Перейти к основному контенту
Обвал рубля ,  
0 

Россияне решили сэкономить на новогодних подарках

Из-за резкого падения курса рубля россияне перед прошлым новым годом фактически сметали товары с полок. В этом декабре они покупают меньше и выбирают более дешевые варианты, рассказали РБК ретейлеры
Фото: Lori
Фото: Lori

Как ведут себя покупатели

В декабре 2014 года ретейлеры отчитывались о рекордных продажах: основными победителями выходили торговцы техникой, электроникой и мебелью, которые за один будний вечер умудрялись получить выручку целого уик-энда, писал РБК. Фотографии ночных очередей в IKEA и «М.Видео» и резко пустевших полок год назад пользовались особой популярностью в социальных сетях.

В текущие предновогодние дни сети ожидали в лучшем случае «затишья», в худшем — «мертвого сезона». Покупательская активность, действительно, упала. Посещаемость московских торговых центров в течение 2015 года (до 20 декабря), по данным Watcom, снизилась на 6,1%. Предновогодние декабрьские недели не стали исключением: на второй неделе декабря (c 7-го по 13-е) количество посетителей в торговых центрах сократилось год к году на 5,2%, на третьей неделе (с 14-го по 20-е) — разрыв составил уже почти 7%. Данных по предпоследней неделе года Watcom пока не предоставил.

Опрошенные РБК ретейлеры подтвердили снижение активности покупателей. В качестве основных причин, повлиявших на спрос, представители компаний назвали кризис, заставивший людей задуматься об экономии, общий рост цен на товары, более рациональный подход к покупкам и, как следствие, смещение спроса на более дешевые товары.

Тенденцию отказа от дорогих подарков в пользу более бюджетных покупок заметили сотрудники платежной системе ChronoPay. В предновогодний период 2015 года россияне в категории «электроника и техника» потратили на 20–25% меньше денег, чем в 2014 году, такие данные приводит генеральный директор ChronoPay Сергей Олевский. Но сегмент «одежда», по его словам, напротив, вырос на 50%, «косметика» — на 40%. Представители Ozon, «Юлмарта» и «220 Вольт» также отметили смещение потребительского спроса с более дорогих товаров на более экономные варианты — одежда, детские игрушки и др. В KupiVip самой популярной категорией уже стали товары для дома (около 14% общего числа заказов), в «220 Вольт» зафиксировали рост спроса на товары для рукоделия: например, клеевые пистолеты и граверы.

«Потребитель стал крайне чувствителен к ценам и готов тратить гораздо больше времени на принятие решения о покупке, находясь в постоянных поисках лучших предложений», — говорит вице-президент по маркетингу Media Markt Александр Федосов, уточняя, что в некоторых категориях на акционные товары сейчас приходится более 50% оборота. С ним согласна совладелица сети салонов одежды для беременных и детей «Кенгуру» Софья Светлосанова: в этом году клиенты стали более вдумчиво подходить к покупкам — проверяют аналогичное предложение у конкурентов, ищут лучшую цену. «В этом году покупатели стали более чувствительны к цене, чем к бренду», — соглашается представитель «220 Вольт».

Большинство опрошенных ретейлеров отметили, что несмотря на рост цен (в среднем — от 10 до 30% в зависимости от категории), средний чек в декабре год к году почти не изменился. Например, в Lush Russia ценники выросли почти на 25% по сравнению с 50% в сегменте зависимых от колебаний курсов валют других розничных товаров, а средний чек в магазинах сети сохранился на уровне 1,5 тыс. руб. «Цены выросли, люди из-за этого стали покупать меньше товаров на ту же сумму», — говорит генеральный директор и владелец Lush Russia Дмитрий Азаров.

Аналогичное поведение потребителей заметил и гендиректор и совладелец Ideas4Retail (управляет в России магазинами под брендами CookHouse, Imaginarium, Hamleys, Mamas & Papas) Евгений Бутман: средний чек в магазинах, которые развивает Ideas4Retail, вырос лишь на 10% к прошлому году. Представитель ChronoPay также отметил, что средний чек год к году изменился незначительно: в категории «электроника и техника» снизился на 3%, в категории «одежда» вырос на 2%, «косметика» прибавила около 6%.

