Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:06 МСК
В Латвии сотрудника железной дороги обвинили в шпионаже в пользу России Политика, 22:13 СМИ узнали о версии об «иллюзорном состоянии» пилота при крушении Ту-154 Общество, 22:11 Станислав Черчесов назвал причину поражения от Кот-д’Ивуара Спорт, 22:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  22:00   USD НАЛ. Покупка 57,20 Продажа 57,25 EUR НАЛ. 61,85 61,80 В Казани в районе порохового завода произошел пожар Общество, 21:22 На Навального попытались напасть возле его штаба в Волгограде Политика, 21:13 Хорватия решила спасти свою экономику от краха должника Сбербанка Экономика, 20:59 Сборная России по футболу впервые в истории проиграла команде из Африки Спорт, 20:55 В Подмосковье обстреляли съемочную группу телеканала «Авто 24» Общество, 20:54 Погибших в Чечне бойцов Росгвардии наградят посмертно Общество, 20:48 Бывший глава «Вымпелкома» обратился к редакции «Ведомостей» Технологии и медиа, 20:45 США ввели санкции против 30 лиц и компаний за поддержку Ирана Политика, 20:44 Проект стадиона в Самаре упростят в попытке успеть к ЧМ по футболу Бизнес, 20:43 В Нью-Йорке сошел с рельсов пассажирский поезд Общество, 19:46 На Украине потушили пожар на крупнейшем военном складе Общество, 19:18 Росгвардия ответила на заявление ИГИЛ об ответственности за атаку в Чечне Политика, 19:16 «Додо Пицца» подала иск к Delivery Club из-за контекстной рекламы Бизнес, 19:09 Футбол. Товарищеский матч. Россия — Кот-д'Ивуар. Онлайн Спорт, 19:00 В Нацгвардии назвали причину увольнения убийцы Вороненкова из войск Политика, 18:59 Дума одобрила штраф за ввоз в Россию свыше пяти литров крепкого алкоголя Экономика, 18:54 AliExpress запустила в России видеотрансляции с рекламой товаров Технологии и медиа, 18:49 Власти 24 городов согласовали площадки для митингов Навального Политика, 18:44 ЦБ впервые отреагировал на расследование о «молдавской прачечной» Финансы, 18:33 Навального повторно предупредили о незаконности акции на Тверской Политика, 18:26 Рогозин призвал торгпредства России быть «толкачами» продукции на рынки Политика, 18:23 Ретейлеры назвали даты начала продажи красных iPhone 7 в России Технологии и медиа, 18:15 Весна для диктатора: Хосни Мубарак вышел на свободу Фотогалерея, 17:54 ИГИЛ взяла на себя ответственность за нападение на Росгвардию в Чечне Политика, 17:49
12 дек 2014, 21:15
Сергей Соболев
Московские рекламщики оказались в неоплатном долгу перед городом
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Московские операторы наружной рекламы оказались заложниками взятых на себя год назад повышенных обязательств. Одна из семи работающих в Москве компаний – «Никэ» – не смогла перечислить в городской бюджет 1,3 млрд руб. за второй год работы по выигранным в августе 2013 года десятилетним ко​нтрактам

Инвентарь за 75 млрд

В пятницу, 12 декабря, работающие в столице операторы наружной рекламы должны были расплатиться с городом за очередной год по десятилетним контрактам.

Еще в августе прошлого года столичный департамент СМИ и рекламы провел три аукциона, на которых были разыграны более 7,3 тыс. мест под рекламные конструкции общей стартовой стоимостью почти 22 млрд руб. В ходе торгов десятилетние контракты подорожали в среднем почти в 3,5 раза, до 75,2 млрд руб. Для сравнения, до проведения аукционов доходы столичного бюджета от наружной рекламы составляли около 2 млрд руб. в год.

Проводить аукционы чиновников заставил закон «О рекламе». С июля 2008 года распределять места под рекламные конструкции можно только по результатам торгов. В 2013 году у операторов закончились договоры на установку и эксплуатацию их рекламоносителей, и освободившиеся места были выставлены на торги. На тех трех аукционах были разыграны три формата: щиты 6 х 3 м и большего размера (почти 4 тыс. мест), конструкции небольшого формата, или так называемая уличная мебель (1,7 тыс. мест), и афишные стенды (1,7 тыс. мест).

Победителями торгов стали всего семь компаний, хотя ранее в городе работали более двух десятков операторов. Наибольший ажиотаж тогда вызвали места под щиты, самый востребованный в России формат (см. таблицу).

В соответствии с аукционной документацией победитель аукциона по афишным стендам сразу после подписания контракта должен был сделать платеж за первые пять лет, победители аукционов по щитам и уличной мебели – за первый год и в качестве обеспечительной меры – за последний год работы. В результате в конце 2013 года столичный бюджет получил от семи операторов более 15,9 млрд руб.

В декабре этого года победители должны были перечислить очередные 7,2 млрд руб.

«Другая макроэкономическая реальность»

Чтобы компенсировать свои резко возросшие расходы, победители прошлогодних торгов вынуждены были поднять расценки для рекламодателей. Только крупнейший в стране оператор наружной рекламы Russ Outdoor, выигравший почти 2,2 тыс. мест под щиты и уличную мебель за 27,2 млрд руб., объявил осенью 2013 года о повышении расценок на 60% и пообещал, что в 2014 году они снова вырастут примерно вдвое. С этим не согласились рекламодатели: спрос на столичную наружную рекламу резко снизился. К примеру, в январе–июле этого года коммерческая загрузка рекламных поверхностей в Москве равнялась, по данным исследовательской компании «Эспар-Аналитик», лишь 59,6% против 78,2% годом ранее. В последующие месяцы ситуация с загрузкой принципиально не изменилась, констатирует гендиректор «Эспар-Аналитик» Андрей Березкин.

