Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 5:19 МСК
Конгрессмен США заявил о слежке за Трампом и его командой Политика, 04:52 CNN узнал данные ФБР о контактах команды Трампа с Россией Политика, 04:29 Генсек НАТО заявил о важности диалога с Россией в период напряженности Политика, 04:14 Кудрин заявил о находящемся в «надежных женских руках» Центробанке Политика, 03:33 Геннадий Тимченко займется ресторанным бизнесом Бизнес, 03:25 Verizon и AT&T остановили рекламу на YouTube из-за экстремистских видео Бизнес, 02:46 Полиция Лондона допустила связь напавшего с международным терроризмом Общество, 02:01 В мусорном баке в Киеве нашли самодельное взрывное устройство Общество, 01:59 На Эйфелевой башне погасят огни в память жертв теракта в Лондоне Общество, 01:14 Лондон отказался повысить уровень террористической угрозы после атаки Политика, 01:06 Захарченко заявил о прекращении поставок угля и металла на Украину Политика, 00:36 АСВ расплатится новым офисом за долги Центробанку Финансы, 00:01 Ретейлеры пообещали увеличить в 2017 году долю собственных торговых марок Бизнес, 00:00 Кремлевский бомбардир: кто стоит за взлетом команды-фантома Расследование, 00:00 Московский рынок такси вырос за год более чем в два раза Технологии и медиа, 00:00 Киев назвал дату введения санкции против «дочек» российских банков Политика, Вчера, 23:47 СМИ назвали имя устроившего теракт в Лондоне мужчины Политика, Вчера, 23:16 Самойлова прокомментировала отказ СБУ пустить ее на «Евровидение» Общество, Вчера, 23:10 США подтвердили создание «зон безопасности» в Сирии и Ираке Политика, Вчера, 22:53 Парламент Шотландии перенес обсуждение референдума после атаки в Лондоне Политика, Вчера, 22:35 Трамп провел переговоры с Мэй после теракта в Лондоне Политика, Вчера, 22:11 Умер сыгравший мистера Эй в фильме «Мэри Поппинс, до свидания» актер Общество, Вчера, 22:11 СР заявила о соглашении с ЛДПР и КПРФ о единых кандидатах в губернаторы Политика, Вчера, 22:01 Пентагон сообщил о переброске сирийских повстанцев в провинции Ракка Политика, Вчера, 21:52 СКР возбудил уголовное дело после пожара с двумя жертвами в Москве Общество, Вчера, 21:39 В Госдуме призвали к коалиции против террористов после теракта в Лондоне Политика, Вчера, 21:29 Министр Ткачев допустил прекращение сельхозпоставок в Турцию Экономика, Вчера, 21:24 Гендиректора «дочки» АЛРОСА отправили в отставку Бизнес, Вчера, 21:14
Spotify передумал выходить на российский рынок
2 фев 2015, 00:12
Дарья Луганская
Spotify передумал выходить на российский рынок
Фото: Global Look Press
Популярный в мире музыкальный сервис Spotify передумал открывать офис в России и планирует расстаться с локальным руководителем бизнеса Александром Кубанеишвили
Самый известный в мире легальный музыкальный сервис, которым пользуются около 60 млн человек, решил не выходить на российский рынок в 2015 году. О том, что Spotify сворачивает деятельность в России, РБК рассказали потенциальный партнер сервиса в стране, а также источник, близкий к Александру Кубанеишвили, который должен был возглавить российский офис компании.

Сам Кубанеишвили подтвердил эту информацию – он прекратил сотрудничать со Spotify с февраля.

Помешали новые законы

Кубаниешвили в понедельник разослал потенциальным партнерами Spotify письма, в которых объяснил решение компании отказаться от выхода в Россию (копия есть у РБК). «Причин несколько – экономический кризис, политическая ситуация, новые законы, регулирующие Интернет», – написал менеджер. Развернуто поговорить о рисках Spotify в России он отказался.

Источник, близкий к Spotify, уточнил, что кроме главной причины – экономического кризиса – компанию напугал новый закон о персональных данных, обязывающий хранить данные россиян на территории России с 1 сентября 2015 года. «Spotify – это облачный сервис, который не может работать так, чтобы персональные данные россиян хранились в России, а шведов – в Швеции», – сказал он. Архитектура сервиса устроена так, что для соответствия закону нужно будет поменять ее устройство полностью, а это обернется увеличением расходов. В пресс-службе головного офиса Spotify на запрос РБК не отреагировали.

