Н.Одинг: У Петербурга нет критической необходимости в дополнительных доходах
Несмотря на то, что судьба налога с продаж, которого жаждут чиновники и боятся представители бизнеса, еще не решена, врио губернатора Георгий Полтавченко уже заявил, что Смольный не намерен вводить его в 2015г. По словам чиновников Смольного, прогнозируемый доход от возможного введения налога с продаж для Петербурга составит менее 10 млрд руб. Но источник в федеральном правительстве говорит, что «партия за введение этого налога» прилагает беспрецедентные усилия, и представители регионов на самом деле «спят и видят» любыми способами продавить решение о налоге.
Против нововведения ранее выступал РСПП, свои замечания представила Ассоциация компаний розничной торговли. Она предупреждает, что налог создаст предпосылки для двойного налогообложения, роста количества серых схем, массовой перерегистрации участников рынка в регионы без налога с продаж. Также есть сложности с определением конечного покупателя облагаемых налогом товаров.
О том, насколько опасения бизнесменов оправданы, а также зачем чиновникам нужен налог с продаж, корреспондент РБК-Петербург побеседовала с руководителем исследовательского отдела Леонтьевского центра Ниной Одинг.
Нина Юрьевна, как налог с продаж отразится на бизнесе?
Бизнесу придется пересматривать ценники. При этом затраты и издержки лягут на плечи потребителя.
Кто выиграет от введения этого налога?
Могут выиграть регионы-доноры. Для остальных положительного результата для доходной части бюджетов не будет. Дотационным регионам необходима помощь по привлечению инвестиций, уменьшению барьеров для развития бизнеса и рационализации бюджетных расходов.
Чего стоит ожидать в случае принятия закона о новом налоге?
Прежде всего, роста цен. Налог с продаж составит 3%, а это двойное налогообложение, поскольку существует НДС. Проще было бы повысить этот налог, который хорошо собирается и администрируется, чем вводить новый налог и новую отчетность — это ведь тоже затраты, в том числе, и для государства по контролю, сбору и учету.
Что говорит международный опыт?
Международная практика свидетельствует о том, что применяется либо НДС, либо налог с продаж, но не одновременно. Для России НДС - это просчитываемый и понятный налог, не требующий дополнительных затрат по отчетности. Введение же нового налога - это дополнительные издержки и давление на экономику. Надо взвешивать все последствия, тем более, что экономического подъема не наблюдается и прогноз не оптимистичен.
Возвращаясь к Петербургу, какие отрасли и индустрии окажутся под угрозой закрытия, в случае введения налога?
Это окажется проблемой для компаний любых отраслей, особенно тех, которые сегодня на спаде. Им и так требуется удержать клиентуру, спрос и, если они начнут предлагать товар по повышенной цене, то для них станет проблемой уменьшение спроса на товары и услуги.
Какие отрасли это затронет?
Автомобильный рынок сейчас на спаде. Под ударом оказываются сферы, которые работают непосредственно с потребителем. Доходы граждан сейчас не растут, и если при нынешних доходах мы столкнемся с повышением цен, я думаю, торговля, торговля товарами электротехники, бытовой техникой и прочие могут оказаться под ударом. К проблемам бизнеса надо присматриваться и не принимать поспешных решений в коротком отрезке времени.
А сколько в цифрах этот налог может принести Петербургу?
Эта мера, на мой взгляд, пока не просчитана для региональных бюджетов. Непонятно, каковы социальные и общественные последствия введения налога на фоне того, что цены и так стали увеличиваться в сезон, который традиционно всегда характеризовался снижением. Это чувствительный политический вопрос, который десять раз следует обдумать.
Насколько введение налога с продаж актуально для Петербурга?
У Петербурга нет критической необходимости в дополнительных доходах. Бюджет города в неплохой ситуации, несмотря на отрицательные рейтинги, которые связаны в большей степени с политической обстановкой. Это не тот случай, когда надо срочно повышать налогообложение.
Петербург еще может себе позволить сохранять нынешнюю структуру налогообложения, вводить некоторые льготы для привлечения инвесторов и для оживления бизнеса, что, насколько я понимаю, и собираются делать.
Вице-губернатор Михаил Мокрецов сообщил, что город планирует увеличить объем налоговых льгот для предприятий города на 10%. Сейчас это 16 млрд руб., из них 7,5 — льготы промышленных предприятий. Насколько целесообразны такие меры, не лучше ли заняться сокращением административных барьеров?
Льготы относятся к инвестициям, а не к действующим предприятиям - это попытка не облегчить налоговое бремя имеющимся предприятиям, а стимулировать инвестиции. Подействует ли на это бизнес? Льготы для крупного бизнеса были и до этого, они носили индивидуальный характер. Кого-то удалось привлечь этим, но не думаю, что сейчас это приведет к массовому паломничеству инвесторов в Петербург.
Беседовала Ольга Зарубина