Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 19:09 МСК
Деньги на службе Америки: сколько стоит команда Трампа Политика, 19:02 Навечно закрытый RuTracker за год избежал обвального падения аудитории Технологии и медиа, 18:56 Украина весной возобновит строительство стены на границе с Россией Политика, 18:48 Глава воронежского завода уволился после падения «Прогресса» Общество, 18:45 Антон Шипулин одержал первую победу в сезоне Спорт, 18:22 Инвестиции по Трампу: как новый президент США двигает котировки Экономика, 18:21 Шувалов заявил о намерении страховать рубль от «чрезмерного укрепления» Экономика, 18:19 Суд «совести»: как КС принял опасное решение по «делу ЮКОСА» Марат Давлетбаев партнер, руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Мнение, 18:14 Дональд Трамп приехал в Белый дом на чаепитие с Обамой Политика, 18:09 СМИ анонсировали уход из «Зенита» пяти-шести футболистов Спорт, 18:05 Шувалов ответил Чубайсу об «ужасе» на форуме в Давосе Экономика, 18:01 Активист рассказал о задержании 30 строителей МЦК и московского метро Общество, 17:57 Инаугурация Дональда Трампа. Онлайн-трансляция Онлайн, 17:55 МИД заявил об угрозе «цветной революции» в Венесуэле Политика, 17:44 Главу филиала структуры «Реновы» обвинили во взятке сотруднику ФСБ Бизнес, 17:44 Компанию-владельца турбазы на Сямозере выставили на продажу Финансы, 17:41 Глава гостиничной компании «Системы» покинул свой пост Бизнес, 17:38 Миллер доложил Путину о росте доли «Газпрома» на рынке Европы до 34% Экономика, 17:30 Медведев поручил проработать дополнительную закупку лекарств больным ВИЧ Политика, 17:25 Facebook выплатил россиянину $40 тыс. за выявление уязвимости Технологии и медиа, 17:21 Как проходили инаугурации президентов США Фотогалерея, 17:18 Pro et contra: каким запомнят Барака Обаму Америка и мир Виктория Журавлева профессор РГГУ, член Вольного исторического общества Мнение, 17:16 КПРФ обжалует в Мосгорсуде закон о встречах с избирателями Политика, 17:12 Россия и Сирия подписали соглашение о пункте ВМФ в Тартусе на 49 лет Политика, 17:09 Суд отказал Навальному в жалобе о слежке за его семьей Общество, 16:59 Экс-вице-президент кредитовавшего Ле Пен банка не признал вину в растрате Финансы, 16:49 Время Трампа: как Вашингтон готовится к передаче власти Политика, 16:48 Медведев поручил привести в «хорошее» состояние 85% федеральных дорог Общество, 16:35
3 фев 2016, 23:36
Алена Сухаревская, Полина Русяева, Петр Кирьян
«Бан» на Uber: могут ли столичные власти запретить сервис такси
Фото: Zuma\TASS
Москва против Uber
Основатель самого дорогого стартапа в мире впервые посетит Россию 27 мая 2016, 18:25 Ликсутов рассказал о снижении цен в московских такси на 30% 17 мая 2016, 10:19 Еще 7 материалов
Столичные власти требуют от Uber подписать соглашение, по которому компания будет обязана работать только с легальными такси и предоставлять данные о движении своих машин. Почему Uber не торопится это делать?

Документ несогласия

О том, что власти Москвы могут запретить Uber работать в столице, во вторник заявил глава департамента транспорта Максим Ликсутов. По его словам, это произойдет, если в ближайшее время американская компания не подпишет соглашение о сотрудничестве с ведомством. В среду Ликсутов отвел Uber месяц на подписание документа. «Если нет, то у нас есть законное право и обязанность обратиться в правоохранительные органы и начать процедуру, связанную с запрещением деятельности», — предупредил чиновник в интервью радиостанции «Говорит Москва».

Соглашение об информационном взаимодействии со столичными властями, которое необходимо подписать Uber, подразумевает выполнение двух ключевых условий. Во-первых, Uber должен взять на себя обязательство работать только с легальными таксистами: это означает, что компания передает заказы только тем водителям, которые имеют разрешение на таксомоторную деятельность, объяснял ранее РБК представитель столичного департамента транспорта.​ Во-вторых, в рамках соглашения сервис должен будет передавать данные по перемещению своих автомобилей по городу. Речь идет об «обезличенной» информации о свободных автомобилях на линии, подключенных к сервису, уточнил источник РБК, знакомый с условиями предлагаемого соглашения. Эти данные нужны департаменту транспорта столицы «для мониторинга и оценки дорожной ситуации в Москве», — объяснял Ликсутов.

