Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Сбербанк начал давать советы клиентам с помощью искусственного интеллекта

Сбербанк запустил сервис, который будет анализировать поведение пользователей «Сбербанк Онлайн» и давать им советы. Банк рассчитывает, что сервис заинтересует все 20 млн пользователей приложения
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Сбербанк запустил сервис «Мой помощник» на базе искусственного интеллекта, который сможет предсказывать поведение пользователей и предоставлять им в связи с этим релевантную информацию, рассказал РБК представитель банка. Сервис реализован в виде раздела для приложения «Сбербанк Онлайн».

Сервис будет собирать обезличенные данные пользователей (траты, накопления, данные профиля), формировать их в математические модели и на основе них делать выводы.

На первом этапе в сервис было загружено около 40 моделей, спроектированных на основе жизненных ситуаций. Например, пользователь резко поменял свое привычное поведение и стал много времени проводить в магазинах детской одежды. Сервис может предположить, что пользователь ожидает ребенка, и предоставить ему список документов на оформление новорожденного и адреса госорганов, где это можно сделать.

В основном сервис предлагает простые советы после анализа поведения пользователя. Если «Мой помощник» зафиксирует ежемесячное списание денег, он поймет, что клиент взял ипотеку, и напомнит ему, что можно вернуть налог. ​Также сервис способен реагировать на различные триггеры — определенные действия. Например, пользователь оплачивает аренду машины за границей — помощник предложит заправить автомобиль на АЗС на второстепенной дороге, где бензин дешевле на 5–7%.

Новая услуга не привязана к обновлению приложения, поэтому уже с 8 февраля у Android-пользователей автоматически появится новый раздел «Мой помощник» в виде списка релевантных советов. Некоторые предложения, актуальные в данный момент, также будут присылаться как push-уведомления. Пользователи iPhone смогут воспользоваться функцией только к началу марта.

Доходные советы

По данным CB Insights, инвестиции в проекты, связанные с искусственным интеллектом, растут по всему миру. Во втором квартале 2016 года подобные компании привлекли $1,049 млрд, что стало рекордным размером инвестиции.

Сбербанк ожидает, что новая услуга привлечет все 20 млн клиентов, являющихся сейчас активными пользователями приложения «Сбербанк Онлайн».

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

«На текущий момент монетизация сервиса будет осуществляться через продажу банковских продуктов, увеличение оборотов по картам и увеличение остатков на счетах, — пояснил представитель банка. — В будущем добавится монетизация на основе взаимоотношений c партнерами, чьи услуги или продукты будут предлагаться пользователям «Сбербанк Онлайн».

Через советы компания также может продвигать как свои услуги, так и сервисы партнеров. Например, если клиент снимает деньги в определенном банкомате, «Мой помощник» порекомендует чаще пользоваться картой, чтобы копить бонусы «Спасибо» от Сбербанка. Также он будет показывать специальные предложения в магазинах к праздникам, например к 8 Марта. По словам представителя компании, доля советов, связанных с банковскими продуктами и не связанных с ними, составит 1 к 1. Сейчас работают партнерские советы, например с ndflka.ru (сайт, который помогает заполнять и сдавать налоговую декларацию), банк планирует подключить такие компании, как Smartreading (библиотека нон-фикшн книг в формате саммари), Qlean (сервис профессиональной уборки) и партнеров «Сбербанк Спасибо» (объединяет различные магазины и сервисы).

Персональный помощник

По словам главного технического архитектора «Альфа-лаборатории» (IT-подразделение Альфа-банка) Максима Азрильяна, до сих пор российские банки лишь пилотировали подобные системы, причем примеры были единичными. Вместе с тем эта технология помогает улучшить скорость и качество обслуживания клиентов. «Внедрение искусственного интеллекта — очередная ступень упрощения человеческого труда, направленная на автоматизацию рутинных процессов», — сказал он.

