Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 19:14 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  19:00   USD НАЛ. Покупка 64,00 Продажа 64,03 EUR НАЛ. 68,20 68,30 СМИ сообщили о ликвидации в Афганистане лидера ИГ Политика, 18:48 Банк правительства Крыма отключит банкоматы из-за данных о кибератаке Финансы, 18:23 СМИ узнали об увеличении числа отравившихся работников фирмы в Краснодаре Общество, 18:11 СКР возбудил дело после дорожной аварии в ХМАО Общество, 17:34 При стрельбе в финском городе погибли мэр и две журналистки Общество, 17:33 Прощание с Фиделем Кастро. Фоторепортаж Фотогалерея, 17:14 На Кубе захоронили прах Фиделя Кастро Политика, 17:01 Порошенко призвал наказать виновных в гибели силовиков под Киевом Политика, 16:45 Россия заявила об амнистировании более 2,5 тыс. боевиков в Сирии Политика, 16:20 Российские биатлонисты прервали антирекордную серию Спорт, 16:03 В результате дорожной аварии в ХМАО погибли шестеро детей Общество, 15:54 Борис Гребенщиков написал письмо в поддержку Ильдару Дадину Общество, 15:39 СМИ опубликовали видео с места стрельбы в финском городе Общество, 14:53 Российский легионер стал главной звездой игрового дня в НХЛ Спорт, 14:42 Судья признал ошибку в матче чемпионата России с участием «Зенита» Спорт, 13:49 СКР начал проверку после отравления 99 сотрудников краснодарской фирмы Общество, 13:28 Путин предрек эволюцию Трампа из коммерсанта в государственного деятеля Политика, 12:58 Денис Лебедев назвал причину поражения в чемпионском бою Спорт, 12:50 В Абхазии заявили о задержании в Сочи экс-главы спецслужб республики Политика, 12:48 Путин рассказал о провале попыток создать однополярный мир Политика, 12:30 В перестрелке между силовиками под Киевом погибли пять человек Общество, 12:21 Погибшую бразильскую команду объявили победителем Южноамериканского Кубка Спорт, 12:01 Бондарчук рассказал об отказе «Ленфильму» в правах на советские фильмы Общество, 11:19 ЦИК Узбекистана признал президентские выборы состоявшимися Политика, 10:18 Три человека погибли при стрельбе в приграничном с Россией финском городе Общество, 09:07 Рауль Кастро пообещал запретить называть улицы и площади именем брата Политика, 08:19 Глава Пентагона заявил о готовности к длительному соперничеству с Россией Политика, 08:04
5 мая 2015, 00:48
Сергей Соболев, Дарья Луганская
Запрет иностранцам владеть российскими СМИ затронул и «Яндекс»
В офисе компании «Яндекс» Фото: ТАСС
Из-за запрета иностранцам с 2016 года владеть более 20% в любом российском СМИ «Яндексу» придется реструктурировать работу своего сервиса «Яндекс.Пробки». Сейчас он зарегистрирован как информационное агентство

Сервис «Яндекс.Пробки» в данный момент зарегистрирован как информационное агентство, указала крупнейшая интернет-компания России в своем отчете за 2014 год. Поэтому на данный сервис распространяются принятые в прошлом году поправки в закон «О СМИ», запрещающие иностранцам с января 2016 года владеть 20% и более в учредителе любого российского СМИ.

Свидетельство о регистрации СМИ «Яндекс.Пробки / Yandex.Traffic / Yandex.Trafik / Яндекс.Затори» было выдано его учредителю ООО «Яндекс.Пробки» в марте 2014 года, указано в соответствующем реестре на сайте Роскомнадзора. СМИ со свидетельством ИА № ФС 77-57328 зарегистрировано как информационное агентство, работающее на русском, английском, турецком и украинском языках. Лента «Яндекс.Пробки» распространяется среди всех клиентов Интерфакса, сообщало это информагентство еще в декабре 2013 года.

Владельцами ООО «Яндекс.Пробки», по данным ЕГРЮЛ на февраль 2012 года, являются ООО «Яндекс» (99,99%) и Олег Бадера (0,01%). В свою очередь, учредителем ООО «Яндекс» выступает зарегистрированная в Нидерландах Yandex N.V., чьи акции торгуются на NASDAQ.

В марте ежедневная аудитория раздела «Карты» на «Яндексе» (где представлена информация и о ситуации на дорогах) на стационарных компьютерах достигала, по данным TNS Russia, по всей России 2,2 млн человек 12–64 лет, а в отдельно взятой Москве 720,5 тыс. Для сравнения: аналогичный показатель главной страницы «Яндекса» — 21,9 млн человек в России и 3 млн в Москве, «Яндекс.Новостей» — соответственно 5,6 млн и 882 тыс. человек.