Спрос год назад был ажиотажным, продажи — аномально высокими, поскольку из-за роста курсов валют клиенты воспринимали покупку гаджетов, особенно дорогих, как своеобразное вложение обесценивавшихся рублевых сбережений, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. В 2015 году такого фактора нет, поэтому нет причин ожидать, что продажи достигнут прошлогоднего уровня, считает она. Представитель «М.Видео» также отмечает, что результаты продаж в прошлом году в предновогодний период во многом объяснялись девальвацией рубля. В сравнении с прошлым годом нынешние предновогодние продажи просядут, уверен партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников.

Неизбежный скачок цен: что подорожает в 2016 году
Фотогалерея 
Продукты

Подорожают на 10–15%

Помимо инфляции и девальвации рубля стоимость продуктов вырастет и из-за введения системы взимания платы за проезд грузовиков весом свыше 12 т «Платон», увеличившей стоимость транспортировки. Кроме того, во втором полугодии может подорожать рыба в случае нового повышения налогов на рыбаков. В октябре президент Владимир Путин дал поручение правительству до 1 июля внести в Госдуму законодательные предложения об увеличении ставки сбора за пользование водными биоресурсами с 15 до 100%. «Если правительство обязует [рыболовные хозяйства] платить еще по 3–5 руб. за 1 кг вылова, треска подорожает на 2–3%, селедка — на 15%, — прикидывает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Алексей Фомин. — Чем дешевле рыба, тем сильнее будет рост цен».

Цены на гречку, пшено и хлеб продолжат расти в пределах инфляции, других факторов не будет, полагает исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. Такими же темпами будут дорожать и молочные продукты, добавляет председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Девальвационные риски сохраняются, но рост цен сдерживается спросом: покупательная способность снижается, подчеркивает Даниленко.

На рост цен на овощи и фрукты повлияют инфляция и дальнейшая девальвация рубля, говорит генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Санкции в отношении Турции на цены повлиять не должны: после Нового года будет сезонный спад потребления, а затем поставщики и ретейлеры сумеют адаптироваться к ситуации и сбалансировать стоимость, считает она. В ноябре Тюрина говорила РБК, что, если на турецкие фрукты и овощи будут наложены санкции, цены на плодоовощную продукцию могут вырасти на 20–25%. Однако этот прогноз касался именно предновогоднего периода, а запрет будет действовать после Нового года, поясняет она теперь.

Мясо птицы и свинина могут подорожать или подешеветь в пределах 10%, отмечает глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «В следующем году в России ожидается прирост производства свинины и мяса птицы: крупные игроки будут увеличивать объемы выпуска, о выходе на этот рынок также заявляют мелкие компании, — отмечает он. — Это станет сдерживающим фактором для роста цены»

Без неожиданностей

В «Юлмарте» продажи середины декабря оказались хуже аналогичного периода прошлого года, но последняя декада месяца показывает заметный рост год к году, отмечает коммерческий директор сети Олег Пчельников. Дмитрий Костыгин, совладелец «Юлмарта» (а также сетей «Рив Гош», «Улыбка радуги», «Обувь.com», «Дикая орхидея»), рассказал РБК, что продажи в магазинах ретейлера в денежном выражении в этом году «спокойнее», прирост к прошлому году составляет около 10%.

Выручка сети «Обувь.com» в течение всего года снижалась примерно на 40%, декабрьские продажи подтверждают этот тренд, сообщил Костыгин. Главной причиной такого падения стала консолидация рынка крупными игроками, а аномальная погода лишь усугубила ситуацию. В других сетях Костыгина — «Рив Гош» и «Улыбка радуги» — декабрьские продажи год к году выросли примерно на 15%, в «Дикой орхидее» — примерно на 3–4% в денежном выражении: ассортимент этих сетей гораздо больше подходит для выбора подарков родным и друзьям.

