Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Автоитоги года: ВТО и новый имидж АВТОВАЗа

Прошедший год во многом стал знаковым для отечественной автомобильной промышленности и рынка в целом. Вступление России во Всемирную торговую организацию и последовавшая за этим неоднозначная "ответная" мера в виде утилизационного сбора.
Фото: РБК
Фото: РБК

Самое интересное, что главным ньюсмейкером отрасли оказался в основном тот, кого привыкли ругать. Так или иначе основные автомобильные новости напрямую или косвенно затрагивали АВТОВАЗ: новый имидж производителя в концепте Lada X-Ray, первый серийный отечественный электромобиль El Lada, первый "автомат" в истории современной российской автомобильной промышленности, установленный на Lada Granta (и пусть "автоматы" ставили еще на "Чайки", а сама коробка предоставлена японцами из Jatco). Но обо всем по порядку.

Начало обнадежило

Начинался год вполне себе оптимистично: продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе превысили показатели предыдущего года сразу на 21%. Но участники рынка осторожно оценивали "резвый старт" — сказался эффект низкой базы. Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Дэвид Томас предупреждал, что на объемы продаж автомобильных марок влиял уровень нереализованных запасов за прошлый год, добавляя, что в марте основные тенденции рынка будут "более ясными".

Однако мартовские данные позволили говорить о восстановлении рынка, который впоследствии прибавлял не меньше 10% ежемесячно, а уже к первому полугодию достиг уровня докризисного 2008г. Правда, этот рекорд стал переломным моментом, пройдя который, темпы роста замедлились и к концу года практически сошли на нет. Тем не менее на момент написания этого материала прогноз продаж на год находился на уровне 2,9 млн автомобилей.

К слову, на протяжении всего года десятка самых продаваемых моделей состояла в основном из автомобилей, произведенных на территории России - сработала стратегия правительства по привлечению иностранных производителей и развертыванию здесь сборочных производств основных мировых брендов: где крупноузловой сборки, где производства полного цикла, а где и запуска моделей, подготовленных специально для российской действительности.

Тем лучше выглядел российский рынок на фоне своего европейского визави. И если к концу года у нас рост просто замедлился, то там продажи снизились даже в благополучной Германии: за 11 месяцев 2012г. падение составило 1,7%. Обладателями антирекорда, как нетрудно догадаться, стали так называемые проблемные страны: Греция (-40,5%), Португалия (-37,4%) и Италия (-19,7%). Все это позволило России стать самым быстрорастущим рынком Европы, а Volkswagen даже признал нашу страну вторым по значимости европейским рынком.

Курс на ВТО

22 августа 2012г. состоялось эпохальное событие - Россия стала полноправным членом ВТО. Правда, обещанные отечественной промышленности золотые горы в виде свободного доступа на иностранные рынки ее же и придавили: выяснилось, что поддержка потребуется 17 отраслям российской промышленности. В их числе оказался и автопром. Но находчивые чиновники придумали, как защититься от ужасов свободной торговли, и в Госдуму был внесен законопроект, который успешно замещает снижение ввозных пошлин на автомобили.

Готовили законодательство впопыхах, и сами участники рынка не могли понять, чем же грозит очередная государственная инициатива. В итоге утилизационный сбор все же вступил в силу с 1 сентября 2012г. Так, физические лица, ввозящие транспортные средства для личного пользования, теперь должны платить утилизационный сбор в размере 0,1 от базовой ставки, составляющей 20 тыс. руб. для новых машин (2 тыс. руб.) и по 0,15 (3 тыс. руб.) для машин старше трех лет.

Для бизнеса же импортная техника подорожала в разы. Дороже всего юридическим лицам обойдутся самосвалы полной массой свыше 350 т для езды по бездорожью - 37 базовых ставок в 150 тыс. руб. (5,5 млн руб.) за новые машины и 40 ставок - за старые.

За транспортные средства весом до 2,5 т юрлицам придется заплатить по 0,5 от ставки в 150 тыс. руб. (75 тыс. руб.), если автомобиль новый, и по 0,8 ставки (120 тыс. руб.), если он старше трех лет.

Несмотря на все уверения чиновников, что введение сбора никак не отразится на стоимости машин, некоторые производители воспользовались случаем и подняли отпускные цены на свою продукцию.

"В целом, вступление России в ВТО стало важным событием для всей российской экономики, и для автобизнеса в частности. Если говорить о российском авторынке, то некоторые автолюбители ожидали, что после вступления страны в ВТО цены на автомобили снизятся в силу снижения таможенных пошлин. Однако цена на автомобиль определяется не только размером пошлины, но целым рядом факторов - стоимостью производства, сырья и комплектующих, затратами на логистику, кросс-курсами валют и др.", - говорит главный управляющий директор розничного подразделения "Рольф" Татьяна Луковецкая.

При этом вступление в ВТО так и не решило главной проблемы - традиционно отечественные марки в дальнем зарубежье популярностью так и не пользуются, основным рынком сбыта по-прежнему остаются страны СНГ. Видимо, дело все-таки не в ВТО.

Год под знаком "ладьи"

Вазовская "ладья", наряду с шильдиками Renault и Nissan, бесспорно, стала ньюсмейкером года. Многомиллиардные займы, запуск производства новых моделей в Тольятти и Ижевске и, конечно же, подписание соглашения о создании совместного предприятия, которое к 2014г. будет контролировать 75% АВТОВАЗа.