Сооснователь компании «Айкумен ИБС» Сергей Шумский считает, что в России Сбербанк первым внедряет подобный сервис. «У других компаний, скорее всего, просто нет ресурсов для создания таких систем. Это очень сложная задача: специалистов такого профиля пока мало, собрать их в команду достаточно сложно. IT-подразделение Сбербанка — «Сбертех» — входит в тройку крупнейших технологических компаний России», — отметил Шумский. Он отметил, что такие технологии будут решающими, поэтому на Западе ​их развивают такие компании, как Google, Facebook и прочие платформы, располагающие достаточным объемом данных.

Сбербанк не раскрывал бюджет на IT в 2016 году. В конце 2015 года старший вице-президент банка Никита Волков заявлял, что рублевые расходы на информатизацию Сбербанка в 2015 году увеличились примерно на 14% по сравнению с показателем 2014 года и сохранят подобные темпы роста в 2016 году. Исходя из того что бюджет банка на IT составлял около 65 млрд руб., по итогам прошлого года он мог равняться 84,5 млрд руб.

Директор по инновациям банка «Открытие» Алексей Благирев отметил, что многие российские передовые банки используют элементы искусственного интеллекта, в частности, ботов в мобильном банке, рекомендательные системы. «Данные технологии перспективны и позволяют сократить человеческие ресурсы при обслуживании клиентов», — сообщил он. По мнению вице-президента по информационным технологиям Тинькофф Банка Вячеслава Цыганова, применение искусственного интеллекта даст «качественный скачок в создании клиентских продуктов и сервисов», позволит упростить процесс покупки, уйти от иерархических интерфейсов к более простым.

По словам президента венчурного фонда Sistema Venture Capital Алексея Каткова, Сбербанк давно и очень много экспериментирует с новыми технологиями, в частности с большими данными. «Сегодня все компании, в том числе в финансовой сфере, идут в направлении машинного обучения, искусственного интеллекта и анализа больших данных — это глобальный тренд», — отметил он.

По словам эксперта, с помощью нового продукта Сбербанк намеревается выстроить персональную работу с каждым клиентом, что сейчас очень актуально для банков, и повысить лояльность своих пользователей.

«Если сервис персонального помощника на базе искусственного интеллекта будет работать в заявленном виде, то, конечно, он будет пользоваться успехом у конечного потребителя. Клиент хочет видеть в приложении нужную ему информацию и не получать предложения, которые его не интересуют», — считает Катков.

«Сбербанк еще летом 2016 года объявил, что намерен стать маркетплейсом (электронной торговой площадкой). Внутренний помощник может стать драйвером роста такого маркетплейса: ведь бота, в отличие от сотрудников, не нужно обучать продажам. Если советник будет не только давать простые советы, повышающие лояльность клиентов, но и продавать чьи-то сервисы, это поможет реализовать концепт маркетплейса», — говорит инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив (инвестор ndflka.ru) Павел Никонов. Но он предупреждает, что помощник должен работать и на лояльность, и на продажи, для чего необходимо обучить нейронные сети находить скрытые паттерны поведения людей, чтобы советы возникали не на основе догадок маркетологов (например, при покупке билета купить страховку), а на основе big data — анализа данных о поведении большого количества клиентов. Например, мужчине, который оплатил бронь в ресторане, куда часто приглашают женщин, предложить заказать цветы у партнера банка. «Сейчас виртуальные помощники так работать пока не умеют», — отметил Никонов.

Какие технологии используют банки

Сбербанк начал давать советы клиентам с помощью искусственного интеллекта
Биометрическая идентификация

В 2014 году банк Barclays ввел для корпоративных клиентов возможность аутентификации по рисунку вен на пальце. Тогда же идентификацию клиентов по технологии Touch ID внедрил Сбербанк. В 2015 году Bank of America разрешил клиентам совершать платежи в мобильном приложении, авторизуясь через отпечаток пальца. Эти и другие технологии биометрической идентификации используют также HSBC, National Westminster Bank, Royal Bank of Scotland и другие банки. Тестировать возможность идентификации по отпечатку пальца в 2016 году начали также ВТБ, ВТБ24, Тинькофф Банк, Промсвязьбанк и «Хоум Кредит».

