Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:23 МСК
Сенаторы пригрозили заблокировать Трампу отмену санкций против России Политика, 22:58 Большая часть Абхазии осталась без электричества из-за аварии Общество, 22:17 «Тройка» по переговорам: смогут ли Россия, Иран и Турция дать мир Сирии? Леонид Исаев арабист, старший преподаватель Высшей школы экономики Мнение, 21:52 Миллионы с перцем: как заработать на производстве специй Свое дело, 21:51 СМИ сообщили об убийстве девушки из автомата Калашникова на Кубани Общество, 21:33 Белый дом рассказал о переговорах по переносу посольства США в Израиле Общество, 21:21 Мэй отказалась комментировать информацию о провальном запуске ракеты Политика, 20:37 На пост куратора Госдумы и Совфеда в Кремле выдвинули Сергея Железняка Политика, 20:32 Военные эксперты предсказали победу России над армией Британии за полдня Политика, 20:05 Трамп сравнил число зрителей своей инаугурации и церемонии Обамы Политика, 19:43 Белый дом обвинил американские СМИ в попытке лишить Трампа легитимности Политика, 19:25 Минсельхоз Германии заявил о неизменности позиции по санкциям для России Политика, 18:55 Партийная пятилетка: чем закончился съезд «Единой России» Политика, 18:24 Трамп после протестов заявил о праве на выражение мнения Политика, 18:14 Повстанцы заявили о стремлении России к «нейтралитету» в отношении Асада Политика, 17:47 В аэропорту Пулково провели проверку из-за шутки о бомбе Общество, 17:45 Глава Минтруда поддержал предложение ограничить расчеты наличными Финансы, 17:16 Вертолет экстренно сел на МКАД Общество, 17:12 Новак назвал диапазон цен на нефть в 2017 году Экономика, 16:56 СК начал проверку после гибели туристов при сходе лавины в Мурманске Общество, 16:49 СМИ узнали о просьбе ФИФА к Мутко не руководить российским футболом Спорт, 16:34 Трамп ответил протестовавшим после его вступления в должность президента Политика, 16:23 Саакашвили пожаловался на СМИ Украины за свои фото с инаугурации Трампа Политика, 16:05 Новак заявил о соблюдении странами плана по сокращению добычи нефти Политика, 15:34 В генсовет «Единой России» впервые вошел министр Политика, 14:57 Румен Радев вступил в должность президента Болгарии Политика, 14:45 В Высший совет «Единой России» вошли Кадыров и Володин Политика, 14:35 Медведев призвал «расстаться с иллюзиями» по поводу отмены санкций Политика, 13:56
Spotify передумал выходить на российский рынок
2 фев 2015, 00:12
Дарья Луганская
Spotify передумал выходить на российский рынок
Фото: Global Look Press
Популярный в мире музыкальный сервис Spotify передумал открывать офис в России и планирует расстаться с локальным руководителем бизнеса Александром Кубанеишвили
Самый известный в мире легальный музыкальный сервис, которым пользуются около 60 млн человек, решил не выходить на российский рынок в 2015 году. О том, что Spotify сворачивает деятельность в России, РБК рассказали потенциальный партнер сервиса в стране, а также источник, близкий к Александру Кубанеишвили, который должен был возглавить российский офис компании.

Сам Кубанеишвили подтвердил эту информацию – он прекратил сотрудничать со Spotify с февраля.

Помешали новые законы

Кубаниешвили в понедельник разослал потенциальным партнерами Spotify письма, в которых объяснил решение компании отказаться от выхода в Россию (копия есть у РБК). «Причин несколько – экономический кризис, политическая ситуация, новые законы, регулирующие Интернет», – написал менеджер. Развернуто поговорить о рисках Spotify в России он отказался.

Источник, близкий к Spotify, уточнил, что кроме главной причины – экономического кризиса – компанию напугал новый закон о персональных данных, обязывающий хранить данные россиян на территории России с 1 сентября 2015 года. «Spotify – это облачный сервис, который не может работать так, чтобы персональные данные россиян хранились в России, а шведов – в Швеции», – сказал он. Архитектура сервиса устроена так, что для соответствия закону нужно будет поменять ее устройство полностью, а это обернется увеличением расходов. В пресс-службе головного офиса Spotify на запрос РБК не отреагировали.

