Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
СКР возбудил уголовное дело после хищения средств у Владимира Этуша 01:46, Общество СМИ сообщили о сбоях в работе аэропорта Пулково 01:19, Общество Вступил в силу регламент ГИБДД с разрешением остановки машин вне постов 01:02, Общество В Домодедово таксист сбил полицейского при попытке проверить документы 00:58, Общество Кадыров рассказал о спасенных из горячих точек в Сирии россиянах 00:38, Политика Остановят вне постов: что разрешили делать сотрудникам ГИБДД 00:32, Общество Буш завуалированно покритиковал Трампа и не назвал его имени 00:21, Политика Постпред США в ООН обвинила Россию в «военных действиях» против Америки 00:12, Политика «Локомотив» сыграл вничью в выездном матче Лиги Европы 00:02, Спорт Неожиданное SPO: зачем Авдееву привлекать средства в МКБ 00:01, Финансы Зарубежное кредитование России достигло максимума с досанкционных времен 00:01, Экономика Больше половины россиян отказались доверять рекламе 00:01, Технологии и медиа Власти объединят в борьбе за молодежь бизнес, церковь и общество 00:00, Политика Сторонники Саакашвили решили продолжить протесты у Верховной рады 19 окт, 23:41, Политика Путин рассказал о перспективе появления женщины-президента в России 19 окт, 23:16, Политика Почему решение Верховного суда по Apple Watch удешевит другие гаджеты 19 окт, 22:45, Финансы Глава Роскино рассказала о домогательствах со стороны Вайнштейна 19 окт, 22:39, Общество Лига Европы по футболу. «Шериф» — «Локомотив». Онлайн 19 окт, 22:05, Спорт «Зенит» одержал третью победу подряд в Лиге Европы 19 окт, 21:54, Спорт Самый западный город России остался без света 19 окт, 21:52, Общество В Ингушетии полицейские застрелили напавшего на них с ножом мужчину 19 окт, 21:52, Общество Большой театр оштрафовали на 150 тыс. руб. за нарушения в его поликлинике 19 окт, 21:48, Общество В Китае более миллиарда раз поаплодировали выступлению Си Цзиньпина 19 окт, 21:32, Технологии и медиа Путин предупредил о бойне в случае закрытия границы России с Донбассом 19 окт, 21:28, Политика Путин рассказал об отсутствии головы у бывшего главы МИД России 19 окт, 21:23, Политика Путин назвал целью санкций США вытеснение России с энергорынка ЕС 19 окт, 21:16, Политика Путин объяснил ротацию российских губернаторов 19 окт, 21:04, Политика Вайнштейна лишили членства в Британском институте кино 19 окт, 20:46, Общество
В Петербурге начался передел рынка кофеен
Санкт-Петербург и область, 16 июн, 16:42
0
В Петербурге начался передел рынка кофеен
Фото: pixabay.com

В Петербурге кофейни с моноконцепцией (см. справку) отбирают рынок у кофеен с полным меню. Согласно данным исследовательской компании NPD, трафик в кофейнях быстрого обслуживания за первые четыре месяца 2017 года вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За это же время кофейни с полным меню потеряли сразу 11% трафика. Как считают опрошенные РБК Петербург участники рынка, в будущем формат кофеен, где помимо кофе готовят супы и салаты, может и вовсе исчезнуть. 

Модно и дешево

Рост трафика РБК Петербург подтвердили участники рынка. Так, соучредитель сети кофеен «Дабл би» в Петербурге Наталья Ланцевич рассказала о 30% росте трафика.

«Кофейни-моноконцепции — это модный тренд. Они развиваются в крупных городах, где идея чашки кофе на бегу очень востребована из-за высоких темпов жизни. При этом средний чек в них на 30% ниже, чем в кофейнях полного цикла, и составляет 267 руб., — объясняет гендиректор NPD Россия Мария Ванифатова. — Примерно столько же люди тратят в заведениях фаст-фуда». По данным NPD, за первые четыре месяца 2017 года фаст-фуд вырос на 8% и сейчас занимает 42% рынка.

