Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Такси для двоих: «Яндекс» и Uber объявили о создании совместной компании

Сервисы «Яндекс» и Uber подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, а также в ряде стран СНГ. Стоимость объединенной компании, в которой «Яндекс» получит 59,3%, оценена в $3,725 млрд
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Российский холдинг «Яндекс» и американская корпорация Uber подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, а также в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в соcтаве новой компании, говорится в поступившем в РБК их совместном сообщении. В совместную структуру также перейдет сервис по доставке еды UberEATS в указанных странах.

По условиям соглашения Uber и «Яндекс» инвестируют соответственно $225 млн и $100 млн в новую объединенную компанию, которая будет зарегистрирована в Нидерландах. Ее консолидированная стоимость оценена сторонами в $3,725 млрд. С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — сотрудникам новой компании. Возглавит ее генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. Uber получит три из семи мест в совете директоров.

Тигран Худавердян о том, как выглядит объединенная платформа в цифрах за июнь 2017 года

  • 127 городов, 6 стран
  • 35 млн поездок в месяц
  • 7,9 млрд руб. суммарная стоимость поездок в месяц
  • Доля объединенной компании в России в 2016 году была бы примерно 5–6% по совокупной стоимости поездок

Сделка уже одобрена советами директоров обеих компаний, ее закрытие ожидается в четвертом квартале 2017 года. Сторонам еще предстоит пройти ее согласование с регулирующими органами. В Федеральную антимонопольную службу соответствующее ходатайство еще не поступало. Как заявил глава службы Игорь Артемьев, о слиянии он узнал в четверг, 13 июля. «Некоторое представление мы имеем о том, что у нас три основных агрегатора; если два из них собираются слиться, то это, конечно, отдельный рынок и угроза ограничению конкуренции, несомненно, здесь присутствует», — пояснил он, отметив, что сотрудники ФАС проведут анализ рынка на предмет соответствия антимонопольному законодательству. На рассмотрение заявления у службы есть 30 дней, но в случае необходимости получения от сторон дополнительной информации он может быть продлен на дополнительные два месяца.

Даже после объединения оба приложения для заказа поездок — и «Яндекс.Такси», и Uber — будут работать самостоятельно, и, как заявили стороны, — изменения в тарифной политике не планируются. Как поясняется в сообщении сторон, таксопарки и водители, работающие с обоими сервисами, перейдут на единую технологическую платформу, что «позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом». По словам сооснователя и гендиректора «Яндекса» Аркадия Воложа, ​«удалось найти формулу, как выращивать «единорогов» в большой компании». «Три главных компонента — талантливая и смелая команда, экономическая свобода и большой стек технологий «Яндекса». Два года назад мы выделили «Яндекс.Такси» в отдельную компанию и дали максимум свободы. Эксперимент с «Яндекс.Такси» превзошел многие наши ожидания, и уверен, что это точно не последний пример», — заявил он.

Запретить это: как в разных странах мира пытались закрыть Uber
Фотогалерея 
Весной 2016 года Uber едва не оказался запрещен в Москве — столичный департамент транспорта требовал от компании подписать документ, согласно которому Uber должен взять на себя два обязательства: во-первых, работать только с легальными таксистами, имеющими разрешение на таксомоторную деятельность, во-вторых, передавать данные по движению их автомобилей по городу. В итоге компания приняла решение согласиться на условия московских властей.

«Партнерство с Uber поможет быстрее расширять географию бизнеса и улучшать качество сервиса, — приводятся в сообщении слова Тиграна Худавердяна. — Наши компании суммарно обеспечивают более 35 млн поездок в месяц, и их количество выросло на 400% год к году. С момента основания «Яндекс.Такси» в 2011 году к сервису подключилось несколько сотен тысяч водителей, мы создали успешный сервис заказов такси в России и еще в пяти странах. Это позволило нам завоевать доверие у десятков миллионов людей, и мы рады продолжить работу вместе с Uber».

«Это объединение выгодно не только обеим компаниям, но главное — пользователям, водителям и городам, — отметил Пьер-Димитрий Гор-Коти, глава Uber в регионе Европа, Ближний Восток и Африка. — Эта сделка подтверждает исключительный рост Uber в регионе и поможет в дальнейшем формировании устойчивого международного бизнеса».

«Яндекс» не исключает первичного размещения акций (IPO) новой компании «Яндекс.Такси» и Uber, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу компании. Ее представитель не уточнил возможных сроков размещения акций.

После объявления о сделке котировки «Яндекса» на Московской бирже вышли на исторический максимум, превысив отметку 2000 руб. за акцию

Съехались на рынке

Uber пришел в Россию в 2013 году и доступен в 16 городах России. «Яндекс.Такси» запустился в 2011 году и на сегодняшний день работает в 126 городах и шести странах. Благодаря сделке Uber получит выход на остальные неохваченные города России, Армении и Грузии, где уже присутствует «Яндекс.Такси», а тот, в свою очередь, — в Азербайджан, где работает Uber.

