Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Пробки за правами: ГИБДД готовится перенести экзамен в автошколы

В настоящее время готовится проект постановления правительства России, согласно которому экзамены на получение водительских прав будут приниматься не в подразделениях ГИБДД, а в специально аккредитованных для этого автошколах. По мнению начальника Центра регистрационно-экзаменационной работы столичного управления ГИБДД Константина Васюты, такой шаг мог бы частично разгрузить московские подразделения автоинспекции от огромных очередей, создаваемых желающими получить водительские права.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Как сообщили РБК в ГИБДД, такая форма экзамена может стать возможной в тех автошколах, в которых будет установлен специализированный автодром, позволяющий автоматически фиксировать результаты прохождения экзамена на "площадке". По такой системе инспектор сам сможет приезжать в автошколу для приема экзаменов у кандидатов в водители. Однако хватит ли на все аккредитованные школы инспекторов, как можно устранить огромные очереди в автоинспекциях, а также какие еще есть проблемы со сдачей экзаменов на права, попыталась выяснить наш корреспондент Наталья Печеник.

Более 2,5 тыс. человек ежедневно приходят в московские подразделения ГИБДД, чтобы попытать счастье в получении водительских прав. Формулировка "попытать счастье" (а не гарантированная сдача экзамена с последующим получением прав) выбрана неспроста: по данным московского управления ГИБДД, кандидаты в водители обладают слишком низким уровнем подготовки, чтобы быстро стать полноправными участниками движения на столичных дорогах. Именно поэтому среднее количество попыток сдать экзамен - 4-5. При этом с первой попытки получить права способны менее 20% кандидатов в водители.

На настоящий момент в столице - 12 подразделений Госавтоинспекции, имеющих право принимать экзамены на получения водительских прав. При этом более 2,5 тыс. человек ежедневно пробуют себя в качестве водителей на специально оборудованных площадках для вождения и на территории города (это и кандидаты, приехавшие на экзамен впервые после автошколы, и самоучки, сдающие экстерном, и те, кто пытается сдать экзамен уже не в первый раз). Это значит, что более 200 кандидатов в день приходится на каждое подразделение ГИБДД.

Нетрудно догадаться, что происходит в автоинспекциях ежедневно: столпотворение желающих получить права, многочасовое ожидание своей очереди для выхода на "площадку" или в "город" (по опыту корреспондента - от трех до десяти часов), отсутствие возможности куда-либо отойти из-за страха пропустить свою выстраданную очередь, и, как следствие, провал экзамена после всех часов ожидания, усталости и потраченных нервов. Так каковы причины подобной ситуации? Неправильная организация процесса приема экзаменов в ГИБДД, неумение автошкол научить кандидатов сдавать экзамен с первого раза или недосмотр образовательных ведомств, отвечающих за лицензирование и аттестацию компаний, предоставляющих услуги по обучению вождению?

Чтобы решить проблему с очередями, ряд столичных подразделений ГИБДД был переведен на увеличенный режим работы - без выходных по 12 часов в день. В инспекциях ввели систему электронного управления очередью на получение, замену водительских прав и ряд других услуг. "Это максимум, что мы могли сделать, потому что, например, открытие новых подразделений - это процесс не одного дня", - отметил начальник экзаменационной работы в Москве.

К тому же увеличение экзаменационных подразделений может еще больше "расслабить" автошколы, которые, по мнению столичной ГИБДД, и так плохо готовят кандидатов в водители, из-за чего им приходится пробовать свои силы снова и снова. "Мы об этом говорим. Встречаемся с ассоциациями автошкол, говорим, что уровень подготовки нужно повышать", - поделился К.Васюта. Однако кандидаты все равно приходят неподготовленными и создают в пунктах приема экзаменов огромные очереди. По словам К.Васюты, число людей, которые сдают экзамен в Москве ежедневно, сопоставимо с количеством кандидатов в регионах РФ за месяц.

В то же время, по мнению исполнительного директора Ассоциации автошкол Москвы Елены Зайцевой, очереди в инспекциях возникают не из-за плохо обученных кандидатов в водители, а из-за неорганизованности столичных инспекций. "На наш взгляд, в Москве мало инспекторов, у них недостаточная квалификация и устаревшая методика приема экзаменов", - сказала Е.Зайцева. По ее словам, методика приема экзаменов в инспекциях такова, что "при желании можно поставить любую оценку".

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

При этом К.Васюта отметил, что "в автошколах вообще складывается специфическая ситуация". К сожалению, главной целью автошкол является не желание научить будущих водителей, а желание на них заработать. В условиях существующей конкуренции (по данным столичной ГИБДД в Москве зарегистрирована 291 автошкола) школы борются между собой за каждого клиента, забывая о качестве услуг, которые они должны предоставлять. Ведь от уровня подготовки кандидата зависят потом условия безопасности дорожного движения. В 2012г. в Москве было выдано более 105 тыс. водительских удостоверений, при этом за восемь месяцев 2012г. на столичных дорогах произошло 534 ДТП с участием молодых водителей. Хотя в текущем году статистика немного лучше: за восемь месяцев 2013г. таких ДТП было 307.

