Общество ,

Научные прорывы-2011: американская версия

Уходящий год запомнится не только серией революций, катастроф, финансовых потрясений и прочих катаклизмов. Хорошего тоже было в достатке. Мир совершил ряд научных прорывов, призванных сделать жизнь человечества безопаснее, комфортнее и в целом лучше.
Научные прорывы-2011: американская версия

В ежегодном рейтинге академический журнал Американской ассоциации содействия развитию науки Science подвел итоги важнейших научных достижений человечества в 2011г.

Медицина: "почти" победа над СПИДом и малярией.

Первая строка престижного научного рейтинга досталась работе международной группы ВИЧ-исследователей, которые занимались изучением действия антиретровирусных препаратов (ARV). Использование ARV настолько эффективно предотвращает передачу ВИЧ от одного человека к другому, что многие назвали эту работу началом конца эпидемии СПИДа.

Международный исследовательский проект был запущен в 2007г. В нем были задействованы более 1,7 тыс. гетеросексуальных пар из Бразилии, Индии, Таиланда, США, Ботсваны, Кении, Малави, ЮАР и Зимбабве. Один из партнеров в каждой из пар был ВИЧ-положительным.

Научные прорывы-2011: американская версия

Половине ВИЧ-положительных пациентов ученые вводили антиретровирусные препараты сразу, другим - после того как у них были зафиксированы признаки острого поражения иммунной системы, начала СПИДа.

В 2011г. ученые решили распространить ARV-терапию на все исследуемые пары: оказалось, что раннее ее начало оказало значительное воздействие на передачу вируса. Более того, заражения не произошло почти в 100% случаев.

Однако ученые не спешат называть сенсационные результаты окончательной победой над эпидемией. Несмотря на то что ARV-терапия выглядит многообещающе, полностью ее воздействие на организм еще не изучено. Кроме того, большинство нуждающихся в срочном лечении попросту не имеют доступа к этим медикаментам.

Так или иначе, доказано: в сочетании с другими методами при использовании антиретровирусных препаратов распространение СПИДа можно сдержать.

Отмечены престижным рейтингом и результаты испытаний вакцины от малярии RTS,S, проведенные в семи африканских странах. Они, хоть и не дали стопроцентного результата, подарили надежду на получение в будущем эффективного профилактического средства.

В испытаниях участвовали 15 тыс. детей в возрасте от 6 до 17 месяцев. Новая вакцина предотвращала наступление первых острых эпизодов заболевания, но не избавляла от малярии.

Космос: пыль издалека, вода в невесомости и "бесхозные" планеты.

Одним из самых успешных в 2011г., по версии журнала Science, стало завершение японской космической миссии "Хаябуса" ("Сапсан").

Аппарат в 2003г. отправился в космос, чтобы доставить на Землю вещество с астероида Итокава, и почти потерпел неудачу. Из-за неполадок забор проб грунта прошел не по плану, ученые совсем не были уверены в том, что в устройство для сбора образцов попало хоть что-нибудь.

Научные прорывы-2011: американская версия

Однако в капсуле зонда, приземлившегося в середине июня 2010г. в австралийской пустыне Вумера, были обнаружены микроскопические частицы вещества. В марте обнародовали результаты изучения химического состава и строения этих частиц. Частицы оказались похожи на метеориты, найденные на Земле в разное время.

Таким образом, японским исследователям удалось впервые в истории доставить на Землю вещество небесного тела за пределами системы Земля-Луна.

Важным вкладом в астрономию, посчитали эксперты, стало также обнаружение гавайским телескопом двух огромных облаков чистого водорода, с которых во Вселенной начиналось строительство первых звезд и первых галактик.

Особенность открытия в том, что каким-то чудом эти облака сохранились нетронутыми спустя два миллиарда лет после Большого взрыва. Ученые полагают, что их открытие может потребовать пересмотра существующих теорий "металлизации" Вселенной - вполне возможно, что сверхновые распыляли тяжелые элементы не так эффективно, как считалось ранее.

Также составители рейтинга упомянули находки знаменитого охотника за экзопланетами - космического телескопа Kepler. Он обнаружил две планетных системы, которые противоречат существующим теориям формирования планет и не имеют пока никакого объяснения.

Кроме того, "ушлый" Kepler нашел десять "бездомных" планет, которые звезда-мать когда-то, видимо, выкинула в пространство.

Биология: новый человек, секреты фотосинтеза и престарелые мыши.

Важнейшим научным достижением уходящего года стали результаты исследования генома неандертальцев и денисовцев. Их сопоставление с геномом современных людей показало, что мы все еще носим в себе генетические особенности этих архаических видов людей.

Кроме того, были обнародованы результаты исследования еще одного вида прачеловека - австралопитека седиба. Новые данные показали, что он может быть переходным звеном между предками людей и древними приматами.

Не забыта работа японских ученых. В 2011г. они раскрыли секреты ключевого элемента механизма фотосинтеза у растений - как известно, именно от него зависит практически вся жизнь на Земле.

Исследователи впервые изучили структуру белка фотосистемы II, с помощью которого растения расщепляют молекулы воды на атомы водорода и кислорода, и составили подробную карту этой молекулы.

В авторитетном списке также упоминается открытие в области борьбы со старением. В ходе экспериментов на мышах было установлено, что если убирать из их организма стареющие клетки, или те, что уже перестали делиться, это может задержать наступление симптомов, связанных со старением - таких, как катаракта или мышечная слабость. Исследование подарило человечеству шанс сделать старость менее дискомфортной.

Научные прорывы-2011: американская версия

Новые технологии: "лекарство" от радиации.

Единственный технологический прорыв, который попал в список Science, не имеет отношения ни к электронике, ни к компьютерной технике. Замыкающую строчку списка заняли химики, создавшие новый вид цеолитов - пористых минералов, очищающих воду, воздух, превращающих нефть в бензин и обладающие прочими "волшебными" качествами.

Эти вещества применяются для очистки воды на космических кораблях и для обеззараживания радиоактивной воды при ликвидации аварии на японской АЭС "Фукусима".

В природе найдено около 40 таких минералов, однако в уходящем году ученые из Южной Кореи создали целое семейство новых искусственных материалов. Новые цеолиты дешевле, их поры тоньше и они лучше приспособлены для работы с большими органическими молекулами.

Кредит наличными от