Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 5:07 МСК
В Мурманске пассажирский самолет выкатился за пределы взлетной полосы Общество, 04:25 Ретейлеры предложили схему продажи алкоголя через интернет-магазины Бизнес, 04:08 Киев осудил психиатрическую экспертизу задержанных в Крыму украинцев Политика, 03:47 Glencore раскрыл детали сделки по покупке акций «Роснефти» Бизнес, 03:19 Госдеп рассказал о переговорах Керри и Лаврова в Гамбурге Политика, 02:45 Коалиция США нанесла удар по госпиталю в иракском Мосуле Политика, 02:08 Женщины-депутаты попросили отпустить их с заседания Госдумы кормить мужей Политика, 02:02 В Москве возбудили уголовное дело после падения лифта в поликлинике Общество, 01:18 В Минобрнауки сменился глава департамента науки и технологий Политика, 00:49 ЦСКА пропустил три гола в последнем матче под руководством Слуцкого Спорт, 00:39 В московских аэропортах отменили более 80 рейсов Общество, 00:31 В Пакистане на месте крушения самолета нашли «черный ящик» Общество, 00:15 Москва примет решение о расширении тротуаров на основе данных соцсетей Общество, 00:01 Период распада: последний декабрь Союза. 8 декабря 1991 года Политика, 00:00 Сечин доложил Медведеву о продаже пакета акций «Роснефти» Политика, Вчера, 23:37 SpaceX возобновит пуски ракет в январе 2017 года Технологии и медиа, Вчера, 23:06 Футбол. Лига чемпионов. «Тоттенхэм» — ЦСКА. Онлайн Спорт, Вчера, 22:45 Кредитные мошенники атаковали микрофинансовые организации в интернете Финансы, Вчера, 22:37 RT получит более 1 млрд руб. на запуск канала на французском языке Технологии и медиа, Вчера, 22:18 Путин призвал не допустить скачка на валютном рынке от продажи «Роснефти» Финансы, Вчера, 22:13 Москвичи заплатят больше половины налога на имущество по новым правилам Экономика, Вчера, 22:00 Ренци покинул пост премьер-министра Италии Политика, Вчера, 21:59 McKinsey оценила последствия замедления экономики для российских банков Финансы, Вчера, 21:14 Акционеры ЛУКОЙЛа утвердили выплату промежуточных дивидендов Бизнес, Вчера, 21:14 Сечин доложил Путину о завершении приватизации «Роснефти» Бизнес, Вчера, 21:05 Госдума поддержала сокращение темпов роста зарплат медикам Экономика, Вчера, 20:48 Роспотребнадзор уточнил сообщение о закрытии кафе «Му-Му» в Москве Общество, Вчера, 20:46 Суд признал банкротом банк из первой сотни Финансы, Вчера, 20:41
30 дек 2015, 07:56
Алена Сухаревская, Алексей Пастушин, Елизавета Архангельская
Россияне решили сэкономить на новогодних подарках
Фото: Lori
Обвал рубля
Набиуллина заявила о необходимости инфляции в России не ниже 4% 24 ноя, 10:55 Время жуликов: число рискованных схем продаж автомобилей выросло в кризис 18 ноя, 16:16 Еще 2987 материалов
Из-за резкого падения курса рубля россияне перед прошлым новым годом фактически сметали товары с полок. В этом декабре они покупают меньше и выбирают более дешевые варианты, рассказали РБК ретейлеры

Как ведут себя покупатели

В декабре 2014 года ретейлеры отчитывались о рекордных продажах: основными победителями выходили торговцы техникой, электроникой и мебелью, которые за один будний вечер умудрялись получить выручку целого уик-энда, писал РБК. Фотографии ночных очередей в IKEA и «М.Видео» и резко пустевших полок год назад пользовались особой популярностью в социальных сетях.

В текущие предновогодние дни сети ожидали в лучшем случае «затишья», в худшем — «мертвого сезона». Покупательская активность, действительно, упала. Посещаемость московских торговых центров в течение 2015 года (до 20 декабря), по данным Watcom, снизилась на 6,1%. Предновогодние декабрьские недели не стали исключением: на второй неделе декабря (c 7-го по 13-е) количество посетителей в торговых центрах сократилось год к году на 5,2%, на третьей неделе (с 14-го по 20-е) — разрыв составил уже почти 7%. Данных по предпоследней неделе года Watcom пока не предоставил.

