Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

7 главных фактов из расследования РБК о работе «фабрики троллей» в США

Журнал РБК выяснил, как российская «фабрика троллей» работала во время выборов президента США. Сколько человек трудились в «американском» отделе и сколько офлайновых акций было инициировано — в главных фактах из расследования
Фото: Toru Hanai / Reuters
Фото: Toru Hanai / Reuters

Насколько масштабной была эта работа

Журнал РБК составил список из 118 сообществ и аккаунтов в Facebook, Instagram и Twitter. Все они были заблокированы в августе — сентябре 2017 года соцсетями в рамках расследования так называемого российского вмешательства в выборы президента США.

Страницы и группы управлялись из знаменитого дома №55 на улице Савушкина в Санкт-Петербурге, где базируется «фабрика троллей»: в распоряжении РБК есть скриншоты с постами, сделанными из внутренней панели администраторов, чьи аккаунты также закрыты. Причастность «троллей» к составленному списку подтвердил также источник, близкий к руководству «фабрики». Кроме того, 36 из 50 аккаунтов в Twitter были зарегистрированы на номера с префиксом +7, следует из данных сервиса восстановления пароля.

Расследование РБК: как «фабрика троллей» поработала на выборах в США
Технологии и медиа
Фото:Andrew Burton / Reuters

Были ли эти сообщества популярными

Совокупное число подписчиков всех сообществ и аккаунтов — около 6 млн человек. Из них половина приходилась на Facebook, треть — на Instagram. Благодаря покупке рекламы и распространению контента через перепосты охват мог достигать 20–30 млн человек в неделю, как, например, в сентябре 2016 года.

«Фабрика троллей» работала стахановскими методами: в среднем в неделю генерировалось около 1 тыс. единиц контента — текстов, фото и видео. Большая часть постов собирала не более тысячи просмотров, но некоторые ставили рекорды. «Я был запрещен к показу на телевидении за то, что был слишком жестоким. Поставь лайк и поделись, если ты вырос, наблюдая за мной по телевидению, имеешь пистолет и никого не подстрелил и не убил!» — такая картинка с изображением мультипликационного персонажа Йосемитский Сэм появилась 9 марта в сообществе South United. Совокупный охват — более 17 млн пользователей, следует из скриншота.

Какие темы освещали «тролли»

Большая часть сообществ, выявленных журналом РБК, освещали расовые проблемы США: в 16 группах о борьбе чернокожих за свои права состояло более 1,2 млн подписчиков. На втором месте — политические вопросы: суверенитет Техаса, нелегальная миграция, сохранение второй поправки к Конституции США, дающей право на хранение и ношение оружия, и т.п. На 11 соответствующих сообществ были подписаны около 1,3 млн пользователей Facebook.

За обновлениями сообщества, посвященного ЛГБТ-движению, следили около 143 тыс. американцев. Более 300 тыс. человек подписались на страницу о проблемах, с которыми сталкиваются мусульмане в США.

Сколько человек работали в «американском отделе»

Подготовка к работе на выборах президента США началась весной 2015 года, рассказал журналу РБК экс-сотрудник «фабрики». Первоначально в отделе работали около 30 человек, к лету 2016 года штат вырос до 80–90. «Тролли» низшего звена получают около 55 тыс. руб., но в случае широкого отклика на опубликованный контент им положена премия. Зарплата администраторов сообществ достигает 80–90 тыс. руб., руководства — от 120 тыс. руб., говорят действующий и экс-работник «фабрики». Большинство трудились по стандартному графику «пять через два», около десяти человек выходили в ночную смену. Публикация контента велась через отложенный постинг, чтобы у читателей не возникло подозрений, что реальные авторы живут за океаном.

Руководителем «американского отдела» источники журнала РБК называют 27-летнего уроженца Азербайджана Джейхуна Асланова. В распоряжении журнала РБК также есть сообщение из Telegram-чата, созданное Аслановым и посвященное промежуточным итогам работы «фабрики» в США. В Санкт-Петербург он приехал в конце нулевых из Иркутской области — учиться на экономиста в Гидрометеорологическом университете. Во время учебы несколько месяцев жил в США, бывал в Лондоне, следует из его странички «ВКонтакте». Сам Асланов опроверг какую-либо связь с «фабрикой».

Какими были затраты на «американский отдел»

Зарплатный фонд отдела составил около $1 млн в год. Общий бюджет на продвижение в соцсетях составлял около $5 тыс. в месяц, то есть порядка $120 тыс. за два года, следует из внутренней статистики «Фабрики», которая есть в распоряжении журнала РБК (эти цифры подтверждает источник РБК внутри организации). Львиная доля денег ушла на покупку рекламы в Facebook.

Кроме того, с «фабрикой троллей» сотрудничали около 100 американских активистов, которые помогали с организацией офлайновых мероприятий. С ними контактировали администраторы сообществ под выдуманными именами, поэтому местные жители не подозревали, с кем имеют дело, уверяют нынешний сотрудник «фабрики» и экс-работник «американского отдела». Затраты «фабрики» на их работу, например на перелеты между городами или печать полиграфической продукции, составляли около 200 тыс. руб. в месяц, или около $80 тыс. за два года.

Какие мероприятия организовывала «Фабрика» в США

В общей сложности от имени сообществ, администрируемых «фабрикой», в 2016–2017 годах в США состоялось около 40 разного рода митингов и протестов. Эта цифра подтверждается данными из внутренних отчетов «фабрики» о проведении акций, проиллюстрированных фотографиями, которые ранее нигде не публиковались (есть в распоряжении РБК).

Как правило, сбор объявлялся через Facebook, где администратор сообщества создавал соответствующий event (заблокированы вместе с сообществами). Около десяти акций было проведено от имени сообщества BlackMattersUS, чей аккаунт в Twitter был зарегистрирован на номер с префиксом +7. BlackMattersUS привлекало местных активистов для распространения информации об акции — как, например, о митинге против полицейского произвола, который прошел в городе Шарлотт в октябре 2016-го.

«Фабрика» инициировала не только политические протесты. Через сообщество BlackFist были организованы бесплатные еженедельные курсы по самообороне для чернокожего населения в четырех городах США, один из тренеров получал через «Google Кошелек» и PayPal около $300 в месяц.

Работает ли «фабрика» после избрания Трампа президентом

После победы Дональда Трампа в ноябре 2016 года «фабрика троллей» продолжала вести многочисленные сообщества в США и даже создавала новые — например, курсы самообороны от имени движения BlackFist начали работать в январе 2017 года. Более того, через аккаунты, управляемые с Савушкина, 55, активно продвигался и антитрамповский контент, а тот же BlackMattersUS провел в Шарлотте марш против избрания Трампа.

Продолжил «американский отдел» работу и после блокировки Facebook и Twitter основных сообществ, рассказали действующий и бывший сотрудники. По их словам, из здания на Савушкина, 55 по-прежнему управляются англоязычные сообщества с совокупной аудиторией около 1 млн человек, в «американском отделе» работают около 50 человек.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36