Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 13:30 МСК
Суд обязал компанию S7 обеспечить пассажирам бесплатный провоз багажа Общество, 13:04 Лучшие предложения рынка наличной валюты  13:00   USD НАЛ. Покупка 63,99 Продажа 64,06 EUR НАЛ. 71,97 71,91 Полковник Захарченко заявил о слежке ФСБ с помощью тарелки с микрофоном Политика, 12:56 Кремль назвал слухами сообщения о ликвидации Следственного комитета Политика, 12:56 ВТБ выполнил больше половины годового прогноза по прибыли Финансы, 12:52 Курс евро на завтра  12:41 EUR ЦБ 71.6409 -0.4195 Курс доллара на завтра  12:41 USD ЦБ 63.6921 -0.4585 Суд отклонил иск о демонтаже доски Маннергейму в Петербурге Политика, 12:39 Кремль отказался подтверждать сообщения об отставке главы ГУЭБиПК Политика, 12:38 Трамп заявил о своей победе на дебатах с Клинтон Политика, 12:36 Кремль прокомментировал первые дебаты Трампа и Клинтон Политика, 12:34 СМИ сообщили о грозящем главе ГУЭБиПК взыскании вместо отставки Общество, 12:28 Кремль прокомментировал расследование о связи партнера Тимченко с Путиным Политика, 12:24 Цены на нефть пошли вниз после заявлений о неготовности Ирана к сделке Экономика, 12:23 Оставшиеся станции МЦК откроют до конца октября Общество, 12:16 Первые теледебаты Хиллари Клинтон и Дональда Трампа. Фотогалерея Фотогалерея, 12:11 На границах Польши, Латвии и Литвы задержали 14 россиян Общество, 12:03 Мужчина упал на рельсы на станции метро «Охотный Ряд» Общество, 11:45 Тренера сборной Англии обвинили в вымогательстве взятки в £400 тыс. Спорт, 11:20 Летчик Ярошенко подписал согласие на передачу в Россию Политика, 11:13 В Дрездене взорвались две самодельные бомбы Общество, 11:11 На Ставрополье на дороге застрелили заместителя имама Общество, 11:09 Пассажирский Ан-24 выкатился за пределы полосы в аэропорту Пскова Общество, 10:52 Минфин временно отказался от ввода акцизов на сладкие напитки Общество, 10:44 Венесуэльский министр предупредил о возможном падении цены нефти до $20 Экономика, 10:42 VimpelСom подал к бывшему акционеру иск на €128,5 млн Бизнес, 10:35 Вымой сам: как в Россию пришел бум автомоек самообслуживания Свое дело, 10:33 Исландия осудила сближение самолетов ВВС России с гражданским лайнером Политика, 10:16
21 мая 2015, 21:54
Сергей Соболев
Рынок телерекламы вышел из «зоны турбулентности»
Фото: Олег Яковлев/РБК
Ситуация на рекламном рынке постепенно стабилизируется, уверяет группа «Видео Интернешнл». Если в первом полугодии расходы на телерекламу упадут на 22%, то во втором — всего на 16%, прогнозирует ее крупнейший продавец

Минус 22%

В апреле общие расходы на телерекламу снизились на 21%, в мае падение составит 19%, в июне — 27%, сообщила в четверг на клиентской конференции рекламной группы АДВ Инна Жарова, руководитель дирекции продаж группы «Видео Интернешнл» (Vi), крупнейшего в стране продавца телерекламы. В результате во втором квартале затраты на телерекламу снизятся на 22% и составят около 31 млрд руб. (без НДС).

Таким же — на 22% — было падение телевизионных бюджетов и в январе—марте, считает Vi. Под этими цифрами уже подписалась Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). По ее оценке, в первом квартале этого года расходы на телерекламу составили 30,1–30,6 млрд руб. против 38,6–39,1 млрд руб. годом ранее. При этом падение бюджетов на эфирном ТВ равнялось 21% (до 29,8–30,3 млрд руб.), а на тематическом, распространяющемся через кабельные сети и спутник, — 59% (до 340 млн руб.).