Говоря о качестве образования будущих водителей, отметим, что за лицензирование автошкол в столице отвечает Департамент образования Москвы. Но о том, каким образом в столице следят за качеством предоставляемых образовательных услуг в автошколах, в департаменте нам ответить не смогли, сказав, что это не их компетенция. Соответственно о проблеме с очередями в ГИБДД там не слышали, о дорожно-транспортной ситуации на дорогах не знают. Получатся, ни Госавтоинспекция, ни Департамент образования - никто - за качеством образования будущих водителей не следит. По словам сотрудника ГИБДД Ильи Молодцова, "контроль за качеством образования в автошколах, к сожалению, находится в подвешенном состоянии, так как, по сути, им никто не занимается".

"Мы в конечном счете потом вынуждены это пожинать и выслушивать нарекания", - добавил К.Васюта, говоря о ситуации с качеством образования будущих водителей в автошколах Москвы. По его мнению, если бы большинство кандидатов в водители сдавали экзамен с первого раза, двух третей очередей в подразделениях ГИБДД не было бы. При этом К.Васюта отметил, что еще есть самоподготовка, при которой "уровень вообще мизерный". "Там процент сдачи с первого раза измеряется в сотых. Там вообще никто не готов!" - подчеркнул он.

Кстати, о самоподготовке. Согласно поправкам, принятым в федеральный закон "О безопасности дорожного движения", с 5 ноября 2013г. сдавать экзамены на право управления транспортными средствами можно будет только после прохождения обучения в автошколах. А в готовящемся МВД проекте постановлении правительства должна появиться норма о том, что экзамен по вождению можно будет сдавать в любой точке страны, не привязываясь к своему месту жительства.

Еще одной мерой, способной разгрузить подразделения ГИБДД столицы, начальник по экзаменационной работе в Москве назвал перевод работы экзаменаторов на круглосуточный режим. Так, к примеру, уже работают регистрационные отделения ГИБДД. "Город живет ночной жизнью, - отметил К.Васюта. - Так почему бы и нет? Это бы разгрузило экзаменационные подразделения".

Так как же поступить человеку, решившему научиться водить и при этом желающему получить водительские права с первой попытки? Куда обратиться, как выбрать хорошую школу? Наверное, когда появятся автошколы, в которых будут установлены автодромы, лучше идти в них. Однако стоимость услуг в таких школах будет в разы выше. По словам Е.Зайцевой, такой автодром стоит порядка 20-28 млн руб., и сдать экзамен на нем будет и сложнее, и дороже, так что ситуацию нововведение только ухудшит. По словам же К.Васюты, с новым постановлением правительства проблема с очередями в ГИБДД может разрешиться, ведь аккредитация школ может повысить уровень образования, а также распределить нагрузку непосредственно на "площадки" автошкол. Однако сколько автошкол в Москве смогут быть аккредитованы и хватит ли на них инспекторов, способных принимать экзамены (которых, к слову, в Москве сейчас 120), не совсем ясно. А пока начальник по экзаменационной работе посоветовал пользоваться старым проверенным способом: спрашивать о хороших школах у знакомых и читать форумы в интернете.

Такова ситуация на сегодняшний день. Перенаселение столицы стало причиной очередей не только в поликлиниках, банках и на почте, но и в автоинспекциях. Остается надеться, что ситуацию с очередями на экзамены действительно спасет новый закон, который при этом не породит, как это водится, очередную коррупционную волну. Кстати, еще несколько слов о нововведениях, которые начнут действовать уже с 5 ноября с.г. Для управления мопедами и легкими квадрициклами будет введена новая категория М. Также появится ряд новых подкатегорий, присвоение которых будет осуществляться по принципу объемов двигателей и масс транспортных средств. Например, категория В1 потребуется для вождения трициклов и квадрициклов. С подкатегорией С1 можно будет управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не превышает 7,5 т. Закон также разрешит сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач. В водительских удостоверениях таких водителей появится соответствующая отметка. И, наконец, новый закон запретит работать водителями лицам с иностранными водительскими удостоверениями. За это работодатель может быть оштрафован до 50 тыс. руб.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 16:51
У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует Крипто, 20:21
Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог Спорт, 20:20
В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры Политика, 20:20
«Яндекс» до 30 апреля закроет первый этап сделки по продаже активов Инвестиции, 20:16
Минфин возобновил закупки алмазов у АЛРОСА Бизнес, 20:10
«Ваньки», «голубчики» и «лихачи»: история такси и извоза РБК и Яндекс Go, 20:04
ФАС допустила повышение норматива продаж топлива на срочном рынке Экономика, 19:59
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Совет НАТО — Украина провел внеочередную встречу Политика, 19:52
Директора по капитальным вложениям «Росатома» арестовали по делу о взятке Общество, 19:46
На школьницу завели дело из-за шуточного предложения о теракте Политика, 19:44
Въехать в этом году: интересные проекты на финальной стадии возведения РБК и ПИК, 19:37
Летевший из Уфы в Ярославль самолет сел в Казани из-за трещины в стекле Общество, 19:34
«Спартак» оказался в шаге от вылета из Кубка Гагарина Спорт, 19:30
Суд приговорил Мифтахова к четырем годам по делу об оправдании терроризма Общество, 19:29