Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Минсельхоз предложил компенсации фермерам при затяжных дождях 05:35, Бизнес Минприроды назвало самые грязные города России 05:00, Общество СМИ узнали о прекращении партнерства итальянского Corneliani с Bosco 04:59, Бизнес Могерини заявила о сохранении ядерной сделки по Ирану 04:23, Политика В Индонезии произошло землетрясение в 6 баллов 03:41, Общество Минфин обменял вместо трех выпусков евробондов только «Россию-2030» 03:37, Финансы Глава МИД Северной Кореи сравнил угрозы Трампа с «лаем собаки» 03:15, Политика NYT узнала о заинтересованности Мюллера майской встречей Лаврова и Трампа 03:09, Политика Шишханов объявил о согласии ЦБ на санацию Бинбанка 02:30, Финансы Вице-президент США раскритиковал деятельность СПЧ ООН 02:06, Политика Владелец Бинбанка назвал банк «заложником слухов в Twitter и WhatsApp» 02:02, Финансы В Федерации мигрантов рассказали детали конфликта с охраной ТЦ «Москва» 01:32, Общество Российские бомбардировщики выполнили полет над Норвежским морем 01:26, Политика Telenor объявила о продаже еще 5,1% акций VEON 00:45, Бизнес В Москве машина скорой помощи столкнулась с Mercedes 00:31, Общество Ретейлерам не разрешат до 2021 года торговать алкоголем через интернет 00:03, Бизнес Избитого координатора штаба Навального допросили по делу о нападении 20 сен, 23:47, Общество Массовую драку мигрантов с охранниками пресекли у ТЦ в Москве 20 сен, 23:39, Общество В Кремле рассказали о проработке встречи Путина и Эрдогана 20 сен, 23:17, Политика Помощь сверху: почему второй крупный банк попросил ЦБ о санации 20 сен, 23:09, Финансы Земан назвал выступление Трампа в ООН выставлением оценок плохим ученикам 20 сен, 22:37, Политика Пентагон отверг обвинения в поддержке наступления террористов в Идлибе 20 сен, 22:36, Политика Задорнов раскрыл размер кредитной линии ЦБ для «ФК Открытие» 20 сен, 22:17, Финансы Пенс и Порошенко покинули Совбез ООН перед выступлением Лаврова 20 сен, 22:12, Политика В Карачаево-Черкессии 19 человек пострадали в ДТП с автобусом 20 сен, 21:54, Общество Педагог в кармане: как технологии станут конкурентами живым учителям 20 сен, 21:49, Свое дело Украина ввела санкции против 18 российских компаний 20 сен, 21:43, Бизнес СМИ опубликовали видео ударов по окружившим российский взвод боевикам 20 сен, 21:30, Политика
Холдинг «Газпром-Медиа» упал меньше рынка, но стал операционно убыточным
Технологии и медиа, 23 июн, 2015 18:35
0
Холдинг «Газпром-Медиа» упал меньше рынка, но стал операционно убыточным
«Газпром-Медиа» в первом квартале снизил выручку всего на 11%, тогда как весь рекламный рынок упал на 17%. Но при этом холдинг стал операционно убыточным
Председатель правления ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» (Фото: «РИА Новости»)

​​Лучше, чем рынок

Газпромбанк во вторник опубликовал ежеквартальную отчетность по МСФО, которая позволяет сделать выводы о финансовых показателях «Газпром-Медиа» в январе—марте этого года.

В первом квартале 2015 года выручка «Газпром-Медиа» снизилась на 11%, до 14, 8 млрд руб., следует из отчетности. Таким образом, холдинг показал лучший, чем весь отечественный рекламный рынок, результат. Для сравнения: выручка телевизионного холдинга «СТС Медиа» (управляет СТС, «Домашним», «Перцем» и CTC Love) в январе—марте текущего года упала на 25%, до 4,9 млрд руб., в то время как общие затраты на телерекламу снизились, по оценке АКАР, на 22%, до 30,1–30,6 млрд руб.

«Газпром-Медиа» управляет, в частности, пятью телеканалами (НТВ, ТНТ, ТВ-3, «Пятница» и «2х2»), спутниковым оператором «НТВ Плюс», девятью радиостанциями («Авторадио», «Эхо Москвы», «Юмор FM», Energy, Relax FM и др.), ИД «7 дней», кинокомпанией «Централ Партнершип», видеосервисом Rutube.

«Падение выручки всего на 11% вызывает удивление, — говорит топ-менеджер одного из крупных медиахолдингов. — Единственное объяснение, которое приходит в голову — рост выручки нишевых каналов «Профмедиа», купленных холдингом в прошлом году. В 2014 году у них была очень низкая доходная база, но, судя по всему, она выросла, особенно, при улучшении рейтингов и доли. За счет нее падение выручки «Газпром-медиа» и могло оказаться ниже падения доходов по телерынку».

В январе в крупнейшем медиахолдинге страны, который на 100% принадлежит Газпромбанку, сменилось руководство: на посту председателя правления головного ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» Михаила Лесина сменил бывший президент оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко. Вместе с ним обновилась практически вся руководящая команда холдинга: из заместителей Лесина сейчас остался только выходец из Газпромбанка Владимир Румянцев, остальные четыре зама пришли в «Газпром-Медиа» из олимпийского оргкомитета.

