.

«Ту-144 почему сошел с производства — билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолет», — объяснял Путин.

В 2019 году Путин снова заявил о необходимости возвращения сверхзвуковых самолетов в гражданскую авиацию. «Нам сейчас нужно вернуться к сверхзвуковому пассажирскому движению. Надо об этом подумать», — сказал президент на встрече с представителями общественности в Казани.

За последние несколько лет назывались разные характеристики лайнера. Сначала, в сентябре 2018 года, заместитель гендиректора ПАО «Туполев» по проектированию Валерий Солозобов объявил, что на высоте 11 км самолет сможет развивать скорость от 1500 до 1900 км/ч. При этом взлетная масса воздушного судна составит 70 т, а мест в салоне будет около 30.

Однако спустя год — в сентябре 2019 года — министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что сверхзвуковой бизнес-джет должен быть компактным — на 16–19 мест, а скорость лайнера должна быть примерно 2000–3000 км/ч. «Делать на 1500 км/ч просто смысла нет: коммерческие лайнеры летают сегодня со скоростью почти 900 км/ч», — сказал министр. Он добавил, что самолет будет стоить вдвое дороже дозвуковых аналогов, объяснив, что существующие технологии не позволяют сделать его дешевле.

Число рейсов бизнес-джетов из Москвы в начале лета выросло вдвое
Общество
Фото:Илья Питалев / РИА Новости

Министр также сообщил, что создавать сверхзвуковой бизнес-джет будут не на базе Ту-160, а с нуля. Исследовательские работы для создания сверхзвукового бизнес-джета ведут с 2017 года, ими занимаются ЦАГИ и шесть других научных организаций. По словам Мантурова, на данный момент эти работы обошлись примерно в 1,4 млрд руб.

В 2020–2022 годах должно быть разработано техзадание и создан самолет-демонстратор. Эскизно-техническое и рабочее проектирование могут начать в 2022–2026 годах. При этом пока в мире отсутствуют необходимые для создания такого самолета маршевые силовые установки, подытожил министр.