«Яндекс», как сказано в его отчетности, изучает возможности по реструктуризации этой части бизнеса, чтобы привести ее в соответствие с поправками в закон «О СМИ», и не ожидает, что эти изменения окажут какое-то существенное влияние на основной бизнес. Пресс-секретарь «Яндекса» Татьяна Комарова в ответ на запрос РБК лишь процитировала эту же фразу из отчета компании.

Проблем у «Яндекса» возникнуть не должно, полагает партнер московского бюро Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. Он напоминает, что по закону «О СМИ» учредитель в любой момент может принять решение о прекращении деятельности СМИ. В данном случае интернет-компания просто может потребовать аннулировать свидетельство о регистрации СМИ для своего сервиса. Если газета, журнал, радио- или телеканал в законе прямо называются СМИ, то владелец интернет-сайта сам определяет, регистрировать его как СМИ или нет, отмечает Кравченко.

Как сообщал РБК, еще октябре 2014 года, после того как поправки в закон «О СМИ» были приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом Путиным, регистрации о свидетельстве СМИ для своих сайтов объявлений irr.ru и job.ru аннулировала компания «Пронто-Москва». Тем самым компанию, которая контролируется турецкой Dogan Group и которая отказалась издавать в России газету «Из рук в руки», принятые ограничения уже никак не затрагивают.

Описывая в отчетности потенциальные риски для своего бизнеса, «Яндекс» не исключает, что подобно принятым поправкам в закон «О СМИ» иностранцам в России могут ограничить и владение интернет-компаниями. Либо, допускает «Яндекс», весь интернет-бизнес или какие-то отдельные сервисы придется регистрировать как СМИ. Если это произойдет, то может привести к изменениям в управлении компанией и в ее структуре собственности, что в свою очередь негативно повлияет на стоимость акций, предупреждает «Яндекс».

В 2014 году, напоминает «Яндекс», депутат Госдумы Андрей Луговой уже обращался в Генпрокуратуру с запросом, должен ли агрегатор новостей «Яндекс.Новости» быть зарегистрирован как СМИ. Генпрокуратура инициативу Лугового не поддержала, но, как признается интернет-компания, она не может дать гарантии, что в будущем «Яндекс» не заставят регистрироваться как СМИ.

Украина, санкции и падение рубля

Но на первое место в перечне рисков для собственного бизнеса «Яндекс» в этот раз вынес конфликт на Украние и связанный в том числе с геополитическими проблемами спад в экономике.

«Яндекс» отмечает, что российская экономика пострадала от падения цен на нефть и международных санкций. Кризис привел к резким колебаниям валютного курса, процентных ставок по кредитам, падению ВВП, резкому падению стоимости акций российских компаний, говорится в отчете. Бумаги самого «Яндекса» за год подешевели более чем на 27%. Капитализация «Яндекса» на NASDAQ 4 мая составляла $6,15 млрд.

«Яндекс» признает, что геополитические и макроэкономические проблемы уже сказались на финансовых показателях компании. В первую очередь речь идет о рекламе — она остается основным источником выручки «Яндекса», но рекламодатели в условиях кризиса снижают расходы. А падение рубля значительно увеличило расходы компании на аренду офиса («Яндекс» арендует площади по ставке в долларах и уже оплатил аренду вперед, по третий квартал 2015 года).

Компания предупреждает, что санкции, запрещающие американским и европейским компаниям работать в Крыму, могут повлиять на работу его международных клиентов в России, а это отразится на рентабельности компании. Санкции также могут помешать «Яндексу» управлять собственными юрлицами и операциями за рубежом.

Отдельно в разделе рисков «Яндекс» указывает на негативное влияние переоценки рейтинга России в сторону «мусорного» агентством Standard & Poor’s.

ФАС в помощь

Наконец, еще один риск — снижение доли «Яндекса» на мобильных устройствах, которое обусловлено высокой конкуренцией с Google. В отчете упоминается инициированный «Яндексом» антимонопольный процесс против конкурента в России. Но даже в случае победы в ФАС «Яндекс» признается, что все равно рискует не нарастить долю на мобильных устройствах.

Российский поисковик пожаловался в ФАС на Google в феврале. «Яндекс» заявил, что корпорация может вынуждать производителей мобильных устройств, устанавливающих операционную систему Android, отказываться от предустановки приложений конкурентов, обязывая заключать эксклюзивные контракты на продвижение продуктов Google. Первое слушание дела прошло 13 апреля: по ходатайству Google разбирательство отложено до конца мая.