Согласно финансовым показателям «Яндекса» за первый квартал 2017 года, выручка «Яндекс.Такси» составила 778 млн руб., увеличившись на 75% по сравнению с показателем 2016 года. Число поездок в сервисе выросло на 484% по сравнению с прошлым годом. Абсолютные цифры по поездкам компания не называет, однако в декабре 2016 года (этот месяц считается одним из самых прибыльных для рынка такси) сервис отчитался о 16,2 млн совершенных поездок.

О том, что «Яндекс.Такси» несколько месяцев назад занялся поиском инвестора, способного вложить $150–200 млн, при содействии JP Morgan, сообщал «Коммерсантъ». По данным издания, компания проводила консультации с европейскими и азиатскими инвесторами, среди которых Softbank Capital и Tiger Global, а также вела переговоры со Сбербанком, который в июле 2016 года инвестировал неизвестную сумму в Uber через свой венчурный фонд SBT Venture Fund I, а в ноябре вложил $100 млн в Gett. Приобретением миноритарной доли в «Яндекс.Такси» также интересовались Российский фонд прямых инвестиций и China Investment Corporation, заявлял глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

Согласно отчету инвестбанка UBS, «Яндекс.Такси» стал единственным российским сервисом, который вошел в мировой топ-10 приложений для поездок по требованию (ride on demand, ROD) по количеству скачиваний. Кроме того, приложение оказалось самым скачиваемым ROD-сервисом в России: в 2016 году его доля составила 30%, превысив показатели Uber (18%) и Gett (14%).

Uber не раскрывает показателей по регионам. В апреле компания объявила, что мировая выручка сервиса в 2016 году составила $6,5 млрд при убытке в $2,8 млрд.

Как ранее писал РБК со ссылкой на одного из участников рынка, через «Яндекс.Такси» в конце прошлого года в среднем совершалось 500 тыс. поездок в сутки. Количество поездок в день на Uber оценивалось в 150–170 тыс. Gett в 2016 году обеспечивал около 150 тыс. поездок в день. Остальные игроки на российском рынке — сервис «Максим» и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi) — по 700–800 тыс. и 200–300 тыс. поездок соответственно. Лидером в России источник РБК называл такси-агрегатор RuТaxi (бренды «Везет» и «Лидер») с 1 млн поездок в день.

Новость об объединении двух сервисов подтверждает, что рынок заказа такси созрел для консолидации, отмечает Александр Костиков, представитель сервиса Fasten. «Два месяца назад, когда произошло объединение RuTaxi (владелец брендов «Везет» и «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi), мы говорили, что через два-три года на рынке заказа останутся две-три крупные компании — этот процесс уже запущен. Это также показывает огромный потенциал российского рынка заказа такси», — отметил он. В рамках объединения ​RuTaxi и Fasten появился крупнейший игрок на российском рынке такси-агрегаторов. В рамках соглашения была создана единая акционерная структура, под началом которой были объединены штаты двух компаний, технологии, программные комплексы и прочее. Инвестором сделки и основным акционером выступил фонд UFG Private Equity, который вложил в проект не меньше $100 млн.

Сооснователь и партнер Inventure Partners (инвестор Gett) Антон Иншутин считает, что объединение Uber и «Яндекс.Такси» приведет к увеличению тарифов для потребителей. «Любая консолидация приводит к повышению цен, можно вспомнить примеры на телекоммуникационном рынке. Тогда как для агрегаторов такси это хорошо, в том числе для Gett, так как поднимется и комиссия с таксопарков», — сказал он.

Иншутин напомнил, что Uber аналогично поступил в Китае, где продал свой бизнес в стране главному конкуренту — Didi. Сейчас американская компания владеет 20% долей в китайском сервисе, среди инвесторов которого числится Apple.

По мнению собеседника РБК, консолидация на этом рынке будет и дальше продолжаться. «Fasten и RuTaxi больше получают свои заказы по телефону, через диспетчерские, с приложения приходят только около 15%, это менее технологичный бизнес. Со временем он будет уступать более технологичному, объединенному Uber и «Яндекс.Такси» или Gett, по мере увеличения проникновения смартфонов в регионах», — отметил он.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Зачем Saudi Aramco, Exxon Mobil и Chevron инвестируют в пластик Pro, 09:23
Ракова сообщила о 200 новых партнерах-работодателях колледжей Москвы Город, 09:20
Уровень воды в Тоболе у Кургана превысил исторический максимум в 10 м Общество, 09:18
Генштаб ВСУ уволил спикера сил обороны Юга после критики журналистов Общество, 09:16
НХЛ одобрила переезд одного их худших клубов лиги в новый город Спорт, 09:08
МТС Банк объявил ценовой диапазон IPO Инвестиции, 09:05
Россия стала поставлять больше товаров в Африку, чем в обе Америки Экономика, 09:00
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить Pro, 08:59
Двух летчиков упавшего в Ставрополье Ту-22М3 доставили в больницы Общество, 08:45
Дедолларизация на паузе: почему центробанки покупают доллары, а не юани Pro, 08:36
Шойгу посетил выпускающий танки омский завод Политика, 08:33
На Запорожской АЭС назвали атаки дронов угрозой ядерной безопасности Политика, 08:23
Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» Политика, 08:19
Кольцо сжимается сильнее: как Евросоюз осложнил перевозку грузов в Россию Pro, 08:13