Соглашение о намерениях было подписано еще весной, но подробности были раскрыты лишь под конец года. 12 декабря ГК "Ростехнологии" и альянс Renault-Nissan подписали соглашение о создании СП под названием Alliance Rostec Auto BV. В соответствии с условиями сделки альянс Renault-Nissan инвестирует в СП 23 млрд руб. и получит к середине 2014г. 67,13% капитала СП. ГК "Ростехнологии" достанется 32,87%. Ожидается, что к 2014г. создаваемое СП выкупит пакет акций АВТОВАЗа, принадлежащий кипрской Troika Dialog Investments Limited.

Первые ласточки партнерства - Lada Granta - уже больше года колесят по российским дорогам. В 2012г. вазовцы начали собирать "Гранту" в Ижевске, а 4 апреля 2012г. запустили второй плод сотрудничества - Lada Largus. К слову, на обе модели уже выстроились очереди - на "Ларгусы" она достигает полугода.

Автомобили под брендом Nissan тоже уже прописались в Тольятти: 11 декабря стартовало серийное производство Nissan Almera, а в первой половине 2014г. японцы "привезут" на волжский завод свой возрожденный бренд Datsun. Уже собраны первые прототипы, которые проходят ресурсные испытания.

Еще одно событие, которое нельзя не упомянуть, произошло под самый занавес года, и снова АВТОВАЗ стал его главным героем, хоть и невольным. 19 декабря якобы дочернее подразделение АВТОВАЗа - ООО "Лада Фаворит" - сообщило, что АВТОВАЗ до 21 января 2013г. выкупит свои акции у физических лиц-миноритариев по цене 24,17 руб. за ценную бумагу (на 63% выше рыночной цены). Позднее АВТОВАЗ опроверг информацию о выкупе своих акций у физических лиц, назвав их провокацией. Между тем информация об этой ложной оферте вызвала бурный рост котировок на Московской бирже, который на пике достигал 25% к уровню закрытия предыдущего дня. После официального опровержения цены начали снижаться, и на закрытие торгов их рост составил всего 2,43%. Объем торгов также значительно превышал средние значения и приблизился к 194,5 млн руб.

Кроме оферты на выкуп акций от имени "Лада Фаворит" были размещены информационные и рекламные объявления в газетах, Интернете, на радио, телевидении и на улице. В них указывались значительно более низкие цены на продукцию автогиганта, чем реально действующие. В АВТОВАЗе подчеркнули, что все они не соответствуют действительности. Федеральная служба по финансовым рынкам начала проверку на предмет возможного манипулирования акциями компании.

Что год грядущий...

По оценкам экспертов, рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2012г. превысит цифру 2,9 млн автомобилей, из них 2,2 млн - иномарки. Продажи на следующий год участники рынка оценивают в 3-3,2 млн шт. Таким образом, результат превысит объем продаж предкризисного 2008г.

"И производителям, и дилерам нужно привыкнуть жить в новых условиях, а в таких условиях уже много лет живут западные рынки - и обратить внимание не только на продажи новых автомобилей, но и на все другие направления бизнеса - aftersales, финансовые услуги, продажи машин с пробегом", - считает Т.Луковецкая.

В "Рольфе" предполагают два варианта развития ситуации: пессимистический и оптимистический. По пессимистическому сценарию в 2013г. объем продаж составит 3,01 млн автомобилей, то есть всего на 1,5% выше, чем в 2012г. При этом рост продаж иномарок планируется на уровне 3,6%, или 2,28 млн единиц.

Основными факторами, которые позволят рынку сохранить объемы продаж на прежнем уровне, остаются старение российского автопарка (50% старше 10 лет), развитие бюджетного сегмента иномарок, а также стабильность премиального сегмента – он наиболее устойчив к экономическим колебаниям на рынке по сравнению с другими сегментами.

По оптимистическому сценарию компании продажи новых автомобилей в России в 2013г. составят 3,19 миллиона автомобилей, что на 7,4% выше предыдущего года. Иномарки в рамках данного прогноза вырастут на 15,9% - до 2,55 млн шт.

Как бы там ни было, очередной конец света мы уже пережили, а значит можно ждать следующего, а также новых моделей, новых альянсов и новых рекордов рынка.

Болашев Олег, РБК

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Книга заявок на IPO МТС Банка переподписана в два раза в первый же день Инвестиции, 14:11
Подозреваемого в убийстве из-за замечания о парковке в Москве задержали⁠ Общество, 14:09
Уголовное дело Беркович и Петрийчук передали в военный суд Политика, 14:03
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы Pro, 14:02
G7 пообещала вводить санкции против России и тех, кто ей помогает Политика, 14:01
Что известно об отмене обществознания в средней школе Life, 13:58
Песков ответил на вопрос, идет ли военная операция по плану Политика, 13:56
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Сальдо рассказал о трех военных ВСУ, переплывших Днепр ради сдачи в плен Политика, 13:54
Цены на нефть Brent растеряли весь утренний прирост Инвестиции, 13:53
Министерство объяснило увольнение ректора Института русского языка Общество, 13:52
Путин назвал приоритетом государства активное долголетие граждан Политика, 13:51
Россияне стали меньше пить в пересчете на чистый спирт Общество, 13:49
Стейблкоин USDT будет работать на блокчейне TON Крипто, 13:38
В Институте Пушкина назвали смену ректора попыткой взять вуз под контроль Политика, 13:36