В компании Ideas4Retail никакого аномального всплеска потребительской активности не заметили. «Если кто-то из операторов получил выручку прошлого декабря, это будет большое достижение, в том числе и для нас. Продажи в этом году меньше либо равны прошлогодним. Ажиотажа нет, спрос и трафик падают весь год», — говорит Бутман. Обычно ретейлеры, продающие игрушки, делают в декабре 20% и более годовой выручки, объясняет Бутман. По его словам, Ideas4Retail по итогам 2015 года достигнет этого показателя. Рынок детских товаров, в отличие от других сегментов розничных продаж, в 2015 году продемонстрирует положительные темпы роста: объем рынка увеличится на 1,8%, до 509 млрд руб., прогнозируют аналитики группы компаний «Детский мир».

Выручка основных игроков на рынке смартфонов за первые три недели декабря 2015 года по отношению к трем последним неделям ноября выросла на 29%, планшетов — на 31%, приводит данные PR-директор «Евросети» Ульяна Смольская. Динамику год к году она не приводит. В «Связном» также считают, что сравнивать текущие предновогодние продажи с прошлогодними некорректно из-за иного потребительского поведения.

«Надо меньше питаться»: самые яркие цитаты 2015 года
Фотогалерея 
Олег Дерипаска,

председатель наблюдательного совета «Базового элемента»

«Это именно как раз то, чего и ЦБ, и правительство добиваются. Они же хотят добиться нулевой инфляции. Самая, я думаю, низкая инфляция — на кладбище, там уже никому ничего не нужно»

(в интервью телеканалу «Россия 24» на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе, 22 января)

Один из богатейших российских предпринимателей, чье состояние в 2015 году Forbes оценил в $6,2 млрд, раскритиковал денежно-кредитную политику Центробанка, подчеркнув, что бизнес держится на плаву «не благодаря, а вопреки» действиям регулятора

При этом, по данным «Евросети», в первой декаде декабря по отношению к аналогичному периоду прошлого года продажи смартфонов в России упали на 11% в штучном выражении (с 1 млн до 900 тыс. штук) и выросли на 4% в денежном выражении (с 10,3 млрд до 10,7 млрд руб.). Средняя цена смартфона в этот же период выросла в среднем на 16%, до 12 тыс. руб., приводит данные Смольская. ​

Заикина отмечает, что в декабре «клиенты традиционно покупают больше флагманских устройств, чем в предыдущие месяцы», тем более что на рынке представлено достаточно программ рассрочки — доля устройств, продаваемых в кредит, выросла год к году минимум на треть по сравнению с прошлым годом (в высоких ценовых сегментах доля продаж с привлечением заемных средств может составлять 40–50%, по данным «Связного»).

В МТС в декабре зафиксировали «кратное увеличение продаж гаджетов в своих салонах, однако динамика роста меньше, чем в прошлом году», рассказал представитель компании, не уточняя подробностей. В KupiVip в предновогоднюю неделю сумма заказов выросла примерно на 8,6% по отношению к ноябрю, число заказов в сравнении с прошлогодним предновогодним периодом увеличилось на 7%.

В Ozon декабрьские продажи подросли в денежном выражении на 20% к прошлому году при увеличении среднего чека на 10%, сообщила РБК пресс-секретарь онлайн-ретейлера Ozon Мария Назамутдинова. Руководитель отдела маркетинга «220 Вольт» Иван Кулик рассказал, что продажи в декабре этого года сопоставимы с прошлым годом, число заказов увеличилось примерно на 9%. Впрочем, и в Ozon, и в «220 Вольт» динамику объясняют не столько предновогодним периодом, сколько «ростом онлайн-магазина и его ассортимента» и «улучшением сервиса доставки».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Главу приморского города обвинили в смерти женщины из-за сломанного судна Общество, 06:34
ЦРУ предупредило о риске поражения Украины к концу 2024 года Политика, 06:15
Российские военные уничтожили воздушную цель у Севастополя Политика, 05:55
Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% Общество, 05:39
Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США Политика, 04:57
Израиль нанес удар по Ирану Политика, 04:52
Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля Политика, 04:46
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья Общество, 04:25
ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» Политика, 03:57
Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье Город, 03:52
«Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге Бизнес, 03:39
«Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах Бизнес, 03:33
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50