Основанный шведами Даниелем Эком и Мартином Лоренцоном в 2006 году Spotify позволяет слушать музыку онлайн. Сервис представлен в 58 странах: его офисы, помимо стран Европы, расположены в Австралии, США, Гонконге, Мексике, и Сингапуре. Среди партнеров Spotify –  Universal Music Group, Sony Music, EMI, Warner Music, Merlin и др.

Юридическое лицо в России появилось у Spotify еще в начале 2014 года: в Едином государственном реестре юридических лиц 13 января было зарегистрировано ООО «Спотифай». Его учредила частная компания с ограниченной ответственностью Spotify AB, зарегистрированная в Швеции. В реестре говорится, что ООО «Спотифай» должно заниматься «исследованием конъюнктуры рынка».

В апреле газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники написала, что за развитие бизнеса на местном рынке будет отвечать Кубанеишвили. До этого менеджер отвечал за рекламный бизнес и отношения с партнерами в Google, занимался онлайн-продажами в Microsoft, был директором по продажам в Gigafone Technologies.

В сентябре ТАСС сообщал, что Spotify перенес выход на российский рынок с осени 2014 года на начало 2015-го. Причина, по версии источника агентства, заключалась в том, что Spotify так и не договорился с мобильными операторами о партнерстве.

Пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников в пятницу подтвердил РБК, что компания вела переговоры со Spotify, но в итоге тендер выиграл другой музыкальный сервис – Mondia Media Group GmbH. Эта компания предлагает не только стриминговое аудио, но и игры. Ее головной офис находится в Гамбурге, а представительства действуют в Бразилии, ЮАР, Италии и проч. Представители «ВымпелКома» и «МегаФона» не ответили на запросы РБК.

Подписка за 500 руб.

Частью контента Spotify можно пользоваться бесплатно в обмен на прослушивание рекламы, а полный каталог доступен за абонентскую плату. «Возможно, их глобальная лицензия не позволяет установить конкурентоспособную цену», – рассуждает контент-директор российского стримингового сервиса Zvooq Михаил Константинов.

Размер абонентской платы, по данным Spotify, отличается в разных странах, и разброс очень велик – от $2,93 на Филиппинах до $18,42 в Дании. В среднем подписка стоит около $7 в месяц, а по текущему курсу в России она обошлась бы почти в 500 руб., говорит Константинов. В России легальные сервисы прослушивания музыки, например «Яндекс.Музыка» и Zvooq, предлагают абонентскую плату в размере 150–200 руб. в месяц.

Основатель легального видеосервиса Tvigle Егор Яковлев считает, что Spotify понял бессмысленность распространения по подписке в России. По его мнению, рынок легальных сервисов, работающих по рекламной модели монетизации, в ближайшие годы ждет рост, а компаниям, работающим с платным и подписным контентом, будет гораздо сложнее. «Во время кризиса люди стараются сокращать расходы, и первыми страдают небазовые – например, платный доступ к информационным каналам и сервисам: особенно в России с ее относительно высоким уровнем пиратства», – заметил он. По данным Synovate Comcon, в январе 2015 года доля россиян, которые платят за какой-либо вид онлайн-контента, не превышала трети от всех интернет-пользователей (33%).

Гендиректор музыкального сервиса Zvuki.ru Софья Соколова считает, что Spotify теоретически мог удачно стартовать в России в кризис, например в 2014 году на местный рынок вышел другой зарубежный сервис – Guvera, «игрок молодой, но весьма амбициозный», как считает Соколова. Guvera тоже зарабатывает и на подписке, и на рекламе.

Сейчас на рынке легальной онлайн-музыки в России несколько крупных игроков – «Яндекс.Музыка», Zvooq, Guvera и другие. По данным PwC, объем рынка цифровой музыки в России в 2013 году достиг $32 млн. Скачивание музыки принесло $17 млн, доля мобильной музыки составила $12 млн.

В 2013 году Spotify заработал $1,03 млрд, что на 74% больше, чем в 2012 году. Чистый убыток компании составил $80 млн. По данным Financial Times, звукозаписывающим компаниям и другим владельцам прав на музыку компания заплатила $753,3 млн – то есть более 70% годовой выручки. По собственной информации Spotify, у сервиса 15 млн платных подписчиков и 60 млн активных пользователей.