Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

В Петербурге начался передел рынка кофеен

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

В Петербурге кофейни с моноконцепцией (см. справку) отбирают рынок у кофеен с полным меню. Согласно данным исследовательской компании NPD, трафик в кофейнях быстрого обслуживания за первые четыре месяца 2017 года вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За это же время кофейни с полным меню потеряли сразу 11% трафика. Как считают опрошенные РБК Петербург участники рынка, в будущем формат кофеен, где помимо кофе готовят супы и салаты, может и вовсе исчезнуть. 

Модно и дешево

Рост трафика РБК Петербург подтвердили участники рынка. Так, соучредитель сети кофеен «Дабл би» в Петербурге Наталья Ланцевич рассказала о 30% росте трафика.

«Кофейни-моноконцепции — это модный тренд. Они развиваются в крупных городах, где идея чашки кофе на бегу очень востребована из-за высоких темпов жизни. При этом средний чек в них на 30% ниже, чем в кофейнях полного цикла, и составляет 267 руб., — объясняет гендиректор NPD Россия Мария Ванифатова. — Примерно столько же люди тратят в заведениях фаст-фуда». По данным NPD, за первые четыре месяца 2017 года фаст-фуд вырос на 8% и сейчас занимает 42% рынка.

Важный драйвер роста кофеен-моноконцепций — предложение кофе на вынос. По данным NPD, именно ради кофе в бумажном стаканчике посетители перешагивают порог кофеен в 45% случаях. Это вдвое выше, чем в кофейнях классического типа, где кофе на вынос покупают лишь 21% посетителей.

«Кофе с собой» сейчас предлагают все кофейни Петербурга. Однако в моноконцепциях акцент делается на скорость обслуживания, что делает их привлекательными для все более значительной части аудитории, отмечает Ванифатова.

Отцы и дети

Отметим, что кофе в моноконцептуальных заведениях зачастую стоит дороже, чем в кофейнях полного цикла. Однако, как объясняют эксперты, благодаря сокращенному объему заказа средний чек оказывается меньше. Если в кофейнях с обслуживанием гость заказывает в среднем четыре позиции из меню (два напитка, десерт, часто салат или какое-нибудь горячее блюдо), то в моноконцепциях не более 2-2,5.

Оба конкурирующих между собой формата существенно отличаются друг от друга аудиторией. Подавляющая часть клиентуры кофеен-моноконцепций — молодежь. На посетителей в возрасте 16-34 лет приходится 61% трафика (против 38% в кофейнях полного цикла).

Кофейни полного цикла в основном привлекают людей 35-59 лет. Доля таких посетителей за первые четыре месяца 2017 года выросла до 57% против 35% в прошлом году. «В кофейни полного цикла люди идут ради общения и удовольствия, тогда как моноконцепции в первую очередь привлекают удобством», — комментирует данные исследования Ванифатова.

Или туда, или сюда

Как отмечают аналитики NPD, перераспределение трафика на петербургском рынке кофеен происходит на фоне общего сокращения аудитории таких заведений. По данным NPD, в первые четыре месяца 2017 года трафик в кофейнях снизился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом рынок общественного питания в целом за тот же период сократился лишь на 1%. На кофейни приходится 4% рынка общепита, подсчитали в NPD.

По данным исследований, в США и странах Европы в сегменте кофеен сегодня представлены только моноконцепции, а нишу классических заведений заполняют демократичные рестораны. В Германии, Франции, Италии, Испании и Великобритании на кофейни-моноконцепции в среднем приходится 4% трафика в сегменте общепита. Для сравнения: в России доля кофеен-моноконцепций пока примерно в восемь раз ниже, что, по мнению Ванифатовой, свидетельствует о потенциале для развития этого формата.

В условиях снижения покупательской активности самый эффективный способ выживания для игроков общепита — специализация. «Если раньше на локальной территории было 2-3 кафе и люди приходили, чтобы попить кофе и поесть, то теперь заведений так много, что люди идут пить пиво в одно заведение, кофе берут в другом, а едят в третьем. А когда в заведении и блины, и супы, и жаркое — это все сказывается на цене», — говорит совладелец «Чайникофф» Михаил Гусейнов.

Еще один вариант стратегии в сложившихся условиях предлагает Наталья Ланцевич. «Удержать трафик классические заведения могли бы за счет переформатирования в кафе и акцента на ресторанном меню, а не на кофе — то есть превращаться в бистро европейского типа», — сказала РБК Петербург Ланцевич.

Справка

По данным NPD, к моноконцепциям относятся заведения, которые делают основной упор на кофе, а выпечка, сэндвичи и десерты считаются сопутствующими позициями. Обслуживание в таких кофейнях происходит через прилавок. К данной категории в NPD относят, например, Starbucks, Costa Coffee, McCafe, Кофикс и DoubleB. Также в NPD выделяют кофейни с полным меню типа «Шоколадницы». В таких заведениях, как правило, обслуживает официант, меню включает завтраки, полдники и ужины, а на обед предлагаются горячие блюда и супы. Именно такие кофейни были первопроходцами на российском ресторанном рынке в 1990-х годах и впоследствии выросли в крупнейшие сети с точками во всех крупных городах страны.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 24 апреля
EUR ЦБ: 99,56 (+0,2)
Инвестиции, 16:46
Курс доллара на 24 апреля
USD ЦБ: 93,29 (+0,04)
Инвестиции, 16:46
«БКС Мир инвестиций» обновили подборку акций для среднесрочных инвесторов Инвестиции, 21:12
Губернатор сообщил о нескольких обстрелах Курской области Политика, 21:10
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:09
Лишенный медали ОИ за допинг Крушельницкий вошел в состав сборной России Спорт, 21:07
В Евросоюзе связали с Россией «большую проблему» в отношениях с Китаем Политика, 21:05
В Белом доме заявили о ситуации не в пользу Украины в Донбассе Политика, 20:56
Лондон отправит в Польшу истребители «Тайфун» Политика, 20:46
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Как в ЕС решили отреагировать на Russiagate и избежать влияния на выборы Политика, 20:38
Совет директоров МТС рекомендовал выплатить дивиденды с доходностью 11% Инвестиции, 20:31
Спасатели рассказали об эвакуации 300-килограммовой женщины в Москве Общество, 20:28
Пелагея споет песню «Конь» перед матчем ЦСКА — «Спартак» Спорт, 20:25
Главком ВС Норвегии удивился скорости совершенствования российской армии Политика, 20:23
США пообещали «усиливать давление» против энергетики России Политика, 20:16
Must-have в e-commerce: опыт крупных брендов РБК и Яндекс Реклама, 20:13