Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 1:31 МСК
В Белоруссии из-за коррупции задержали 10 руководителей крупного холдинга Политика, 00:38 ВВС Египта нанесли удары в Ливии в ответ на нападение на христиан-коптов Политика, 00:11 В Британии арестовали 44-летнего мужчину по делу о теракте в Манчестере Политика, Вчера, 23:52 МВД прокомментировало задержание читавшего стихи в районе Арбата ребенка Общество, Вчера, 23:42 Lockheed Martin опубликовала видео первого полета гражданского Hercules Технологии и медиа, Вчера, 23:09 Алексей Учитель не почувствовал давления на себя со стороны государства Общество, Вчера, 22:30 Правительство вместо запланированной экономии увеличит расходы бюджета Экономика, Вчера, 22:04 Группе «Иванушки International» запретили въезд на Украину Общество, Вчера, 21:57 Компания Абрамовича продаст свою украинскую «дочку» за $110 млн Бизнес, Вчера, 21:38 Полиция завела дело из-за стрельбы по автомобилю на Киевском шоссе Общество, Вчера, 21:35 После футбольного матча в Сочи МВД внесло в черный список 54 болельщика Общество, Вчера, 21:34 Лауреатами Новой Пушкинской премии стали поэт Жданов и художник Мессерер Общество, Вчера, 21:07 Пытавшийся отсудить у Грефа $750 млн бизнесмен обжаловал арест Бизнес, Вчера, 20:58 ВАК сохранил докторскую степень помощника секретаря Совбеза России Общество, Вчера, 20:54 Советник Трампа допустил ужесточение санкций против России Политика, Вчера, 20:49 В Госдуме сочли действия Милонова на первомайском шествии недопустимыми Политика, Вчера, 20:42 Сборная Аргентины по футболу назвала имя нового главного тренера Спорт, Вчера, 20:28 От Украины потребовали $325 млн на обеспечение по спору с Россией Финансы, Вчера, 20:19 «Евродон» займется производством баранины Бизнес, Вчера, 20:05 МИД назвал высылку российских дипломатов из Эстонии «враждебной акцией» Политика, Вчера, 19:53 Сноуден попросил отпустить обвиненного в призывах к терроризму математика Политика, Вчера, 19:50 Четырех подозреваемых в подготовке теракта в Москве арестовали до июля Общество, Вчера, 19:48 В Липецке из-за прорыва трубы на улице забил фонтан высотой с пятиэтажку Общество, Вчера, 19:36 Лишившийся домена ɢoogle.com россиянин подал в суд на Ru-Center Технологии и медиа, Вчера, 19:25 На юго-западе Москвы сгорел автобус Общество, Вчера, 19:01 Звягинцев назвал обыски у Серебренникова «политическим жестом устрашения» Общество, Вчера, 18:59 Грамотные деньги: как образование превращает сбережения в инвестиции Олег Шибанов, Ольга Щербакова Мнение, Вчера, 18:59 Луческу обвинил «Спартак» в нечестной победе в чемпионате России Спорт, Вчера, 18:54
7 янв 2015, 12:31
Сергей Соболев
Десятки телеканалов в последний момент получили право размещать рекламу
Фото: Getty Images
Запрет размещать рекламу с 1 января на платных телеканалах не затронул тематические проекты «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа». Как стало известно РБК, в последний день 2014 года Роскомнадзор выдал таким каналам около 40 новых лицензий с правом вещать в Москве на 34-й телевизионной частоте, что автоматически перевело этих вещателей в разряд бесплатных

С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в закон «О рекламе», запрещающие размещать рекламу на телеканалах, «доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств».

Подразумевается, что реклама должна была исчезнуть из эфира подавляющего числа каналов, распространяемых через спутник или кабельные сети. Но, как выяснил РБК, ограничения не затронули около четырех десятков вещателей, принадлежащих «Первому каналу», ВГТРК и «Газпром-Медиа».