С департаментом транспорта уже сотрудничают два основных конкурента Uber — «Яндекс.Такси» и Gett (ООО «ГетТакси Рус»). У «Яндекса» соглашение подписано еще осенью 2014 года, и оно касается не только работы сервиса такси, но и обмена открытыми данными в сфере транспорта, поясняла РБК представитель «Яндекс.Такси» Элина Ставиская. Gett подписал соглашение с департаментом транспорта в январе этого года, сообщила представитель компании Алена Балакирева. Представители обоих сервисов утверждают, что их компании начали работать исключительно с лицензированными таксистами «еще до подписания документа».

Аналогичное соглашение с Uber должно было быть подписано еще до конца 2015 года, заявил во вторник Ликсутов в интервью «Газете.ру». Но, по его словам, сервис попросил отсрочку — сначала до конца января, потом еще на 10 дней, объяснив это корпоративными процедурами. Представитель Uber Евгения Шипова подтвердила эту информацию. Отсрочку в подписании соглашения с властями она объяснила длительностью процедуры: «Uber — большая компания [работает в 68 странах], и внутренние процедуры по согласованию важных документов иногда занимают больше времени, чем мы бы этого хотели».

Другие версии

Есть ли у сторон принципиальные разногласия по тексту соглашения, ни Uber, ни столичные власти не раскрывают. Представитель сервиса в среду лишь заявила, что стороны наконец пришли к версии документа, устраивающей всех. Но пресс-служба департамента транспорта на запрос РБК сообщила, что процесс обсуждений еще продолжается. «Для нас принципиален вопрос безопасности: перевозка должна осуществляться водителями, которые имеют разрешение на таксомоторную деятельность, проходят медосмотр, знают город, машины проходят технический контроль», — подчеркнул представитель ведомства.

Uber может не устраивать условие работать только с легальными партнерами, полагает гендиректор «Евротранссервиса» (бренд «Формула-Такси») Богдан Коношенко. Когда сервис только «зашел» в Россию, он работал с водителями без лицензий, что было прямым нарушением законодательства, утверждал в июле 2015 года в эфире телеканала РБК руководитель сервиса «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

Uber в цифрах

В 173 судебных процессах участвовал Uber по состоянию на октябрь 2015 года только в США

$62,5 млрд составила последняя оценка стоимости Uber на декабрь 2015 года

$8,6 млрд превысили привлеченные Uber инвестиции

5,7 тыс. человек работают в Uber во всем мире

Более 150 тыс. человек отметили Новый, 2016 год в такси, подключенных к Uber

$987,2 млн составил убыток Uber за первое полугодие 2015 года

$1,5 млрд достигла выручка Uber за весь 2015 год

Источники: Reuters, Bloomberg, данные компании, The Information

Правила использования легальных такси действительно предусматривают, что автомобили по вызову пассажира должны выезжать на маршрут по путевому листу, водитель перед началом рабочего дня должен пройти медосмотр, а машина — ежедневный техосмотр, перечисляет Коношенко. Унифицированные правила позволяют исключить работу с водителями, которые «бомбят» по 16 часов в день, говорит представитель Gett Алена Балакирева.

Работа с «нелегалами» — водителями такси без лицензий — одна из главных конфликтных точек с регуляторами в работе Uber во многих странах мира. В США и Европе Uber, по сути, изобрел «бомбил», объявив, что водителем может стать каждый, а не только тот, кто заплатил за дорогостоящую лицензию на такси. Стоимость лицензии на пассажирские перевозки в Нью-Йорке (так называемый медальон) может достигать $1,3 млн, в Париже легализация обойдется более чем в €200 тыс. Судебными решениями в Италии, Голландии, Бельгии, Испании, Франции и Германии запрещена деятельность UberPop — сервиса, который работает исключительно с частными водителями, а не с лицензированными таксистами. В Испании помимо запрета UberPop наложен судебный запрет и на сотрудничество сервиса с телекоммуникационными компаниями и операторами платежных систем.

Но в России Uber работает строго в соответствии с местным законодательством, настаивает Шипова. В отличие от Европы и США здесь таксисту гораздо проще легализоваться: заявление на получение разрешения на таксомоторную деятельность в столице можно подать через портал госуслуг, срок получения не превышает 10 рабочих дней, а само разрешение выдается бесплатно.

Конкуренты Uber также не раскрывают, что именно прописано в соглашениях, которые они заключили с Москвой. Договоренности агрегаторов со столичными властями не идентичны, утверждает источник, близкий к одному из сервисов по вызову такси. Например, по его данным, «Яндекс.Такси» не передает департаменту транспорта информацию о маршрутах водителей, а в документе Gett этот пункт присутствует (представители самих сервисов это не комментируют).