Основанный шведами Даниелем Эком и Мартином Лоренцоном в 2006 году Spotify позволяет слушать музыку онлайн. Сервис представлен в 58 странах: его офисы, помимо стран Европы, расположены в Австралии, США, Гонконге, Мексике, и Сингапуре. Среди партнеров Spotify –  Universal Music Group, Sony Music, EMI, Warner Music, Merlin и др.

Юридическое лицо в России появилось у Spotify еще в начале 2014 года: в Едином государственном реестре юридических лиц 13 января было зарегистрировано ООО «Спотифай». Его учредила частная компания с ограниченной ответственностью Spotify AB, зарегистрированная в Швеции. В реестре говорится, что ООО «Спотифай» должно заниматься «исследованием конъюнктуры рынка».

В апреле газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники написала, что за развитие бизнеса на местном рынке будет отвечать Кубанеишвили. До этого менеджер отвечал за рекламный бизнес и отношения с партнерами в Google, занимался онлайн-продажами в Microsoft, был директором по продажам в Gigafone Technologies.

В сентябре ТАСС сообщал, что Spotify перенес выход на российский рынок с осени 2014 года на начало 2015-го. Причина, по версии источника агентства, заключалась в том, что Spotify так и не договорился с мобильными операторами о партнерстве.

Пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников в пятницу подтвердил РБК, что компания вела переговоры со Spotify, но в итоге тендер выиграл другой музыкальный сервис – Mondia Media Group GmbH. Эта компания предлагает не только стриминговое аудио, но и игры. Ее головной офис находится в Гамбурге, а представительства действуют в Бразилии, ЮАР, Италии и проч. Представители «ВымпелКома» и «МегаФона» не ответили на запросы РБК.

Подписка за 500 руб.

Частью контента Spotify можно пользоваться бесплатно в обмен на прослушивание рекламы, а полный каталог доступен за абонентскую плату. «Возможно, их глобальная лицензия не позволяет установить конкурентоспособную цену», – рассуждает контент-директор российского стримингового сервиса Zvooq Михаил Константинов.

Размер абонентской платы, по данным Spotify, отличается в разных странах, и разброс очень велик – от $2,93 на Филиппинах до $18,42 в Дании. В среднем подписка стоит около $7 в месяц, а по текущему курсу в России она обошлась бы почти в 500 руб., говорит Константинов. В России легальные сервисы прослушивания музыки, например «Яндекс.Музыка» и Zvooq, предлагают абонентскую плату в размере 150–200 руб. в месяц.

Основатель легального видеосервиса Tvigle Егор Яковлев считает, что Spotify понял бессмысленность распространения по подписке в России. По его мнению, рынок легальных сервисов, работающих по рекламной модели монетизации, в ближайшие годы ждет рост, а компаниям, работающим с платным и подписным контентом, будет гораздо сложнее. «Во время кризиса люди стараются сокращать расходы, и первыми страдают небазовые – например, платный доступ к информационным каналам и сервисам: особенно в России с ее относительно высоким уровнем пиратства», – заметил он. По данным Synovate Comcon, в январе 2015 года доля россиян, которые платят за какой-либо вид онлайн-контента, не превышала трети от всех интернет-пользователей (33%).

Гендиректор музыкального сервиса Zvuki.ru Софья Соколова считает, что Spotify теоретически мог удачно стартовать в России в кризис, например в 2014 году на местный рынок вышел другой зарубежный сервис – Guvera, «игрок молодой, но весьма амбициозный», как считает Соколова. Guvera тоже зарабатывает и на подписке, и на рекламе.

Сейчас на рынке легальной онлайн-музыки в России несколько крупных игроков – «Яндекс.Музыка», Zvooq, Guvera и другие. По данным PwC, объем рынка цифровой музыки в России в 2013 году достиг $32 млн. Скачивание музыки принесло $17 млн, доля мобильной музыки составила $12 млн.

В 2013 году Spotify заработал $1,03 млрд, что на 74% больше, чем в 2012 году. Чистый убыток компании составил $80 млн. По данным Financial Times, звукозаписывающим компаниям и другим владельцам прав на музыку компания заплатила $753,3 млн – то есть более 70% годовой выручки. По собственной информации Spotify, у сервиса 15 млн платных подписчиков и 60 млн активных пользователей.