Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 18:40 МСК
Губернатор Петербурга заметил в отчетах чиновников о ЖКХ фото 50-х годов Общество, 18:21 Сирийские войска начали крупную наземную операцию в Алеппо Политика, 18:14 Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 64,10 Продажа 64,23 EUR НАЛ. 71,84 71,91 Резиденты поневоле: как Минфин «помог» проживающим за рубежом россиянам Александр Захаров партнер Paragon Advice Group Мнение, 17:59 ЦБ выявил вывод из «ЕвроАксис Банка» около 1 млрд руб. Финансы, 17:53 Богатейший китаец задумался о покупке учредителя премии «Золотой глобус» Бизнес, 17:29 Машина в Москве сбила пешехода на автобусной остановке Общество, 17:19 Galaxy Note 7 взорвался в руках владельца через сутки после покупки Технологии и медиа, 16:56 «Роснефть» ответила на сообщение о конфликте Сечина с главой «Транснефти» Бизнес, 16:53 Рубль укрепился к доллару вопреки падению цен на нефть Финансы, 16:45 Раскрывшего «карусель» на выборах в Петербурге журналиста будут судить Общество, 16:45 Неформальная встреча участников ОПЕК пройдет без России Политика, 16:25 Московское метро заключило контракт на размещение рекламы на десять лет Бизнес, 16:18 Врачи допустили выписку президента Киргизии из ЦКБ к концу недели Политика, 16:17 Компанию Илона Маска обвинили в краже интеллектуальной собственности Бизнес, 16:12 В Старом Осколе водители выстроили автобусы в надпись «Путин, помоги» Общество, 15:52 В Грузии завели дело о заговоре из-за аудиозаписи «разговора Саакашвили» Политика, 15:44 Погибших при пожаре на складе пожарных представили к орденам Мужества Общество, 15:35 Следствие отказалось амнистировать владельца SPI Group Юрия Шефлера Общество, 15:23 Путин призвал не спешить наращивать объемы экспорта зерна Экономика, 15:22 Альфа-банк заключил мировую по долгу с производителем танка «Армата» Бизнес, 15:19 Avito стала владельцем портала Domofond.ru Технологии и медиа, 15:05 «Роснефть» и Сбербанк создали совместное предприятие для газовых проектов Бизнес, 15:01 Медведев обсудил с премьером Турции совместные энергетические проекты Политика, 14:56 КНДР объявила о завершении разработки ядерного оружия Политика, 14:54 Куда идет Америка: о чем Клинтон и Трамп спорили на первых дебатах Политика, 14:47 После отравления 14 детей в реабилитационном центре Томска возбудили дело Общество, 14:43 УЕФА прокомментировал арест средств московского «Спартака» Спорт, 14:36
Spotify передумал выходить на российский рынок
2 фев 2015, 00:12
Дарья Луганская
Spotify передумал выходить на российский рынок
Фото: Global Look Press
Популярный в мире музыкальный сервис Spotify передумал открывать офис в России и планирует расстаться с локальным руководителем бизнеса Александром Кубанеишвили
Самый известный в мире легальный музыкальный сервис, которым пользуются около 60 млн человек, решил не выходить на российский рынок в 2015 году. О том, что Spotify сворачивает деятельность в России, РБК рассказали потенциальный партнер сервиса в стране, а также источник, близкий к Александру Кубанеишвили, который должен был возглавить российский офис компании.

Сам Кубанеишвили подтвердил эту информацию – он прекратил сотрудничать со Spotify с февраля.

Помешали новые законы

Кубаниешвили в понедельник разослал потенциальным партнерами Spotify письма, в которых объяснил решение компании отказаться от выхода в Россию (копия есть у РБК). «Причин несколько – экономический кризис, политическая ситуация, новые законы, регулирующие Интернет», – написал менеджер. Развернуто поговорить о рисках Spotify в России он отказался.

Источник, близкий к Spotify, уточнил, что кроме главной причины – экономического кризиса – компанию напугал новый закон о персональных данных, обязывающий хранить данные россиян на территории России с 1 сентября 2015 года. «Spotify – это облачный сервис, который не может работать так, чтобы персональные данные россиян хранились в России, а шведов – в Швеции», – сказал он. Архитектура сервиса устроена так, что для соответствия закону нужно будет поменять ее устройство полностью, а это обернется увеличением расходов. В пресс-службе головного офиса Spotify на запрос РБК не отреагировали.