Власти Москвы не требуют от агрегаторов раскрывать персональные данные пассажиров, и это уже неплохо, рассуждает собеседник РБК в одном из крупных сервисов такси. Но, получив данные о передвижении автомобилей, департамент  транспорта узнает, сколько всего машин подключено к агрегатору, отмечает он.  Это даст властям столицы представление о выручке сервисов, а тот же Uber эту информацию тщательно скрывает. У мэрии нет задачи получить коммерческую информацию, возражает источник РБК, близкий к Uber и знакомый с ходом переговоров с чиновниками, — по крайней мере подобные темы не обсуждались на встречах.

Агрегация такси

Агрегаторы такси прочно обосновались на московском рынке. «Практически все таксопарки подключены к тем или иным сервисам», — говорит гендиректор компании «Евротранссервис» (бренд «Формула-Такси») Богдан Коношенко. По его данным, около 35–40% заказов все еще приходится на телефонные диспетчерские, но остальные — приходят в таксопарки через мобильные приложения. На конец 2015 года у «Яндекс.Такси» было около 60% рынка московского такси, у Gett — 20%, а у Uber — не более 10%, такие оценки приводит Московская торгово-промышленная палата.

Выручка «Убер Текнолоджи» в 2014 году составила 15,5 млн руб., чистая прибыль — 1,7 млн руб., следует из базы «СПАРК-Интерфакс» (данных о том, что эти цифры соответствуют заработкам Uber в России, нет). Выручка ООО «ГетТакси Рус» по итогам 2014 года — 354,5 млн руб., прибыли у компании нет, а чистый убыток составил 299,7 млн руб. Компания «Яндекс» не раскрывает выручку сервиса «Такси» в отчетности, но признает, что значительная часть доходов в бухгалтерской статье «Другое» приходится именно на «Яндекс.Такси». В 2014 году на нее пришлось 620 млн руб.

Сейчас Uber — крупнейший в мире сервис по оказанию таксомоторных услуг — работает в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону. До конца 2016 года сервис планирует начать деятельность еще в 10 городах России, рассказывал РБК вице-президент и совладелец Uber Райан Грэйвс. Покрытие в 17 городах может вывести американскую компанию в лидеры в России по числу городов присутствия. «Яндекс.Такси» сейчас работает в 14 городах, сервис Gett — в 10.

Сложно, но можно

Споры с властями по всему​ миру — привычная для Uber ситуация. К примеру, в Индии сервис был запрещен после массовых протестов, когда одного из водителей Uber обвинили в изнасиловании клиентки (на данный момент запрет в стране снят).

Впрочем, попытки властей запретить Uber не всегда сразу оказывались успешными. В Париже деятельность сервиса суд впервые ограничил еще осенью 2014 года. Но, несмотря на это, Uber продолжал работать вплоть до июля 2015 года, когда таксисты начали массовые протесты против сервиса. После того как выступления переросли в беспорядки, власти были вынуждены прийти в офис Uber с обысками и арестовать главу французского подразделения Тибо Симфаля и генерального менеджера компании в Европе Пьера Димитрия Гор-Коти по обвинению в «незаконном предоставлении услуг такси».

Ликсутов также заявил, что у департамента транспорта Москвы есть «законные основания» для обращения в правоохранительные органы. Но на просьбу РБК уточнить, о каких именно основаниях идет речь, представитель департамента транспорта сообщил, что этот вопрос находится в компетенции самих правоохранительных органов и судов. Собеседники РБК в сервисах-агрегаторах затруднились предположить, как именно столичные власти могут заявить о своих претензиях.

Возможный вариант запрета — ограничить доступ к IP-адресам сервиса Uber, рассуждает сотрудник одного из агрегаторов такси. Технически осуществить это «сложно, но можно», говорит сотрудник одной из телекоммуникационных компаний. Такая задача по силу Роскомнадзору — при наличии соответствующего судебного решения, полагают собеседники РБК.

В случае необходимости регулятор также может попытаться «вычистить» мобильное приложение Uber из магазинов AppStore и Google Play, считает источник еще в одном сервисе такси. Прецеденты по удалению приложения в России уже были: например, в июле 2015 года из Google Play было удалено официальное приложение соцсети «ВКонтакте» — по жалобе одного из правообладателей на нелегальный контент, писала газета «Известия». В 2014 году «ВКонтакте» удаляли и из AppStore по той же причине. Чтобы вернуться в магазин Apple, «ВКонтакте» тогда пришлось убрать из приложения раздел музыки.

Представитель Роскомнадзора отказался от комментариев.