Повышение расценок в 2014 году на столичную наружную рекламу оказалось в разы ниже, чем планировали операторы, говорит гендиректор агентства Posterscope Russia Анатолий Купреев. Против владельцев конструкций сыграли также ослабление рубля и общая экономическая нестабильность, отразившаяся на всем рекламном рынке. За девять месяцев этого года общие затраты на наружную рекламу по всей России выросли, по оценке «Эспар-Аналитик», лишь на 2%, до 32,2–32,4 млрд руб. без НДС.

Выручка Russ Outdoor в этом году падает, следует из отчетности за третий квартал французской группы JCDecaux, владельца 25% российского оператора. «В августе [2013 года] мы жили в немного другой макроэкономической реальности», – признавался в интервью «Коммерсанту» в марте этого года управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев.

Доходы группы Gallery, второго после Russ Outdoor игрока на рынке, в этом году будут «существенно ниже ожидавшихся ранее и значительно ниже, чем в 2013 году», констатировали на прошлой неделе аналитики Standard & Poor’s, понизив кредитный рейтинг Gallery с B- на ССС (прогноз изменения рейтинга – «негативный»).

В следующем году расходы на наружную рекламу сократятся на 18% при общем падении рекламного рынка на 7%, следует из последнего прогноза Group M.

При этом для участия в прошлогодних торгах многие операторы привлекли внешнее финансирование, что сейчас усугубляет их финансовое положение. Летом прошлого года Russ Outdoor привлек от «ВТБ Капитала» (владеет сейчас 26,4% оператора) дополнительный семилетний кредит на 6,5 мрлд руб. У группы Gallery ее скорректированный валовый долг в этом году в 21 раз превысит EBITDA, тогда как в прошлом году это соотношение было всего 2,5, отмечают аналитики Standard & Poor’s. Они указывают, что группа уже нарушила один из ковенантов по кредиту Сбербанку, из-за чего тот сократил Gallery объем кредитной линии с 1,5 млрд до 900 млн руб., а срок погашения перенес на апрель 2015 года вместо 2019-го.

Показательно, что, когда в сентябре этого года департамент СМИ и рекламы провел новый аукцион, на который были выставлены десятилетние контракты еще на 1,4 тыс. мест, торги состоялись только по двум из восьми лотов. И то они ушли по стартовой цене. На шесть лотов была подана только одна заявка.

Риск, что не все владельцы столичных рекламных конструкций смогут расплатиться за второй год работы, есть, признал неделю назад на отраслевой конференции журнала Outdoor Media руководитель департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. Если кто-то не сделает обязательный платеж, ведомство будет вынуждено расторгнуть контракт с таким оператором, предупредил чиновник.

Рекламный рынок ждет падение на 7%

В следующем году общие расходы на рекламу в России снизятся на 7%, прогнозирует сейчас Group M, управляющая всеми медиаагентствами британского рекламно-коммуникационного холдинга WPP. Еще в ноябре аналитики Group M предполагали, что объем российского рынка в 2015 году сократится всего на 3%, но в декабре они пересмотрели свою оценку.

Рекламные доходы телеканалов, по версии Group M, снизятся в будущем году на 7%, радиостанций – на 12%, владельцев уличных конструкций – на 18%, издателей – на 19%. Расходы на баннерную интернет-рекламу упадут на 10%, зато на контекстную (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) увеличатся на 8%.

Ранее свой прогноз развития российского рекламного рынка опубликовало агентство ZenithOptimedia. По его мнению, благодаря увеличению бюджетов на интернет-рекламу объем всего рекламного рынка в 2015 году даже увеличится на символические 0,8%. Но в агентстве признают, что их прогноз получился оптимистичным, и не исключают, что он может быть досрочно пересмотрен до очередной публикации в марте следующего года.

Виноват городской случай

На вечер пятницы, 12 декабря, департамент СМИ и рекламы получил платежные поручения только от пяти из шести компаний – победителей аукционов по щитам и уличной мебели, сообщил РБК Черников. Деньги не поступили от оператора «Никэ», который должен перечислить в столичный бюджет за выигранные 802 места очередные 1,3 млрд руб. Черников предложил дождаться понедельника и уже тогда делать какие-то выводы.

«Никэ» не заплатил городу, подтвердил РБК гендиректор компании Роман Дубинин. Он объясняет: оператору досталась наименее привлекательная адресная программа, на которой надо было заново устанавливать конструкции, а не продолжать эксплуатировать уже существующие. Около сотни конструкций «Никэ» либо вовсе не смог установить, либо установил с большой задержкой из-за так называемого городского случая, когда запланированное место не может быть выделено оператору, например, из-за ремонта дороги. «Никэ», по словам Дубинина, всю минувшую осень вел переговоры с департаментом о снижении суммы платежа, но в последний момент чиновники отказались идти на уступки.

В четверг, 11 декабря, в базе Арбитражного суда Москвы были зарегистрированы два иска от ООО «Илион», структуры «Никэ», выигравшего в августе прошлого года торги, к столичному департаменту СМИ и рекламы. «Мы готовы решать вопросы по спорным конструкциям и через юристов, но хотели бы все-таки договориться с департаментом и не доводить дело до судебного разбирательства», – уточнил Дубинин.

В департаменте об исках узнали от РБК.