Исключения из правил

В поправках предусмотрены исключения. Во-первых, запрет не распространяется на десять так называемых общероссийских обязательных общедоступных телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», «ТВ Центр», «Карусель» и «Общественное телевидение России».

Эти каналы определены указом президента, входят в первый цифровой мультиплекс (пакет каналов, вещающих на одной частоте), и государство из федерального бюджета выделяет этим вещателям средства на распространение их аналогового сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек. А все кабельные и спутниковые операторы обязаны безвозмездно распространять эти десять каналов в своих сетях.

Во-вторых, по-прежнему могут размещать рекламу каналы, которые распространяются «с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания». Как разъясняли ранее Минкомсвязь и Федеральная антимонопольная служба, если у канала есть лицензия на наземное эфирное вещание по результатам конкурсов, которые проводила Федеральная конкурсная комиссия при Роскомнадзоре, то он может и дальше зарабатывать на рекламе. Такая лицензия закрепляет за телекомпанией право вещать на определенной радиочастоте. Эфирными каналами являются, к примеру, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, «Домашний», «Перец», «Ю», Disney, «Звезда».

В последние годы в связи с планировавшимся переходом на цифровое телевещание новые лицензии на аналоговое вещание не выдавались, только переоформлялись старые. Зато каналы могли получать так называемую универсальную лицензию, которая позволяет распространять свой сигнал во всех технических средах, но не закрепляет за вещателем ни одной радиочастоты.

Успешные попытки обойти запрет на рекламу уже были. Еще летом прошлого года, спустя лишь несколько недель после принятия Госдумой поправок, каналу Lifenews Арама Габрелянова удалось переоформить свою универсальную лицензию, включив в нее несколько радиочастот в семи небольших городах Иркутской, Курской и Нижегородской областей, а также в Республике Татарстан. Тем самым канал стал эфирным и, соответственно, бесплатным.

А в сентябре входящий в холдинг «СТС Медиа» и запущенный прошлой весной в кабельных сетях канал «СТС Love» также изменил свою лицензию и получил право вещать на конкретных радиочастотах в Красноярском и Приморском краях, а также в Кемеровской, Пермской и Тюменской областях. Эти частоты могли переуступить другие каналы «СТС Медиа» СТС, «Домашний» или «Перец». Как правило, у многих эфирных каналов есть лицензии на эфирное вещание не только на всю страну, но и отдельно на многие регионы.


Модели «Дождя»

Генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева с весны 2014 года заговорила о необходимости перевода канала на подписную модель: реклама и дистрибуция приносили компании 6 млн руб. в месяц при необходимых 20–25 млн руб. Канал привлекает подписчиков через кабельные сети и интернет.

Кабельным сетям в декабре 2014-го Синдеева предложила распространять сигнал «Дождя» по схеме разделения доходов: абонент, желающий смотреть канал, платил бы своему провайдеру 240 руб. в месяц, которые «Дождь» и провайдер делили бы поровну. В конце декабря провайдер 2КOM предложил своим абонентам именно такие условия: подписка на телеканал оформляется отдельно от всех остальных пакетов, ее стоимость составляет 240 руб. в месяц.

Число платных интернет-подписчиков прошлым летом превысило 70 тыс. человек. Этого было мало: Синдеева говорила, что для финансовой независимости «Дождя» у канала должно быть 300 тыс. подписчиков. В итоге «Дождь» поднял цену на интернет-подписку почти в пять раз: новая цена составила 4,8 тыс. руб. в год.

«Дождь» предложил и более дорогие варианты подписки для желающих поддержать телеканал: за 1480 руб. в месяц зрители могли отключить рекламу. Абоненты, согласные заплатить 10 тыс. руб. в месяц, в дополнение к этому имеют право посещать мероприятия, организованные телеканалом. Синдеева в своем блоге объяснила, что старые подписчики смогут получить доступ к каналу на прежних условиях, но попросила их рассмотреть возможность оплатить подписку по новым тарифам.