Чернышенко возглавил крупнейший в стране медиахолдинг, когда падение рекламного рынка уже было всем очевидно. Если в 2014 году общие расходы на рекламу, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), выросли на 4%, до 340,1 млрд руб. (без НДС), то уже в первом квартале 2015 года было зафиксировано падение на 17%, до 63,4–63,9 млрд руб.

В 2014 году «Газпром-Медиа» увеличил рекламную выручку сразу на 28%, до 72 млрд руб., причем рекламные доходы выросли на 20%, до 55,4 млрд руб. Но такой рост — следствие покупки основных активов «ПрофМедиа» Владимира Потанина, которые стали консолидироваться в отчетности с прошлого года. Операционная прибыль всего «Газпром-Медиа» с учетом приобретенных активов в прошлом году упала почти на 45%, до 7,1 млрд руб. По итогам 2014 года холдинг зафиксировал 2 млрд руб. чистого убытка против 8,6 млрд руб. чистой прибыли годом ранее.

Телеканалы развлекаются

Именно доходы от телерекламы формируют основную выручку «Газпром-Медиа». Как свидетельствуют телеизмерения TNS Russia, четыре телеканала холдинга в первом квартале повысили долю своей целевой аудитории и тем самым увеличили предлагаемый рекламодателем инвентарь (реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, отражающим количество зрителей, увидевших рекламный ролик).

Среднесуточная доля целевой аудитории ТНТ (зрители 14–44 лет) в январе—марте выросла на 1 процентный пункт (п.п.), до 12,7% (это означает, что из всех, кто смотрел телевизор, 12,7% выбрали программы ТНТ). У ТВ-3 рост среднесуточной доли целевой аудитории (зрители 25–59 лет) составил 0,5 п.п., до 3,5%. У «Пятницы» и «2х2» в своих целевых аудиториях (зрители 14–44 лет и 11–34 лет) этот показатель вырос на 0,4 п.п., до 2,5 и 2,3% соответственно.

Проблемным активом «Газпром-Медиа» остается НТВ, продолжающий терять зрителей. В первом квартале среднесуточная доля целевой аудитории этого канала (зрители старше 18 лет) упала сразу на 1,9 п.п., до 10,7%.

Операционный убыток

​Но при незначительном на общем фоне снижении выручки «Газпром-Медиа» в первом квартале стал операционным убыточным, следует из отчетности Газпромбанка. Расходы холдинга в январе—марте выросли на 4%, до 15,4 млрд руб. В результате операционный убыток «Газпром-Медиа» в первом квартале составил 599 млн руб. против 1,9 млрд руб. операционной прибыли годом ранее. Для сравнения: холдингу «СТС Медиа» в кризис, наоборот, удалось снизить свои расходы на 5%, до 4,6 млрд руб., и остаться операционно прибыльным.

Директор по связям с общественностью «Газпром-Медиа» Ирина Осадчая утверждает, что «Газпром-Медиа» не увеличивал расходы, а наоборот, снизил их на 3% — просто такова особенность консолидации финансовых результатов Газпромбанка. «Финансовые и операционные результаты первого квартала 2015 года полностью соответствуют нашим ожиданиям и операционным целям», — заявила она РБК. Несмотря на сокращение рекламного рынка и девальвацию рубля, меры по оптимизации затрат и использованию накопленной библиотеки прав позволили сформировать положительный денежный поток, указывает Осадчая.

Чистый убыток «Газпром-Медиа» в первом квартале вырос в четыре раза, до 1,7 млрд руб. Это, по словам Осадчей, следствие общего сокращения рекламного рынка, а также увеличения расходов по обслуживанию долговых обязательств компании (за основные активы «​ПрофМедиа» был заплачен 21 млрд руб., в том числе заемных средств). Для сравнения: чистая прибыль «СТС Медиа» в январе—марте составила 512 млн руб.

С новым начальником

При Чернышенко «Газпром-Медиа» создал группу развлекательных каналов, объединившую всех вещателей, за исключением НТВ. Возглавил новое подразделение Артур Джанибекян, один из основателей Comedy Club Production (контроль над ним в 2011 году получил канал ТНТ). Кроме того, при новом предправлении «Газпром-​​​​​​Медиа» сменился гендиректор спутникового оператора «НТВ Плюс»: вместо Станислава Родионова им стал Александр Вронский. Также на месте станции «​Сити FM» в марте было запущено новое музыкальное радио Like FM, а в июне гендиректором «Эха Москвы» вновь была назначена Екатерина Павлова, уже занимавшая эту должность в феврале—декабре 2014 года.

Наконец, в том же июне на очередном заседании совета по развитию физической культуры и спорта с участием президента Владимира Путина было принято принципиальное решение запустить на частотах принадлежащей «России 2» новый спортивный эфирный канал. Он будет создан на базе входящего в «НТВ Плюс» канала «Спорт Плюс». Чернышенко обещал, что новый вещатель может заработать уже осенью. За частоты «Газпром-Медиа» может заплатить ВГТРК, как утверждают источники РБК, знакомые с условием сделки, около 9 млрд руб. Все предыдущие попытки создать бесплатный эфирный спортивный телеканал провалились. Сам «НТВ Плюс» убыточен.