Основанный шведами Даниелем Эком и Мартином Лоренцоном в 2006 году Spotify позволяет слушать музыку онлайн. Сервис представлен в 58 странах: его офисы, помимо стран Европы, расположены в Австралии, США, Гонконге, Мексике, и Сингапуре. Среди партнеров Spotify –  Universal Music Group, Sony Music, EMI, Warner Music, Merlin и др.

Юридическое лицо в России появилось у Spotify еще в начале 2014 года: в Едином государственном реестре юридических лиц 13 января было зарегистрировано ООО «Спотифай». Его учредила частная компания с ограниченной ответственностью Spotify AB, зарегистрированная в Швеции. В реестре говорится, что ООО «Спотифай» должно заниматься «исследованием конъюнктуры рынка».

В апреле газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники написала, что за развитие бизнеса на местном рынке будет отвечать Кубанеишвили. До этого менеджер отвечал за рекламный бизнес и отношения с партнерами в Google, занимался онлайн-продажами в Microsoft, был директором по продажам в Gigafone Technologies.

В сентябре ТАСС сообщал, что Spotify перенес выход на российский рынок с осени 2014 года на начало 2015-го. Причина, по версии источника агентства, заключалась в том, что Spotify так и не договорился с мобильными операторами о партнерстве.

Пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников в пятницу подтвердил РБК, что компания вела переговоры со Spotify, но в итоге тендер выиграл другой музыкальный сервис – Mondia Media Group GmbH. Эта компания предлагает не только стриминговое аудио, но и игры. Ее головной офис находится в Гамбурге, а представительства действуют в Бразилии, ЮАР, Италии и проч. Представители «ВымпелКома» и «МегаФона» не ответили на запросы РБК.

Подписка за 500 руб.

Частью контента Spotify можно пользоваться бесплатно в обмен на прослушивание рекламы, а полный каталог доступен за абонентскую плату. «Возможно, их глобальная лицензия не позволяет установить конкурентоспособную цену», – рассуждает контент-директор российского стримингового сервиса Zvooq Михаил Константинов.

Размер абонентской платы, по данным Spotify, отличается в разных странах, и разброс очень велик – от $2,93 на Филиппинах до $18,42 в Дании. В среднем подписка стоит около $7 в месяц, а по текущему курсу в России она обошлась бы почти в 500 руб., говорит Константинов. В России легальные сервисы прослушивания музыки, например «Яндекс.Музыка» и Zvooq, предлагают абонентскую плату в размере 150–200 руб. в месяц.

Основатель легального видеосервиса Tvigle Егор Яковлев считает, что Spotify понял бессмысленность распространения по подписке в России. По его мнению, рынок легальных сервисов, работающих по рекламной модели монетизации, в ближайшие годы ждет рост, а компаниям, работающим с платным и подписным контентом, будет гораздо сложнее. «Во время кризиса люди стараются сокращать расходы, и первыми страдают небазовые – например, платный доступ к информационным каналам и сервисам: особенно в России с ее относительно высоким уровнем пиратства», – заметил он. По данным Synovate Comcon, в январе 2015 года доля россиян, которые платят за какой-либо вид онлайн-контента, не превышала трети от всех интернет-пользователей (33%).

Гендиректор музыкального сервиса Zvuki.ru Софья Соколова считает, что Spotify теоретически мог удачно стартовать в России в кризис, например в 2014 году на местный рынок вышел другой зарубежный сервис – Guvera, «игрок молодой, но весьма амбициозный», как считает Соколова. Guvera тоже зарабатывает и на подписке, и на рекламе.

Сейчас на рынке легальной онлайн-музыки в России несколько крупных игроков – «Яндекс.Музыка», Zvooq, Guvera и другие. По данным PwC, объем рынка цифровой музыки в России в 2013 году достиг $32 млн. Скачивание музыки принесло $17 млн, доля мобильной музыки составила $12 млн.

В 2013 году Spotify заработал $1,03 млрд, что на 74% больше, чем в 2012 году. Чистый убыток компании составил $80 млн. По данным Financial Times, звукозаписывающим компаниям и другим владельцам прав на музыку компания заплатила $753,3 млн – то есть более 70% годовой выручки. По собственной информации Spotify, у сервиса 15 млн платных подписчиков и 60 млн активных пользователей.