Одна частота на всех

Но в последний день 2014 года число эфирных каналов резко выросло. 31 декабря Роскомнадзор выдал около 40 лицензий на телевещание структурам «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа». Соответствующая информация появилась в реестре лицензий на телерадиовещание на сайте ведомства.

ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть», управляющее «Цифровым семейством «Первого канала», получило, к примеру, пять лицензий на вещание каналов «Телекафе», «Дом кино», «Время: далекое и близкое», «Музыка Первого» и «Бобер». Теперь помимо универсальной лицензии на всю страну у этих проектов есть и лицензии на вещание в Москве на 34-й частоте в строго определенные часы. «Дом кино» (лицензия №6215)  может вещать на этой частоте только с 1:30 до 2:30, а «Телекафе» (лицензия №26216) с 4:30 до 6:30.

Эта же 34-я частота фигурирует и в лицензиях, выданных структурам ВГТРК и «Газпром-Медиа». Запущенный прошлым летом и принадлежащий ВГТРК анимационный канал «Мульт» (лицензия №26222) может вещать в Москве на этой частоте с 20:00 до 24:00. А за каналом «Индия ТВ» (лицензия №26221), который производит входящая в «Газпром-Медиа» группа Red Media, закреплено время с 10:00 до 12.00.

Кроме тематических телепроектов «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа» право круглосуточно вещать в Москве на все той же 34-й частоте получил LifeNews Арама Габрелянова (лицензия №26208). Эта же частота с 00:00 до 12:00 зарезервирована за принадлежащим столичному правительству каналу «Москва. Доверие» (лицензия №26243).

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский не ответил на звонки корреспондента РБК.

На 34-й частоте в Москве в стандарте DVB-T осуществляется цифровое телевещание, указано в открытых источниках. «Цифра» позволяет на одной частоте одновременно транслировать сразу несколько телеканалов.

Информация о том, чтобы Роскомнадзор распределил этот цифровой ресурс в Москве, ранее не раскрывалась. До сих пор публично сообщалось лишь об одном факте распределения «цифры»: в декабре 2012 года Роскомнадзор выбрал на конкурсе десять каналов (сейчас это СТС, «Домашний», ТНТ, РЕН ТВ, «Спорт плюс», ТВ-3, «Звезда», «Мир», «Муз ТВ» и «Спас»), которые вошли в так называемый второй мультиплекс. Он должен вещать на всю страну, но запуск этого мультиплекса в итоге был фактически отложен до 2019 года.

Работа над ошибкой

Пресс-службы «Всемирной сети «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа» не ответили на запрос РБК.

Распределение 34-й частоты в Москве для тематических каналов преследовало лишь одну цель перевести этих вещателей в разряд бесплатных, что позволит им и дальше размещать рекламу, утверждает топ-менеджер одного из телевизионных холдингов.

Принятые летом прошлого года ограничения для платных каналов сейчас признаны ошибкой, пояснил собеседник РБК. Он напомнил, что инициатором запрета был, в частности, Михаил Лесин, который 12 января уступит пост председателя правления «Газпром-Медиа» Дмитрию Чернышенко. Сам Лесин в интервью Forbes минувшим летом подтверждал, что участвовал в обсуждении этой инициативы. С уходом Лесина руководители федеральных каналов смогли добиться поблажек для своих тематических проектов, хотя целесообразно было бы отменить запрет полностью, резюмирует собеседник РБК.

С предложением пересмотреть запрет уже несколько раз выступал Общероссийский народный фронт (ОНФ). Организация предлагает отменить ограничения для региональных и муниципальных кабельных телеканалов. В Госдуму даже были внесены два соответствующих законопроекта, но до первого чтения они пока так и не дошли.

В последний раз ОНФ заявил о необходимости пересмотреть запрет 29 декабря, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в тот же день ответил, что Владимир Путин может поручить проработать этот вопрос.

«Это не наше было решение и не наше предложение. Эти решения были инициированы представителями масс-медиа, точнее, руководством этих [общефедеральных] каналов», прокомментировал запрет сам Путин на своей пресс-конференции 18 декабря.