Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Логистический хаос: за 50 млн долларов можно создать миллиардный бизнес

Логистический хаос: за 50 млн долларов можно создать миллиардный бизнес
Илья Дмитриев, основатель и гендиректор транспортно-логистической компании «Монополия»


Российский рынок транспортной логистики пребывает в консервативном хаосе. Но этот хаос предоставляет возможности для построения миллиардных бизнесов. Яркий пример из соседнего, во многом схожего рынка пассажирского такси — компания Uber. «Уберизация» неизбежно затронет и рынок грузовых перевозок — преобладающий сейчас «серый сектор» будет замещен крупными логистическими компаниями и агрегаторами с миллиардной капитализацией.

Непривлекательная изнанка

Объем российского рынка транспортной логистики, по данным разных исследований (например, РБК.research, Boston Consalting Group и др.), оценивается в диапазоне от 500 млрд до 2,5 трлн руб. в зависимости от включённых сегментов (грузовиков разной грузоподъемности — свыше 12 тонн, мелко- и среднетоннажного транспорта). Однако крупный капитал на этот рынок пока не пришел. Основных причин у этого две.

Первая — хаотическое состояние рынка: основной объем перевозок осуществляется десятками тысяч мелких компаний и индивидуальных предпринимателей.

Законодательная возможность оперировать на рынке в нескольких режимах налогообложения плюс отсутствие механизмов регулирования и внимания государства к огромной индустрии погрузили рынок в «серое» состояние.

Такая изнанка для крупного капитала явно непривлекательна.

Не вечно прокаженные

Вторая причина–слабое пока присутствие эффективных современных технологий, способных автоматизировать весь процесс грузоперевозок. Они могли бы существенно повысить эффективность работы на этом рынке, что позволило бы добросовестным компаниям выиграть конкуренцию у «серого сектора» и вообще вытеснить его с рынка.

Новые технологии сами по себе способны самоорганизовывать отрасли и их применение в логистике безгранично. Именно так произошло на смежном рынке — пассажирских таксомоторных перевозок.

Этот рынок еще недавно тоже был по-преимуществу «серым» и хаотичным, но появились современные технологии, пришли агрегаторы (например Uber), и все изменилось — рынок такси стал стремительно цивилизоваться, пришли большие инвестиции, появились крупные компании, которые быстро вытесняют «серый сектор». С рынком грузоперевозок скоро произойдет то же самое. Эволюция на всех рынках однонаправленная — что было на одних, то произойдёт и на других, нет вечно «прокаженных» рынков, нужно только время и усилия.

Государство — санитар леса

Отчасти «обелению» рынка может помочь государство. Прежние усилия властей, вроде формального лицензирования, особых результатов не давали и потому отмена лицензирования в 2006 году по большому счету ничего не изменила.

Сейчас государство, обеспокоенное фискальными недоимками со многих крупных отраслей, начинает предпринимать более серьезные меры.

Первая серьезная попытка государства как-то отрегулировать рынок грузоперевозок — внедрение системы «Платон», которая выполняет функцию «санитара леса». Через дополнительную нагрузку на бизнес государство выбивает с рынка самые слабые и нецивилизованные формы, расчищая дорогу прогрессивным.

Метод хоть и фискальный, грубый, но лучше, чем ничего. Мы как крупный игрок рынка приветствуем эту инициативу, потому что хаос на рынках — это еще большее зло.

Чистая математика

Но более важна работа над технологиями автоматизации процессов. Полноценной агрегации еще нет, потому что автоматизировать рынок грузоперевозок значительно сложнее, чем рынок такси. Основная причина в том, что в такси есть только один центр приятия решений — пассажир, который сидит в салоне. Только он заказывает услугу и определяет ее качество.

Клиентами грузоперевозки выступает несколько компаний — грузоотправитель, владелец транспорта, логистический оператор, получатель груза. Отсюда и отставание в развитии рынка грузоперевозок от рынка такси.

Но на рынке уже появляются примеры запусков агрегаторов с функциями автоматизации отдельных элементов технологической цепочки, такие как технологии iCanDeliver.ru и GoCargo.

Вообще, на этом рынке масса возможностей для повышения эффективности. Транспортный рынок — многофакторный. Основные факторы — дорожный, водительский, клиентский, погодный, технический и т.д. Каждый из них создает риски, и применение математических моделей способно эти риски нивелировать с той или иной степенью эффективности.

Заметим, не государство было драйвером серьезных изменений на рынке такси, а именно бизнес-модели. И государство только приветствует приход таких консолидаторов на рынки, потому что их проще контролировать.

Как только будет найдена оптимальная модель агрегации всей технологической цепочки перевозки грузов, на рынок придут большие инвестиции. Потому что инвесторы всегда вкладывают не в абстрактные возможности, а в конкретные эффективные технологии, в успешные модели бизнеса.

За пятьдесят миллионов

Огромный резерв для крупных игроков я вижу в аутсорсинге транспортных услуг для крупных торговых компаний. Сейчас некоторые из них (самый яркий пример — сеть «Магнит») имеют собственные транспортные подразделения. Но такие подразделения создавались в свое время от безысходности, потому что торговцы не могли купить услугу по аутсорсингу. Они малоэффективны, потому что привязаны к единственному клиенту.

Управляемость в этом бизнесе за счет новых технологий растет, водительский фактор, как один из существенных, отходит на второй план. Движение в сторону автопилотирования транспортных средств неизбежно.

Смотрю по американскому рынку. Если раньше в Америке трэкинговые компании имели в среднем до 10 тысяч транспортных средств, то сейчас новые технологии позволяют управлять флотами практически без ограничений в размерах.

Общаясь с финансовыми институтами, с фондами я вижу: они пристально смотрят на проекты в логистике, потому что понимают, что это большой и еще не консолидированный рынок. Потенциал у него огромный, тем более что барьер для входа на рынок пока еще мизерный.

В одном из последних интервью Олег Жеребцов [основатель сети гипермаркетов «Лента» — ред.] говорил, что на рынок ретейла с 5 млрд долларов уже приходить бессмысленно, потому что за такие деньги уже ничего не построить. А вот на логистическом рынке с 50 млн долларов можно построить очень большой бизнес с миллиардной капитализацией.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Министерство объявило об уволнении ректора Института русского языка Общество, 13:52
Путин назвал приоритетом государства активное долголетие граждан Политика, 13:51
Россияне стали меньше пить в пересчете на чистый этанол Общество, 13:49
Стейблкоин USDT будет работать на блокчейне TON Крипто, 13:38
В Институте Пушкина назвали смену ректора попыткой взять вуз под контроль Политика, 13:36
Приведет ли массовое внедрение роботов и ИИ к появлению новых луддитов Pro, 13:36
Шестикратный чемпион России Ширко возглавил академию «Торпедо» Спорт, 13:33
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 13:29
Песков ответил на сообщения об ужесточении выезда чиновникам за рубеж Политика, 13:28
Ушедший воевать боец Минеев проведет боксерский поединок с Исмаиловым Спорт, 13:28
Кремль счел преждевременными комментарии удара Израиля по Ирану Политика, 13:27
Аэропорт Дубая ограничил число прибывающих рейсов на 48 часов Бизнес, 13:16
Как построить баню своими руками и что для этого нужно Подробнее на Недвижимость, 13:12
На конференции Urban Rent обсудили развитие цивилизованного рынка аренды Недвижимость, 13:09