Важный драйвер роста кофеен-моноконцепций — предложение кофе на вынос. По данным NPD, именно ради кофе в бумажном стаканчике посетители перешагивают порог кофеен в 45% случаях. Это вдвое выше, чем в кофейнях классического типа, где кофе на вынос покупают лишь 21% посетителей.

«Кофе с собой» сейчас предлагают все кофейни Петербурга. Однако в моноконцепциях акцент делается на скорость обслуживания, что делает их привлекательными для все более значительной части аудитории, отмечает Ванифатова.

Отцы и дети

Отметим, что кофе в моноконцептуальных заведениях зачастую стоит дороже, чем в кофейнях полного цикла. Однако, как объясняют эксперты, благодаря сокращенному объему заказа средний чек оказывается меньше. Если в кофейнях с обслуживанием гость заказывает в среднем четыре позиции из меню (два напитка, десерт, часто салат или какое-нибудь горячее блюдо), то в моноконцепциях не более 2-2,5.

Оба конкурирующих между собой формата существенно отличаются друг от друга аудиторией. Подавляющая часть клиентуры кофеен-моноконцепций — молодежь. На посетителей в возрасте 16-34 лет приходится 61% трафика (против 38% в кофейнях полного цикла).

Кофейни полного цикла в основном привлекают людей 35-59 лет. Доля таких посетителей за первые четыре месяца 2017 года выросла до 57% против 35% в прошлом году. «В кофейни полного цикла люди идут ради общения и удовольствия, тогда как моноконцепции в первую очередь привлекают удобством», — комментирует данные исследования Ванифатова.

Или туда, или сюда

Как отмечают аналитики NPD, перераспределение трафика на петербургском рынке кофеен происходит на фоне общего сокращения аудитории таких заведений. По данным NPD, в первые четыре месяца 2017 года трафик в кофейнях снизился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом рынок общественного питания в целом за тот же период сократился лишь на 1%. На кофейни приходится 4% рынка общепита, подсчитали в NPD.

По данным исследований, в США и странах Европы в сегменте кофеен сегодня представлены только моноконцепции, а нишу классических заведений заполняют демократичные рестораны. В Германии, Франции, Италии, Испании и Великобритании на кофейни-моноконцепции в среднем приходится 4% трафика в сегменте общепита. Для сравнения: в России доля кофеен-моноконцепций пока примерно в восемь раз ниже, что, по мнению Ванифатовой, свидетельствует о потенциале для развития этого формата.

В условиях снижения покупательской активности самый эффективный способ выживания для игроков общепита — специализация. «Если раньше на локальной территории было 2-3 кафе и люди приходили, чтобы попить кофе и поесть, то теперь заведений так много, что люди идут пить пиво в одно заведение, кофе берут в другом, а едят в третьем. А когда в заведении и блины, и супы, и жаркое — это все сказывается на цене», — говорит совладелец «Чайникофф» Михаил Гусейнов.

Еще один вариант стратегии в сложившихся условиях предлагает Наталья Ланцевич. «Удержать трафик классические заведения могли бы за счет переформатирования в кафе и акцента на ресторанном меню, а не на кофе — то есть превращаться в бистро европейского типа», — сказала РБК Петербург Ланцевич.

Справка

По данным NPD, к моноконцепциям относятся заведения, которые делают основной упор на кофе, а выпечка, сэндвичи и десерты считаются сопутствующими позициями. Обслуживание в таких кофейнях происходит через прилавок. К данной категории в NPD относят, например, Starbucks, Costa Coffee, McCafe, Кофикс и DoubleB. Также в NPD выделяют кофейни с полным меню типа «Шоколадницы». В таких заведениях, как правило, обслуживает официант, меню включает завтраки, полдники и ужины, а на обед предлагаются горячие блюда и супы. Именно такие кофейни были первопроходцами на российском ресторанном рынке в 1990-х годах и впоследствии выросли в крупнейшие сети с точками во всех крупных городах страны.