На большинстве тематических каналов с января этого года реклама была запрещена. Запрет был принят летом 2014 года, но уже в январе Госдума смягчила это ограничение: рекламу теперь могут показывать каналы, где под так называемую национальную продукцию СМИ отводится не менее 75%. Предложение сократилось, и если учитывать этот факт, то реальное падение в первом квартале было на один процентный пункт меньше и равнялось 21%, уточнила Жарова.

По версии Vi, в январе рекламные доходы телеканалов сократились на 25%, в феврале — на 20%, в марте — на 22%. Ожидаемое падение на 19% в мае Жарова объясняет эффектом низкой базы год назад. Тогда расходы на телерекламу по сравнению с маем 2013-го снизилась на 6%. Зато возможное проседание сразу на 27% в июне этого года обусловлено, наоборот, хорошими прошлогодними результатами. В июне 2014 года, напомнила Жарова, в Бразилии начался чемпионат мира по футболу, что подразумевает дополнительную маркетинговую активность партнеров и спонсоров первенства.

В прошлом году было еще одно крупное спортивное событие: в феврале в Сочи прошла зимняя Олимпиада. Рекламные доходы телеканалов в первом квартале 2014 года, по оценке АКАР, увеличились сразу на 9%, что отчасти было обусловлено дополнительной активностью партнеров и спонсоров Игр. Во втором квартале прошлого года прирост составил только 1% (до 39,8 млрд руб.).

Рынок нащупал дно

Несмотря на то, что второй квартал закончился с тем же результатом, что и первый, Жарова настаивает, что «зона турбулентности» для ТВ уже пройдена. Быстро телерекламный рынок не восстановится, для этого нет никаких предпосылок, оговаривается она. Но рекламодатели начинают «доносить» отложенные на осень деньги. Из-за общей нестабильной ситуации в декабре особенностью этого года стали короткие сделки: многие рекламодатели покупают рекламу сейчас помесячно, тогда как традиционно на рынке практикуются годовые сделки. В конце предыдущего месяца и начале текущего теперь допродается 10–12% месячного рекламного инвентаря, ранее этот показатель не превышал 4%, уточнила Жарова.

Если в первом полугодии расходы на телерекламу снизятся на 22% (до 61,2–61,5 млрд руб.), то во втором — лишь на 16% (до 68–68,4 млрд руб.), прогнозирует Vi. Тем самым, по итогам всего 2015 года падение составит 19% — до 129,4 млрд руб.

Сейчас Vi обслуживает 14 эфирных федеральных каналов, в том числе «Первый», «Россию 1», РЕН ТВ, «Пятый», «Пятницу». Кроме того, холдингу «СТС Медиа» (СТС, «Домашний», «Перец», CTC Love) группа оказывает так называемые консультационные услуги, вознаграждение за которые практически равно комиссии за полноценный сервис. Холдинг «Газпром-Медиа» продает рекламу на НТВ и ТНТ и с весны этого года заполняет также региональные блоки (когда в каждом городе выходит свой, предназначенный для конкретного региона) на ТВ-3, «Пятнице» и «2х2».

Хуже, чем в 2009 году

Если сравнивать нынешнюю ситуацию на рекламном рынке с таким же кризисным 2009 годом, то сейчас доходы телеканалов упали сильнее. В первом квартале этого года падение, по оценке АКАР, составило 22% (до 30,1–30,6 млрд руб. без НДС). В январе—марте 2009 года снижение не превысило 20% (до 20–20,5 млрд руб. также без НДС). Руководитель дирекции продаж группы «Видео Интернешнл» (Vi) Инна Жарова не исключает, что семь лет назад падение отчасти было компенсировано многолетними сделками с рекламодателями, которые тогда практиковала Vi. По итогам всего 2009 года расходы на телерекламу снизились на 13%, до 96,4 млрд руб. В 2015-м это снижение может составить 19% (до 129,4 млрд руб.), прогнозирует сейчас Vi.

