Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Рынок фрахтовщика: почему пассажиры такси беззащитны

Фото: 2018taxi.ru
Председатель Общественного движения TAXI 2018 Станислав Швагерус:

В Ленинградской области возбудили уголовное дело по факту смерти пожилого мужчины после поездки на такси. Эта история обнажила проблемы регулирования и отсутствие контроля на рынке легковых пассажироперевозок. Если систему не изменить, то виновных может и не найтись.

Ведут как попало

По оценкам участников рынка, в 2015 году рынок такси в России оценивался в 315 млрд руб. Взрывной рост на рынке привел к обострению нескольких системных проблем отрасли. Первая из них связана с тарифообразованием.

Сейчас все признают, что тарифы на легковое такси монополизированы ведущими агрегаторами. Пассажир платит 40% от реальной стоимости, остальное водителям доплачивают агрегаторы, компенсируя низкий тариф. Однако размер этих компенсаций не достаточен. Как следствие, из-за низких заработков водители, которые работают сегодня в такси, не являются профессионалами, ведут себя как попало. Работать за 1,5-2 тыс. руб. по 18 часов в сутки высококвалифицированный водитель просто не пойдет.

Уходят от ответственности

Вторая проблема — связана с ответственностью бизнеса. Участники таксомоторных перевозок — это водители, которые занимаются перевозкой, и диспетчерские службы или агрегаторы, которые обеспечивают коммуникацию между водителем и пассажиром. И ключевой вопрос здесь в распределении ответственности. Недавний случай в Петербурге ужасающий, но не первый. Год назад была похожая ситуация с этой же компанией в Москве, тогда погибла девушка. Ключевым моментом в этом деле будет определение юридического статуса компании «Везет». Сама компания позиционирует себя как агрегатор или информационная служба и считает, что не несет ответственности за тот заказ, который организовала. Однако по действующему российскому законодательству это не так.

Юридически перевозчиков на рынке такси нет, есть фрахтовщики. Они заключают договор фрахтования — найма транспортного средства на рейс. Поэтому любой агрегатор или диспетчерская служба является фрахтовщиком легкового такси, заключающего договор фрахтования любым способом связи, согласно уставу автомобильного транспорта. И в соответствии с законодательством, фрахтовщик полностью несет ответственность за заключаемый им договор фрахтования легкового такси. В данном случае получается, что компания перекладывает почти все — от налогов до ответственности — на водителя, а агрегаторы уходят от ответственности и просто получают деньги.

Как пример, агрегаторы прогоняют через свои счета всю оплату, что сказывается на инвестиционной привлекательности компаний. Самый классический пример – Uber, который прогоняет через свои счета миллиарды долларов ежедневно и за счет этого привлекает инвестиции и показывает рост. Тем не менее, за 2015 год оборот компании в России составил 15 млн руб. – это обычный суточный оборот хорошего таксопарка. 

Кроссотраслевой эффект

Кроме того, работа агрегаторов влияет и на другие отрасли экономики. Поскольку система рассчитана на то, что в качестве такси используются личные автомобили водителей, автопром не дополучает заказов на 100 тыс. новых автомобилей в год. Дело в том, что профессиональное легковое такси больше 2-3 лет не держится — оно вырабатывает свой ресурс. Нужны новые закупки, которых не происходит.

Надо отметить, что поведение игроков рынка такси в большинстве описанных выше ситуаций регламентируется федеральным законодательством. Но существует явная проблема в правоприменении и развитии регионального законодательства. Одним из решений проблем может стать более жесткий государственный контроль. Например, должны быть информационные системы, которые бы позволяли получать государству информацию о каждом заказе легкового такси в режиме онлайн от всех агрегаторов для контроля и установления одинаковых правил игры.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
 

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Депутат Европарламента из ФРГ уволит обвиненного в шпионаже помощника Политика, 02:15
На юге Италии нашли доримский некрополь VIII—VII вв. до нашей эры Общество, 01:50
МИД объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США Политика, 01:31
Аналитики заявили о риске для доллара из-за конфискации активов России Политика, 01:05
Захарова объяснила вето России на резолюцию США по безопасности в космосе Политика, 00:46
В Варшаве в течение месяца будут включать сигналы тревоги для проверки Политика, 00:40
СК отчитался о постановке бывших мигрантов на воинский учет в Дагестане Общество, 00:26
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
ВОЗ выявила рост популярности электронных сигарет среди подростков Общество, 00:01
«Эксперимент удался». Что говорят об итогах плей-офф КХЛ Спорт, 00:00
АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы Экономика, 00:00
Хуситы заявили об ударе по американскому эсминцу в Аденском заливе Политика, 24 апр, 23:38
ЕК предложит санкции из-за торговли Северной Кореи с Россией Политика, 24 апр, 23:14
Россия наложила вето на резолюцию ООН о запрете ядерного оружия в космосе Политика, 24 апр, 23:10
В США подтвердили распоряжение Байдена передать Украине ракеты ATACMS Политика, 24 апр, 23:03