Опрошенные РБК ретейлеры подтвердили снижение активности покупателей. В качестве основных причин, повлиявших на спрос, представители компаний назвали кризис, заставивший людей задуматься об экономии, общий рост цен на товары, более рациональный подход к покупкам и, как следствие, смещение спроса на более дешевые товары.

Тенденцию отказа от дорогих подарков в пользу более бюджетных покупок заметили сотрудники платежной системе ChronoPay. В предновогодний период 2015 года россияне в категории «электроника и техника» потратили на 20–25% меньше денег, чем в 2014 году, такие данные приводит генеральный директор ChronoPay Сергей Олевский. Но сегмент «одежда», по его словам, напротив, вырос на 50%, «косметика» — на 40%. Представители Ozon, «Юлмарта» и «220 Вольт» также отметили смещение потребительского спроса с более дорогих товаров на более экономные варианты — одежда, детские игрушки и др. В KupiVip самой популярной категорией уже стали товары для дома (около 14% общего числа заказов), в «220 Вольт» зафиксировали рост спроса на товары для рукоделия: например, клеевые пистолеты и граверы.

«Потребитель стал крайне чувствителен к ценам и готов тратить гораздо больше времени на принятие решения о покупке, находясь в постоянных поисках лучших предложений», — говорит вице-президент по маркетингу Media Markt Александр Федосов, уточняя, что в некоторых категориях на акционные товары сейчас приходится более 50% оборота. С ним согласна совладелица сети салонов одежды для беременных и детей «Кенгуру» Софья Светлосанова: в этом году клиенты стали более вдумчиво подходить к покупкам — проверяют аналогичное предложение у конкурентов, ищут лучшую цену. «В этом году покупатели стали более чувствительны к цене, чем к бренду», — соглашается представитель «220 Вольт».

Большинство опрошенных ретейлеров отметили, что несмотря на рост цен (в среднем — от 10 до 30% в зависимости от категории), средний чек в декабре год к году почти не изменился. Например, в Lush Russia ценники выросли почти на 25% по сравнению с 50% в сегменте зависимых от колебаний курсов валют других розничных товаров, а средний чек в магазинах сети сохранился на уровне 1,5 тыс. руб. «Цены выросли, люди из-за этого стали покупать меньше товаров на ту же сумму», — говорит генеральный директор и владелец Lush Russia Дмитрий Азаров.

Аналогичное поведение потребителей заметил и гендиректор и совладелец Ideas4Retail (управляет в России магазинами под брендами CookHouse, Imaginarium, Hamleys, Mamas & Papas) Евгений Бутман: средний чек в магазинах, которые развивает Ideas4Retail, вырос лишь на 10% к прошлому году. Представитель ChronoPay также отметил, что средний чек год к году изменился незначительно: в категории «электроника и техника» снизился на 3%, в категории «одежда» вырос на 2%, «косметика» прибавила около 6%.

Спрос год назад был ажиотажным, продажи — аномально высокими, поскольку из-за роста курсов валют клиенты воспринимали покупку гаджетов, особенно дорогих, как своеобразное вложение обесценивавшихся рублевых сбережений, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. В 2015 году такого фактора нет, поэтому нет причин ожидать, что продажи достигнут прошлогоднего уровня, считает она. Представитель «М.Видео» также отмечает, что результаты продаж в прошлом году в предновогодний период во многом объяснялись девальвацией рубля. В сравнении с прошлым годом нынешние предновогодние продажи просядут, уверен партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников.

Фотогалерея Неизбежный скачок цен: что подорожает в 2016 году ​Этот год россиянам запомнился резким скачком цен на продукты, технику, одежду. И хотя инфляция за 11 месяцев, по подсчетам Минэкономразвития, составила всего 12,1%, цены на многие... Показать 22 фотографии

Без неожиданностей

В «Юлмарте» продажи середины декабря оказались хуже аналогичного периода прошлого года, но последняя декада месяца показывает заметный рост год к году, отмечает коммерческий директор сети Олег Пчельников. Дмитрий Костыгин, совладелец «Юлмарта» (а также сетей «Рив Гош», «Улыбка радуги», «Обувь.com», «Дикая орхидея»), рассказал РБК, что продажи в магазинах ретейлера в денежном выражении в этом году «спокойнее», прирост к прошлому году составляет около 10%.