«Яндекс» подчеркивает, что, если не справится с конкуренцией за мобильную долю, это скажется на его бизнесе. Компания зарабатывает большую часть денег на связанной с поиском контекстной рекламе — 93% выручки в первом квартале, или 11,45 млрд руб.

Пока «мобильная» выручка «Яндекса» растет: в январе—марте 2015 года компании удалось получить на мобильном трафике 20% рекламной выручки (или 2,4 млрд руб.) против 18% в конце 2014 года. Но поисковая доля «Яндекса» на мобильных устройствах падает, и в первую очередь на популярной в России системе Android. В первом квартале 2015 года «Яндексу» принадлежало 42% на Android, на 2% меньше по сравнению с предыдущим кварталом.

Отыгрывать долю российский поисковик собирается через продвижение собственного браузера и поиска от «Яндекса» через другие приложения, рассказал на телеконференции по итогам первого квартала гендиректор «Яндекса» в России Александр Шульгин. Например, при обновлении «Яндекс.Метро» пользователю предлагается установить поиск «Яндекса» по умолчанию. Кроме того, «Яндекс» вводит новые инструменты для работы с мобильным сегментом в «Метрике», продукте для аналитики, и развивает сервисы для рекламодателей в мобайле, отметил он.


«Яндекс» раскрыл сумму сделки по покупке Adfox

За систему управления рекламой Adfox «Яндекс» должен заплатить $11,3 млн, следует из отчета компании, опубликованного на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Большую часть этой суммы, $8,5 млн, или 336 млн руб., «Яндекс» выплатил при закрытии сделки в сентябре прошлого года, еще $2,8 млн будут перечислены двумя траншами, на первую и вторую годовщины с момента закрытия сделки.

По данным СПАРК, выручка Adfox в 2013 году составила 58,9 млн руб., а чистая прибыль — всего 4,9 млн руб. (более поздних данных нет).

«Яндекс» купил технологию, бренд и команду Adfox из 40 человек, но не само ООО «Эдфокс», уточнял ранее представитель поисковика. Основанная в 2005 году Adfox принадлежит своим основателям и частным инвесторам. По данным ЕГРЮЛ,  30,4% компании владел технический директору Константин Белов, по 15,3% принадлежало гендиректору Илье Котову, бывшему главному редактору газеты «Коммерсантъ» Владиславу Бородулину и Дмитрию Логинову (в базе ЕГРЮЛ не раскрывается его должность, а представители Adfox не рассказывали о том, какие функции он выполнял в компании). Еще 13,7% компании управлял директор по развитию Adfox Борис Омельницкий, оставшиеся 10% принадлежали исполнительному директору Никите Пасынкову.

Adfox продает собственные рекламные технологии для размещения рекламы, в том числе медийной (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы). У компании несколько линеек продуктов — для рекламодателей, рекламных агентств, владельцев сайтов. Среди 750 клиентов, с которым на момент сделки с «Яндексом» были заключены договора, значились крупные рекламные агентства Grape, LBL, Real Web, компании МТС, «Связной» и Enter.

Технологии Adfox помогают крупным площадкам, которые сами продают рекламу, следить за ее «прокруткой»: отмечать, где освобождаются рекламные места, куда нужно докупить трафик и пр. Если сайт дорос до того, что стал сам продавать рекламу, у него возникает потребность иметь баннерную «крутилку», рассказывал РБК руководитель «Рекламной сети «Яндекса» Дмитрий Попов.

С присоединением к «Яндексу» Adfox подключили к собственной системе поисковика — «Крипта». Она отслеживает данные о каждом пользователе: какие у него могут быть возраст, пол, уровень дохода и интересы. Эти данные «Яндекс» получает в основном из поисковых запросов. А рекламодатель с помощью этих данных может настроить таргетинг.

Кроме «Крипты» к Adfox подключены RTB-технологии «Яндекса» (RTB — Real Time Bidding, или аукцион в реальном времени). Эти технологии предусматривают, что рекламодатели торгуются за место в отсутствие фиксированной цены, рассказывал Попов. На таком аукционе клиенты Adfox могут «сбросить» непроданный трафик: свободные рекламные площади на сайтах раскупаются и клиентами «Рекламной сети «Яндекса». «Яндекс» проводит единый RTB-аукцион через Adfox: в него добавлены объявления «Яндекс.Директ» и медийная реклама «Яндекса».

Ранее представитель «Яндекса» Ася Мелкумова раскрывала, что, по расчетам поисковика, рост доходов Adfox от подключения к рекламной сети «Яндекса» может составить до 50%.