Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 16:46 МСК
Формировать правительство Италии поручили соратнику Ренци Политика, 15:59 Трамп прокомментировал сообщения о назначении Тиллерсона госсекретарем Политика, 15:56 Центр примирения в Сирии сообщил о боях с ИГИЛ в центре Пальмиры Политика, 15:41 Британский министр обороны отказался считать Россию партнером Запада Политика, 15:22 ВТБ опроверг участие в приватизации «Роснефти» Экономика, 15:16 Симоньян ответила на предложение Макфола считать Sputnik и RT иноагентами Политика, 14:21 Михалков в письме Наине Ельциной объяснил критику Ельцин-центра Общество, 13:56 В Каире после взрыва у коптского собора погибли 22 человека Общество, 13:44 Алан Дзагоев получил предложение от английского клуба Спорт, 13:36 В Самарской области неизвестные напали на дом начальника полиции Общество, 13:00 Путин выразил соболезнования Эрдогану в связи с терактом в Стамбуле Политика, 12:29 В Нигерии при обрушении крыши церкви погибли не менее 160 человек Общество, 12:13 Число жертв теракта в Стамбуле увеличилось до 38 человек Общество, 12:02 СК возбудил уголовное дело после пожара в Нижнекамске Общество, 11:36 После приватизации Glencore заложит около 5% «Роснефти» Экономика, 11:09 Минобороны сообщило об уничтожении в Пальмире 300 боевиков ИГИЛ Политика, 10:55 В результате взрыва в Сомали погибли 29 человек Общество, 10:30 Число жертв пожара в Нижнекамске увеличилось до пяти Общество, 09:45 Республиканцы получили еще одно место в сенате США Политика, 09:34 СМИ сообщили о гибели трех человек при пожаре в цехе в Нижнекамске Общество, 09:21 В Турции объявили национальный траур после теракта в Стамбуле Общество, 08:49 Юнкер раскритиковал приостановку переговоров о вступлении Турции в ЕС Политика, 08:24 СМИ узнали о недовольстве США из-за встречи Путина и Абэ Политика, 08:09 СМИ узнали о роли российских ВКС и ВВС Сирии в обороне Пальмиры Политика, 06:55 Мэра Лондона попросили на время сделать общественный транспорт бесплатным Общество, 06:25 Макфол предложил считать журналистов RT и Sputnik иностранными агентами Политика, 06:00 Боб Дилан сравнил присуждение Нобелевской премии с полетом на Луну Общество, 05:35 Глава ExxonMobil посчитал за честь стать госсекретарем при Трампе Политика, 05:23
13 авг 2015, 21:42
Сергей Соболев
«Яндекс» увеличил доходы от баннерной рекламы на фоне падения рынка
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
«Яндекс» во втором квартале показал неожиданные результаты в сегменте баннерной интернет-рекламы. Доходы от нее у поисковика во втором квартале выросли сразу на 9%, тогда как у остальных площадок они могли упасть на 10%

​Падение немного замедлилось

Общие затраты на рекламу в первом полугодии снизились по сравнению с прошлым годом на 16%, до 137,4–137,9 млрд руб. без НДС, объявила 13 августа Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Как сообщала АКАР ранее, в первом квартале расходы на рекламу уменьшились на 17%, до 63,4–63,9 млрд руб. Таким образом, в апреле—июне спад составил 15–16%, до 74 млрд руб.

Во втором квартале темпы падения замедлились в сегментах радио, тематического ТВ, рекламы в кинотеатрах и внутри помещений (подробнее см. таблицу). Единственным медиа, которое в этом году демонстрирует позитивную динамику, остается интернет.

Доходы интернет-площадок от контекстной рекламы (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) во втором квартале остались примерно на том же уровне, что и в первом. А вот в сегменте медийной, или баннерной, рекламы ситуация заметно улучшилась. В первом квартале расходы на баннерную рекламу упали, по версии АКАР, на 18%, до 2,8 млрд руб., во втором — падение составило лишь от 4 до 7%, до 4,3–4,4 млрд руб.

Смена тренда

Именно в сегменте баннерной рекламы в апреле—июне произошел наиболее заметный перелом тренда. «Яндекс», крупнейшая интернет-компания страны, во втором квартале увеличила свои доходы от баннерной рекламы сразу на 9%, до 848 млн руб., хотя еще в первом квартале доходы поисковика в этом сегменте демонстрировали падение на 16%, до 606 млн руб.

Пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова связывает этот резкий рост с общим увеличением количества рекламодателей, крупнейшие из которых проявляют больше интереса к медийным форматам. Сам этот сегмент очень волатильный, добавляет Мелкумова. Сегмент формируется всего сотней рекламодателей, действия которых очень трудно прогнозировать, в одном месяце может быть прирост на 10%, в другом — уже падение на те же 10%, рассказывал в конце июля финансовый директор «Яндекса» Грег Абовски на телефонной конференции с аналитиками по итогам второго квартала.

В этом году клиенты переносили свои бюджеты на баннерную рекламу с первого на второй квартал, оставив лишь в портфеле самые крупные площадки, дает свое объяснение успеху «Яндекса» во втором квартале директор одного из сетевых рекламных агентств. Другой источник на рекламном рынке напоминает, что баннерную рекламу на главной странице «Яндекса» и других востребованных позициях продает агентство IMHO VI, которое входит в группу «Видео Интернешнл» (Vi), крупнейшего продавца телерекламы в стране. Ко второму кварталу ситуация на ТВ с рекламой стабилизировалась, и «Яндекс» стал получать дополнительные бюджеты от рекламодателей, согласовавших свои сделки с Vi по размещению телерекламы, полагает собеседник РБК. «Яндекс» сотрудничает со многими рекламными агентствами и их вклад в доходы компании не раскрывает, лаконична Мелкумова.

Рост за счет других

Резкий рост доходов «Яндекса» от баннерной рекламы во втором квартале означает, что все остальные интернет-площадки, вместе взятые, продемонстрировали худшую, чем весь сегмент, динамику. По расчетам РБК, выручка всех других сайтов Рунета от баннерной рекламы в апреле—июне снизились на 7–10%, до 3,5–3,6 млрд руб.

Свои финансовые результаты раскрывает также главный конкурент «Яндекса» — Mail.Ru Group. Но с 2014 года она перестала указывать отдельно доходы от баннерной и контекстной рекламы. Лишь сопоставляя данные за 2013 год и прошлогодние заявления руководства Mail.Ru Group о падении баннерных продаж на 10%, можно подсчитать, что во втором квартале 2014 года выручка группы от баннерной рекламы составила почти 1,4 млрд руб.

​Тогда доля Mail.Ru Group в сегменте баннерной рекламы равнялась 30%, «Яндекса» — 16%. По итогам апреля—июня этого года она уже увеличилась до 19–20%.

В пресс-службе Mail.Ru Group не ответили на запрос РБК, напомнив лишь, что финансовые результаты за второй квартал группа опубликует 20 августа.

По итогам первого квартала общие рекламные доходы Mail.Ru Group по динамике отставали от всего рынка: рост лишь на 3,4%, почти до 3 млрд руб., при увеличении общих затрат на контекстную и баннерную рекламу на 9%, до 18,1 млрд руб. «Яндекс» в первом квартале значительно опередил весь рынок интернет-рекламы: вся рекламная выручка выросла на 12%, до 12 млрд руб. Во втором квартале «Яндекс» был впереди рынка с общим ростом рекламной выручки на 13%, до 13,6 млрд руб.