Сбербанк начал давать советы клиентам с помощью искусственного интеллекта
Идентификация по голосу

В 2015 году Barclays предложил части своих клиентов возможность идентификации по голосу. В начале 2016 года банк HSBC объявил о запуске системы идентификации по голосу для всех клиентов.

Сбербанк начал давать советы клиентам с помощью искусственного интеллекта
Indoor-навигация (навигация в помещениях)

В 2015 году в филиалах банка Barclays тестировали технологии indoor-навигации для увеличения доступности отделений для людей с ограниченными возможностями. Предполагается, что такие клиенты банка регистрируются в специальном приложении, и когда они оказываются возле отделения, сотрудник получает уведомление о появлении человека, которому нужна помощь. Пилотный проект длился полгода, в нем участвовали десять отделений, и окончательное решение о его целесообразности пока не принято.

Сбербанк начал давать советы клиентам с помощью искусственного интеллекта
Оцифровка чеков

В 2015 году банк Barclays ввел услугу распознавания банковских чеков. Клиент может сфотографировать подписанный чек, после чего деньги зачисляются ему на счет, причем это происходит быстрее, чем при обычной банковской операции с чеками.

Сбербанк начал давать советы клиентам с помощью искусственного интеллекта
​Роботы в отделениях банков

В 2015 году в головном отделении Банка Мидзухо — второго по величине банка Японии — был презентован робот, который помогает клиентам ориентироваться в банке и на 19 языках может рассказать о его услугах. Впоследствии банк объявил о намерении использовать систему искусственного интеллекта IBM Watson для того, чтобы роботы-помощники в отделениях могли общаться с клиентами банка на понятном языке.

Сбербанк начал давать советы клиентам с помощью искусственного интеллекта
Отделения без сотрудников

В начале 2017 года Bank of America открыл в США три отделения, в которых физически не присутствуют сотрудники. Клиенты взаимодействуют только с терминалами. В случае если им нужна помощь, они могут обратиться к сотруднику в режиме телеконференции.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 28 марта
EUR ЦБ: 100,27 (-0,14)
Инвестиции, 27 мар, 17:15
Курс доллара на 28 марта
USD ЦБ: 92,59 (+0,02)
Инвестиции, 27 мар, 17:15
Электрический кроссовер Kia EV9 стал «Всемирным автомобилем года» Авто, 12:23
Politico узнала о нехватке мин для строительства укреплений ВСУ Политика, 12:22
Как списать компьютеры без претензий со стороны налоговой Pro, 12:18
«Мыл полы, вел тренировки»: как россиянин создал успешный бизнес РБК и Honor, 12:10
Гражданина Таджикистана задержали за оправдание теракта в «Крокусе» Общество, 12:01
Названа причина смерти актера из «Молодежки» Юрия Ваксмана Общество, 11:58
Трансмашхолдинг избавился от всех активов в Казахстане Бизнес, 11:45
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В России с 1 апреля изменятся правила сдачи экзамена в ГИБДД Общество, 11:39
Миллионная маржа: как технологии геймдева помогают в битве за клиента Pro, 11:35
Одна из последних столиц российского региона отменила прямые выборы мэра Политика, 11:30
Подборка доступных квартир в пределах МКАД РБК и ПИК, 11:28
Светлаков рассказал о спасении Бурунова от террористов в «Крокусе» Общество, 11:23
Агаларов объяснил закрытые двери в «Крокусе» во время теракта Общество, 11:21
JPMorgan предупредил об угрозе внезапного обвала рынка акций США Инвестиции, 11:18