Выручка сети «Обувь.com» в течение всего года снижалась примерно на 40%, декабрьские продажи подтверждают этот тренд, сообщил Костыгин. Главной причиной такого падения стала консолидация рынка крупными игроками, а аномальная погода лишь усугубила ситуацию. В других сетях Костыгина — «Рив Гош» и «Улыбка радуги» — декабрьские продажи год к году выросли примерно на 15%, в «Дикой орхидее» — примерно на 3–4% в денежном выражении: ассортимент этих сетей гораздо больше подходит для выбора подарков родным и друзьям.

В компании Ideas4Retail никакого аномального всплеска потребительской активности не заметили. «Если кто-то из операторов получил выручку прошлого декабря, это будет большое достижение, в том числе и для нас. Продажи в этом году меньше либо равны прошлогодним. Ажиотажа нет, спрос и трафик падают весь год», — говорит Бутман. Обычно ретейлеры, продающие игрушки, делают в декабре 20% и более годовой выручки, объясняет Бутман. По его словам, Ideas4Retail по итогам 2015 года достигнет этого показателя. Рынок детских товаров, в отличие от других сегментов розничных продаж, в 2015 году продемонстрирует положительные темпы роста: объем рынка увеличится на 1,8%, до 509 млрд руб., прогнозируют аналитики группы компаний «Детский мир».

Выручка основных игроков на рынке смартфонов за первые три недели декабря 2015 года по отношению к трем последним неделям ноября выросла на 29%, планшетов — на 31%, приводит данные PR-директор «Евросети» Ульяна Смольская. Динамику год к году она не приводит. В «Связном» также считают, что сравнивать текущие предновогодние продажи с прошлогодними некорректно из-за иного потребительского поведения.

Фотогалерея «Надо меньше питаться»: самые яркие цитаты 2015 года В 2015 году Россия училась жить под санкциями, привыкала к новому курсу валют, вступила в новый военный конфликт в Сирии. РБК вспоминает, как политики и бизнесмены в уходящем году реагировали на экономическую... Показать 12 фотографий

При этом, по данным «Евросети», в первой декаде декабря по отношению к аналогичному периоду прошлого года продажи смартфонов в России упали на 11% в штучном выражении (с 1 млн до 900 тыс. штук) и выросли на 4% в денежном выражении (с 10,3 млрд до 10,7 млрд руб.). Средняя цена смартфона в этот же период выросла в среднем на 16%, до 12 тыс. руб., приводит данные Смольская. ​

Заикина отмечает, что в декабре «клиенты традиционно покупают больше флагманских устройств, чем в предыдущие месяцы», тем более что на рынке представлено достаточно программ рассрочки — доля устройств, продаваемых в кредит, выросла год к году минимум на треть по сравнению с прошлым годом (в высоких ценовых сегментах доля продаж с привлечением заемных средств может составлять 40–50%, по данным «Связного»).

В МТС в декабре зафиксировали «кратное увеличение продаж гаджетов в своих салонах, однако динамика роста меньше, чем в прошлом году», рассказал представитель компании, не уточняя подробностей. В KupiVip в предновогоднюю неделю сумма заказов выросла примерно на 8,6% по отношению к ноябрю, число заказов в сравнении с прошлогодним предновогодним периодом увеличилось на 7%.

В Ozon декабрьские продажи подросли в денежном выражении на 20% к прошлому году при увеличении среднего чека на 10%, сообщила РБК пресс-секретарь онлайн-ретейлера Ozon Мария Назамутдинова. Руководитель отдела маркетинга «220 Вольт» Иван Кулик рассказал, что продажи в декабре этого года сопоставимы с прошлым годом, число заказов увеличилось примерно на 9%. Впрочем, и в Ozon, и в «220 Вольт» динамику объясняют не столько предновогодним периодом, сколько «ростом онлайн-магазина и его ассортимента» и «улучшением сервиса доставки».