Гендиректор «СТС Медиа» Юлиана Слащева на телефонной конференции с аналитиками две недели назад говорила, что по итогам всего 2015 года расходы на телерекламу могут снизиться на 18–20%. Топ-менеджер ссылалась на предварительные оценки Vi. Пресс-секретарь «Газпром-Медиа» Ирина Осадчая не смогла прокомментировать озвученные Жаровой цифры.

В рекламной группе АДВ, среди клиентов которой Danone, Unilever, Reckitt Benckiser, с прогнозом Vi согласны: те рекламодатели, которые осторожно вели себя в первом полугодии, могут оживиться во втором. Вице-президент АДВ Елена Кустова обращает внимание на разную динамику по сегментам: больше всего в этом году пострадают тематическое ТВ и спонсорство. «Рынок нащупал свое дно», — согласен с оценкой Vi и Илья Герцев, гендиректор баингового агентства Code of Trade, входящего в OMD MD / PHD Group (среди клиентов — PSA Peugeot Citroen, Metro Cash & Carry, «Спортмастер»).

Еще в марте агентство ZenithOptimedia (входит в группу «Vivaki Россия», среди клиентов которой Procter & Gamble, L'Oreal, Nestle) предсказывало, что в этом году рекламные доходы телеканалов снизятся на 19% (до 129,4 млрд руб.), а всех медиа — на 17% (до 282,3 млрд руб.). Летом этот прогноз, скорее всего, пересматриваться не будет, говорит представитель группы Юрий Борисовский. Про возможное падение рекламных доходов телеканалов в 2015 году на 19-20% говорят и в Dentsu Aegis Network Russia (среди клиентов — «Отисифарм», BMW, «​Эвалар»). Но, уточняет гендиректор группы Михаил Вощинский, это усредненный показатель: различные категории и даже рекламодатели внутри одного рыночного сегмента ведут себя по-разному.

Group M (обслуживает Beiersdorf, Volkswagen, Сбербанк и др.) прогнозирует по итогам всего года снижение расходов на телерекламу на 18% (до 130,6 млрд руб.), всего рекламного рынка — на 16% (до 285,3 млрд руб.). В еще одном крупном рекламном холдинге — OMD OM Group, среди клиентов которого Henkel, PepsiCo, Ferrero, от комментариев воздержались. Ранее гендиректор группы Дмитрий Дмитриев не исключал, что снижение общих затрат на рекламу в 2015 году может составить от 7 до 21%.

Штраф для «СТС Медиа»
Федеральная антимонопольная служба вновь оштрафовала входящие в холдинг «СТС Медиа» телеканалы «Перец» и «Домашний» за очередное нарушение закона «О рекламе». Уже более двух лет в их эфире идут телемагазины продолжительностью 30 минут и больше, хотя законом общая продолжительность рекламы, к которой приравниваются и телемагазины, ограничена девятью минутами в час.
ФАС уже трижды заводила административные дела в отношении «Перца» и дважды в отношении «Домашнего». Первому вещателю ранее выписывался штраф сначала на 200 тыс. руб., затем на 300 тыс. руб. «Домашний» один раз был оштрафован на 200 тыс. руб. Сейчас каналы оштрафованы на 200 тыс. руб., сообщил РБК заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. По Кодексу об административных правонарушениях максимальная сумма может достигать 500 тыс. руб., но ведомство не воспользовалось этой возможностью. Выручка «Перца» в 2014 году превысила 2,5 млрд руб., «Домашнего» - 4,2 млрд руб.
В мае служба выдала вещателям предписание в течение месяца прекратить нарушение законодательства. Это предписание обязательно будет обязательно, уверяет пресс-секретарь «СТС Медиа» Игорь Иванов. Раньше, после вердикта ФАС, вещатели отказывались от вызвавших нарекания телемагазинов, но в эфире тут же появлялись аналогичные передачи, но уже под другим названием.